Дело № 12-47/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2018 г. с. Лазо Лазовского района Приморского края
Судья Лазовского районного суда Приморского края Галчатников Антон Сергеевич, рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица - генерального директора Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» Анатолия Эдуардовича Фуксмана - на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Кожуровой Анастасии Валерьевны от 24 июля 2018 года по делу об административном правонарушении о привлечении юридического лица – Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» - к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Законный представитель ПАО «Преображенская база тралового флота» Фуксман А.Э. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Кожуровой А.В. от 24.07.2018г., которым ПАО «Преображенская база тралового флота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно тексту жалобы, заявитель не согласен с указанным постановлением по следующим основаниям.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ПАО «Преображенская база тралового флота» Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора были выявлены факты нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: накопление отходов, образующихся в процессе изготовления пластмассовых изделий, осуществляется под открытым небом на площадке, не оборудованной в соответствии с экологическими и санитарно - эпидемиологическими требованиями; отработанные ртутные лампы накапливаются не в соответствии с экологическими и санитарно - эпидемиологическими требованиями.
Отработанные ртутьсодержащие лампы накапливаются в общем помещении склада общества. Ртутные лампы хранятся на открытой полке, в поврежденной заводской упаковке, часть ртутных ламп - без упаковки. В данном складе также хранятся иные запасные части и оборудование.
По указанному факту 24 июля 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора было вынесено постановление о назначении административного наказания № 07-250/2018 от 24 июля 2018 года.
ПАО «ПБТФ» не оспаривает факт, изложенный в постановлении о назначении административного наказания.
Кроме того, после проведенной административным органом проверки ПАО «ПБТФ» приняло меры к устранению допущенного нарушения и предотвращению вредных последствий, а именно, обезвредило твердые бытовые отходы, что подтверждает акт № 78 от 30 июня 2018г. ООО «Эко-Пром ДВ» на основании договора № 01 - ТБО/2015 от 01.01.2015г. оказывает услуги ПАО «Преображенская база тралового флота» по обезвреживанию отходов производства и потребления: твердые бытовые отходы, а именно, мусор от бытовых помещений организаций несортированный на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности серии 025 № 00381.
Отработанные ртутные лампы в соответствии с экологическими и санитарно - эпидемиологическими требованиями были упакованы и перемещены в отдельное помещение, на котором имеется предупреждающая надпись.
По мнению ПАО «ПБТФ», обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ПАО «ПБТФ» являются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; принятие мер к устранению допущенных нарушений.
Кроме того, сведениями, имеющими существенное значение для индивидуализации ответственности, является факт присвоения ПАО «ПБТФ» статуса градообразующего предприятия Лазовского района, обеспечивающего занятость жителей Лазовского района, несущего бремя содержания социальной сферы района, оказывающего материальную (спонсорскую) помощь школам, детским садам, детскому дому, обществу инвалидов и.т.д.
Сумма санкций в размере ста тысяч рублей представляет собой несоразмерное ограничение экономической деятельности Общества. Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, учитывая, что сам факт привлечения к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. ПАО «ПБТФ» не будет иметь возможности единовременно оплатить сумму штрафа, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку финансовая ситуация на предприятии затруднительная, что подтверждается справкой о состоянии кредиторской задолженности ПАО «ПБТФ» и актом сверки взаимных расчетов за июнь 2018 года между компаниями ПАО «ПБТФ» и ООО «Дальрифер».
На основании вышеизложенного законный представитель юридического лица просил суд изменить постановление о назначении административного наказания № 07-250/2018 от 24.07.2018г., снизив размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
В судебное заседание законный представитель ПАО «ПБТФ» не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие
Представитель административного органа – Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора – о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, возражений на жалобу не представил.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей юридического лица и административного органа.
Исследовав доводы жалобы и проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ), Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ).
Федеральный закон № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно пункту 1 ст. 51 указанного Федерального закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Статьёй 75 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора на основании приказа от 17.05.2018 года № 266 в период с 30.05.2018 по 27.06.2018 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «ПБТФ».
Из акта проверки от 27.06.2018г. № следует, что выявлены, в том числе, следующие нарушения: ртутьсодержащие отработанные лампы накапливаются в общем помещении склада Общества; хранение отработанных ртутных ламп не соответствует требованиям, установленным ст. 4 постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, отработанных ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среды»; ртутные лампы хранятся в помещении склада на открытой полке, в повреждённой заводской упаковке, часть ртутных ламп хранится без упаковки. В данном складе также хранятся иные запасные части и оборудование; на территории цеха по изготовлению пластмассовых изделий (промплощадка №) производственные и бытовые отходы накапливаются под открытым небом на площадке, не оборудованной в соответствии с экологическими и санитарно – эпидемиологическими требованиями.
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № и фототаблицы следует, в том числе, что места накопления отходов производства и потребления не оборудованы в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.
12 июля 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Роспотребнадзора в отношении юридического лица - ПАО «ПБТФ» - составлен протокол об административном правонарушении № 07-250/2018.
24 июля 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Роспотребнадзора в отношении юридического лица - ПАО «ПБТФ» - вынесено постановление № 07-250/2018 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Факт совершения правонарушения и вина ПАО «ПБТФ» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждены совокупностью содержащихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а также не отрицаются законным представителем юридического лица.
Доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения данных требований, в материалах дела не имеется.
Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Протокол об административном правонарушении и постановление по делу соответствуют требованиям КоАП РФ, приняты должностным лицом административного органа в соответствии с компетенцией и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности по указанной категории дел, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и являлись бы основаниями для отмены оспариваемого постановления, не установлено.
Вместе с тем прихожу к выводу о необходимости изменить постановление по делу об административном правонарушении, исходя из следующего.
Так, санкцией ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ПАО «ПБТФ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, т.е. в минимальном размере санкции указанной статьи.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 указанной статьи, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
При обращении в суд с рассматриваемой жалобой законный представитель ПАО «ПБТФ» Фуксман А.Э. в обоснование довода о необходимости снижения размера назначенного административного штрафа представил справку о состоянии кредиторской задолженности ПАО «ПБТФ» и акт сверки взаимных расчетов, согласно которым, кредиторская задолженность ПАО «ПБТФ» перед ООО «Дальрифер» по состоянию на 30.06.2018г. составила 103 453 081,75 руб.
Также необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 № 452 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.12.2017 № 1581) ПАО «Преображенская база тралового флота» включено в Перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. К числу указанных организаций относятся юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, которые необходимо расценивать как исключительные, при отсутствии в материалах дела достоверных сведений о наличии вредных последствий в результате совершения вышеуказанного административного правонарушения, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, полагаю необходимым изменить обжалуемое постановление должностного лица в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить размер административного штрафа до 50 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Жалобу законного представителя юридического лица - генерального директора Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» Анатолия Эдуардовича Фуксмана - на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Анастасии Валерьевны Кожуровой от 24.07.2018 № 07 – 250/2018 по делу об административном правонарушении о привлечении ПАО «Преображенская база тралового флота» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление № 07-250/2018 от 24 июля 2018 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Кожуровой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» - изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление должностного лица административного органа, - оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Галчатников А.С.