ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября2015года городФокиноФокинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Орлова Р.В., при секретаре судебного заседания Ананьевой Л.А., с участием заявителя Маркова М.А., его представителя – адвоката Вазюкова С.Н., представителя командира войсковой части № Мироненко И.П., старшего помощника военного прокурора гарнизона залива Стрелок капитана юстиции Городышко Д.С., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению ...... Маркова ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части №, начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, начальника отдела кадров Тихоокеанского флота, связанных с досрочным увольнением с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями,
у с т а н о в и л:
Марков обратился в суд с заявлением, в котором с учетом устных уточнений просит:
– признать незаконным пункт 5 параграфа 2 приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № о досрочном его увольнении с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями;
– обязать командира войсковой части № отменить пункт 5 параграфа 2 своего приказа от ДД.ММ.ГГГГ № и восстановить его на военной службе на равной или с его согласия на высшей или низшей воинской должности.
В обоснование заявленных требований Марков указал, что приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № он досрочно уволен с военной службы на основании п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями, однако уволиться в запас из рядов Вооруженных Сил РФ он не желал, о чем указал в своем рапорте и при проведении с ним личной беседы.
В судебном заседании заявитель на заявленных требованиях настаивал и просил их удовлетворить в полном объеме, при этом показал, что в декабре 2014 года на основании заключения военно-врачебной комиссии он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, в связи с чем, он неоднократно устно обращался к командованию войсковой части № с просьбой о назначении его на имеющиеся вакантные воинские должности, а 3 февраля 2015 года изложил свое желание письменно в своем рапорте адресованном командиру войсковой части №, в котором также указал, что он желает продолжить военную службу на вакантной воинской должности по имеющейся у него военно – учетной специальности, либо по профилю ранее занимаемых им должностей. В ходе проведения с ним личной беседы 3 февраля 2015 года, он был не согласен с досрочным его увольнением с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями и выражал также согласие продолжить военную службу и просил назначить его на вакантную воинскую должность, однако вместо решения вопроса о его назначении, приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, он досрочно уволен с военной службы на основании п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с организационно-штатными мероприятиями. Также Марков показал, что командованием ему не была предложена ни одна вакантная должность, вместе с тем, он желает продолжит военную службу на равной или с его согласия на высшей или низшей воинской должности.
Представитель заявителя адвокат Вазюков поддержал заявленные требованиях и просил их удовлетворить в полном объеме, при этом показал, что в период нахождения заявителя в распоряжении командира воинской части имелись вакантные воинские должности, однако командование войсковой части № никаких мер к его назначению на указанные воинские должности не приняло. Должностным лицом в соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ не исполнена обязанность по документальному доказыванию законности своих действий, поэтому заявитель досрочно уволен с военной службы приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с организационно-штатными мероприятиями незаконно.
В судебном заседании представитель командира войсковой части № Мироненко требования заявления не признал и показал, что 3 февраля 2015 года в ходе проведения личной беседы с заявителем, последний был не согласен с увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и изъявил желание продолжить военную службу. В связи с чем командование войсковой части № обратилось с просьбой к начальнику отдела кадров Тихоокеанского флота разместить заявителя на вакантной воинской должности. 4 апреля 2015 года от начальника отдела кадров Тихоокеанского флота поступила телеграмма, что в Южном военном округе разместить заявителя на вакантной воинской должности не представляется возможным. Поскольку заявитель находился за сроком нахождения в распоряжении командира войсковой части № и отсутствовала возможность его назначения на другие воинские должности приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель был уволен с военной службы по п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Помощник военного прокурора гарнизона залива Стрелок Городышко в судебном заседании просил удовлетворить требования заявителя при этом показал, что для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в связи с сокращением занимаемой им воинской должности, или по истечении срока нахождения военнослужащего в распоряжении, необходимо наличие совокупности двух взаимосвязанных обстоятельств: 1) невозможность назначения военнослужащего на равную воинскую должность и 2) отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность. Поскольку, каких-либо документальных доказательств невозможности назначения заявителя на равную воинскую должность или то, что он отказался от предложенных ему высших или низших воинских должностей в пределах соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ должностным лицом не представлено, следовательно вышеуказанная совокупность обстоятельств отсутствует, значит объективных причин для увольнения заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не имелось.
Начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и начальник отдела кадров Тихоокеанского флота, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении слушания дела не просили. Согласно статье 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.
Выслушав заявителя, его представителя и представителя должностного лица, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из рапорта заявителя от 3 февраля 2015 года в адрес командира войсковой части № видно, что заявитель желает продолжить военную службу на вакантных воинских должностях по имеемой у него военно-учетной специальности либо по профилю ранее занимаемых им воинских должностей.
Как усматривается из листа беседы с заявителем от 3 февраля 2015 года, последний с увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не согласен, желает продолжить службу на вакантных воинских должностях по имеемой у него военно-учетной специальности.
Согласно телеграммы начальника отдела кадров войсковой части № от 3 февраля 2015 года следует, что командование войсковой части № обращалось к начальнику отдела кадров Тихоокеанского флота с просьбой разместить заявителя на вакантной воинской должности.
Из телеграммы начальника отдела кадров Тихоокеанского флота от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес начальника управления кадров Восточного военного округа видно, что данное должностное лицо, просит оказать содействие в размещении заявителя на вакантных воинских должностях в пределах округа.
Как усматривается из телеграммы начальника управления кадров Восточного военного округа от 2 апреля 2015 года в адрес начальника отделения кадров Тихоокеанского флота, в частях Южного округа возможность разместить заявителя на воинской должности отсутствует.
Согласно телеграммы начальника управления кадров Восточного военного округа от 26 апреля 2015 года в адрес начальника отдела кадров Тихоокеанского флота следует, что в войсках Центрального военного округа возможность разместить заявителя на воинской должности отсутствует.
Из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что Марков досрочно уволен в запас по п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Также из вышеуказанного приказа видно, что воинская должность заявителя сокращена с 1 декабря 2011 года.
Как показал в судебном заседании заявитель, что он неоднократно устно обращался к командованию войсковой части № с просьбой о назначении его на имеющиеся вакантные воинские должности, а 3 февраля 2015 года изложил свое желание письменно в своем рапорте. Данное обстоятельство представителем командира войсковой части № Мироненко не оспаривалось.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п. 4 ст. 42 и п. 1 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, не более шести месяцев.
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей военнослужащих, за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется в порядке, установленном «Положением о порядке прохождения военной службы».
Пункт 4 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» определяет, что досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями, при отсутствии других оснований для увольнения, возможно по истечении сроков нахождения в распоряжении командира, установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и «Положением о порядке прохождения военной службы», при невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Согласно п.п. 5 и 6 ст. 11 Положения назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.
Вместе с тем по смыслу п. 11-15 ст. 11 Положения назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий без их согласия предусмотрено только на равные воинские должности.
В судебном заседании установлено, что Марков, как в ходе беседы с ним по поводу предстоящего увольнения с военной службы, так и в своем рапорте командиру войсковой части № высказывал свое неизменное желание продолжить военную службу на вакантных воинских должностях (как равных так и высших).
Учитывая вышеизложенное, поскольку для досрочного увольнения заявителя с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями в связи с сокращением занимаемой им воинской должности необходимо наличие совокупности двух взаимосвязанных обстоятельств – это невозможность назначения его на равную воинскую должность и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность, принимая во внимание положения ст. 249 ГПК, возлагающие на должностное лицо обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, и вышеуказанные положения Закона, суд приходит к выводу, что поскольку в период нахождения заявителя в распоряжении командира войсковой части № он продолжал настаивать на прохождении им военной службы, о чем выразил свое желание в своем рапорте от 3 февраля 2015 года и в листе беседы, однако командованием войсковой части № исчерпывающих мер к назначению заявителя на имеющиеся вакантные воинские должности в пределах соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ предпринято не было и каких-либо воинских должностей ему не предложено, суд считает, что достаточных оснований для вывода о наличии вышеперечисленных взаимосвязанных обстоятельств, указанных в законе, и соблюдении в связи с этим воинским должностным лицом необходимых условий для увольнения Маркова с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями, как и объективных причин, не имелось, в связи с чем суд признает действия командира войсковой части №, связанные с изданием приказа от ДД.ММ.ГГГГ № в части досрочного увольнения заявителя с военной службы в связи с организационно –штатными мероприятиями, как и сам приказ, незаконными, и для восстановления нарушенного права заявителя суд считает необходимым возложить обязанность на командира войсковой части № отменить свой приказ от ДД.ММ.ГГГГ № в части досрочного увольнения заявителя с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями и восстановить Маркова на военной службе для решения вопроса о его дальнейшем прохождении военной службы на равной или с его согласия на высшей или низшей воинской должности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, военный суд,
р е ш и л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 45 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 7 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░......
......
......