Дело N2а-865/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 мая 2018 г. г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Палаткиной А.С.,
с участием в деле:
административного истца - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, его представителя Голова М. Ю., действующего на основании доверенности от 25 октября 2017 г.,
административного ответчика Меркуловой Ю. А.,
представителя административного ответчика – адвоката Торчиковой Э. В., действующей на основании ордера №1267 от 08 мая 2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Меркуловой Ю. А. о взыскании неуплаченных штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с административным исковым заявлением к Меркуловой Ю. А. о взыскании неуплаченных штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость, уточненным в ходе рассмотрения дела, в котором просит суд взыскать с Меркуловой Ю. А. сумму неуплаченных штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц в размере 998 руб.; сумму неуплаченных штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в размере 3992 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Меркулова Ю.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя до 16.06.2016. Административным ответчиком несвоевременно, 08.06.2018, поданы налоговые декларации: налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ, не позднее 30.04.2015; налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ, не позднее 04.05.2016; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.04.2016; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.01.2016; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 9 месяцев 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.10.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за полугодие 2015 года. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.07.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.04.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2014 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.01.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 9 месяцев 2014 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.10.2014; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за полугодие 2014 года. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.07.2014. Инспекцией по Ленинскому району г. Саранска на основании представленных деклараций были проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых вынесены решения: №898, №899, №900, №901, №902, №903, №904, №905, №906, №896, №897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.10.2016, должник был привлечен к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ. Были направлены требования № 2767, 2763, 2775, 2774, 2773, 2772, 2771, 2770, 2769, №2788 от 02.12.2016 об уплате налога, пеней, штрафов и процентов. Указанные требования оставлены административным ответчиком без удовлетворения. Мировым судьей судебного участка №2 Ленинского района г. Саранска выдан судебный приказ от 22.02.2017 о взыскании с Меркуловой Ю.А. задолженности по штрафам за несвоевременное предоставление деклараций на сумму 4990 руб. В связи с тем, что от должника поступили возражения относительно судебного приказа, мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 25.10.2017.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Саранска Голов М.Ю. уточненные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик Меркулова Ю.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.
Как усматривается из содержания административного искового заявления, ответчик Меркулова Ю.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно справке Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия от 22 марта 2018 г. Меркулова Ю.А. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> по решению суда 10 июля 2015 г.
Согласно сообщению Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области от 09 апреля 2018 г. Меркулова Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной, снятой с регистрационного учета по месту жительства, по месту пребывания, а также состоявшей на миграционном учете на территории <адрес>, не значится.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 54 КАС Российской Федерации в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Учитывая, что место жительства административного ответчика Меркуловой Ю.А. не известно, в связи с чем, судом назначен адвокат, в качестве представителя Меркуловой Ю.А.
Представитель административного ответчика адвокат Торчикова Э.В. просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговым агентом, суммы налога фактически уплаченных в течение налогового периода, суммы налога, подлежащие уплате или возврату по итогам налогового периода (статья 216, пункты 1, 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, обязаны исчислять и уплачивать налог.
В силу части 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в части 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков, указанных в части 1 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Абзацем 2 части 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим годом.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статьи143Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются индивидуальные предприниматели.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20 числа первого месяца следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что до 16 июня 2016 г. Меркулова Ю.А. являлась индивидуальным предпринимателем (л.д.74-79).
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 5 указанной статьи, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Меркуловой Ю.А. несвоевременно, 08.06.2018, поданы налоговые декларации: налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ, не позднее 30.04.2015; налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ, не позднее 04.05.2016; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.04.2016; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.01.2016; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 9 месяцев 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.10.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за полугодие 2015 года. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.07.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.04.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2014 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.01.2015; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 9 месяцев 2014 год. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.10.2014; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за полугодие 2014 года. Срок предоставления декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ, не позднее 20.07.2014.
На основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей.
После проведенных камеральных проверок Меркулова Ю.А. привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа по ч.1 ст. 119 НК РФ с вынесением 12.10.2016 решений: №898, 899, 900, 901, 902, 903, 904, 905, 906, 896, 897. Задолженность по налоговым санкциям в размере 4990 руб. Меркуловой Ю.А. не погашена.
Административным истцом были направлены требования № 2767, 2763, 2775, 2774, 2773, 2772, 2771, 2770, 2769, №2788 от 02.12.2016 об уплате налога, пеней, штрафов и процентов. Указанные требования оставлены административным ответчиком без удовлетворения. Данные требования направлялись налогоплательщику Меркуловой Ю.А. заказными письмами, что подтверждается реестрами почтовых отправлений.
Ответчиком указанные требования не исполнены, штрафыдо настоящего времени не уплачены.
Доказательств исполнения требований истца об уплате задолженности ответчиком суду не представлено.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Учитывая, что обращение налогового органа в суд с иском о взыскании с Меркуловой Ю.А. штрафов в размере 4990 руб., имело место 13 марта 2018 г., то есть в пределах срока, установленного вышеприведенной правовой нормой, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Меркуловой Ю.А. штрафов в сумме 4990 рублей.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 2 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам, страховым взносам).
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Меркуловой Ю. А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 НК РФ) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.
Поскольку административный истец, как государственной орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика Меркуловой Ю.А. в доход бюджета городского округа Саранск в размере 400 руб., согласно следующему расчету: 4990 руб. (размер задолженности) х 4 %, но не менее 400 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям,
руководствуясь статьями 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Меркуловой Ю. А. о взыскании неуплаченных штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц и по налогу на добавленную стоимость удовлетворить.
Взыскать с Меркуловой Ю. А., не имеющей регистрации по месту жительства, сумму неуплаченных штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц в размере 998 рублей, сумму неуплаченных штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в размере 3992 рубля, а всего 4990 (четыре тысячи девятьсот девяносто) рублей.
Взысканная сумма подлежит перечислению: – УФК МФ РФ г. Саранск, расчетный счет № 40101810900000010002 в ГРКЦ Национального банка, БИК №, ИНН №, ОКТМО – 89701000, КПП – 132601001, КБК штрафа по налогу на доходы физических лиц – 18210102020013000110, КБК штрафа по налогу на добавленную стоимость – 18210301000013000110.
Взыскать с Меркуловой Ю. А. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2018 года.
Судья А.К. Чибрикин