Председательствующий – Иркитов Е.В. Дело №
номер дела в суде первой инстанции №
УИД 02RS0№-37
номер строки в статистическом отчете 2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 марта 2021 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Солоповой И.В., Плотниковой М.В.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Муниципального унитарного предприятия «ТеплоВодСервис» ФИО1 на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
исковые требования прокурора <адрес> Республики Алтай удовлетворены.
Возложена обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «ТеплоВодСервис» создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива в объеме не менее 45-дневной потребности, в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
<адрес> Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «ТеплоВодСервис» об обязании в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить 45 суточный запас твердого топлива в количестве 445,4 тонн, мотивировав требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при эксплуатации и обслуживании котельных МУП «ТеплоВодСервис» выявлены нарушения. В целях устранения нарушений в адрес директора МУП «ТеплоВодСервис» внесено представление с требованием обеспечить на котельных МУП «ТеплоВодСервис» необходимый нормативный запас твердого топлива. По состоянию на <дата> в котельных МУП «ТеплоВодСервис» имелся нормативно эксплуатационный запас твердого топлива в объеме около 50 тонн, однако запас топлива на 45 дней должен составлять 540 тонн угля.
Суд постановил вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие представитель МУП «ТеплоВодСервис» ФИО1, просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены их процессуальные права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ, поскольку заявлялось ходатайство о приобщении к материалам дела копий договоров поставки угля, подтверждающих наличие 45 дневного запаса твердого топлива, однако судом необоснованно было отказано в приобщении данных доказательств. Истцом не были представлены достаточные доказательства подтверждающие отсутствие твердого топлива.
<адрес> в возражениях на апелляционную жалобу и дополнительных возражениях указал, что по состоянию на <дата> фактический запас угля в МУП «ТеплоВодСервис» составлял 50 тонн, фактический расход твердого топлива для всех котельных составляет от 12 до 38 тонн в сутки. Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай установлен нормативный запас топлива на 2021 год 485 тонн, нормативно эксплуатационный запас топлива - 353 тонны. Предприятие обязано создать и поддерживать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива для обеспечения бесперебойной работы котельных не менее 45-суточной потребности на период всего отопительного сезона.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По смыслу положений части 5 статьи 198, статей 199 - 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, резолютивная часть решения суда должна содержать исчерпывающие выводы, в связи с чем в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу обязан предпринять; должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало споров при исполнении.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»).
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Между тем резолютивная часть решения по настоящему делу данным требованиям норм процессуального права не соответствует, поскольку не содержит указания на количество необходимого нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива в том объеме, который обеспечит 45-дневный запас дневной потребности. Соответствующие обстоятельства в ходе рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, также установлены не были, в связи с чем, решение суда является неисполнимым.
Ввиду изложенного обжалуемое решение нельзя признать законным, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
Удовлетворяя заявленные прокурором <адрес> Республики Алтай требования и возлагая на МУП «ТеплоВодСервис» обязанность создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива в объеме не менее 45-дневной потребности, в течение 5 дней, с момента вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции, указал, что создание нормативных эксплуатационных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в количестве 540 тонн угля, а соответствующих доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела, ответчиком не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не установлено требование о наличии на котельных в течение всего отопительного периода нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива в объеме не менее 45-дневной потребности.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).
Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.
Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения МУП «ТеплоВодСервис» законодательства о теплоснабжении выявлено, что МУП «ТеплоВодСервис» является ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) в селе <адрес> Республики Алтай.
В соответствии с Уставом МУП «ТеплоВодСервис», постановлением администрации МО «<адрес>» № от <дата>, постановлением администрации МО «<адрес>» № от <дата>, МУП «ТеплоВодСервис» обеспечивает функционирование объектов жилищного и нежилого фонда, удовлетворят потребности населения и прочих потребителей жилищно-коммунальными услугами, в том числе осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей.
В эксплуатации МУП «ТеплоВодСервис» находятся котельные №, №, №, №, №, которые являются источниками теплоснабжения для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения на территории Онгудайского сельского поселения возложена на МУП «ТеплоВодСервис».
МУП «ТеплоВодСервис» является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные) для выработки тепловой энергии.
Согласно акта проверки в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации и обслуживании котельных МУП «ТеплоВодСервис» от <дата>, в котельных МУП «ТеплоВодСервис» имеется нормативно эксплуатационный запас твердого топлива в объеме около 50 тонн, что является недопустимым и недостаточным, запас топлива на 45 дней должен составлять 540 тонн угля.
В силу пунктов 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377, наличие нормативного эксплуатационного запаса в размере 45-суточного расхода топлива должно обеспечиваться теплоснабжающими организациями по состоянию на 01 октября планируемого года.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 сентября 2020 года №17-ВД утвержден нормативный запас топлива для котельных МУП «ТеплоВодСервис» <адрес> МО «<адрес>» на 2021 год, согласно которому по состоянию на 2021 год нормативный общий запас твердого топлива на котельных МУП «ТеплоВодСервис» должен составлять 0,4085 тонны, в т.ч. нормативный эксплуатационный запас топлива 0,3503 тыс.т., нормативный неснижаемый запас топлива 0,0582 тыс.т.
Установление приказом уполномоченного органа отдельно неснижаемого нормативного запаса топлива и отдельно нормативного эксплуатационного запаса топлива свидетельствует о том, что нормативный эксплуатационный запас топлива не является неснижаемым запасом топлива, а напротив, возможно его использование в течение отопительного периода для надежной и стабильной работы котельных и обеспечения плановой выработки тепловой энергии.
При этом в действующем законодательстве отсутствует какая-либо норма, содержащая прямой запрет теплоснабжающей организации использовать топливо из НЭЗТ в условиях отсутствия перебоев с поставками основного вида топлива, а, следовательно, топливо из НЭЗТ может использоваться для выработки тепловой энергии не только в условиях введения ограничений поставок основного вида топлива.
Согласно ответа МУП «ТеплоВодСервис» на представление прокурора <адрес>, по состоянию на <дата> в МУП «ТеплоВодСервис» имелось твердое топливо в объеме около 445,5 тонн, то есть
предприятие надлежащим образом выполнило свои обязанности теплоснабжающей организации, по своевременному принятию мер к обеспечению на начало отопительного периода необходимых ОНЗТ.
В процессе эксплуатации котельных в период отопительного сезона по состоянию на <дата> (акт проверки прокуратуры <адрес>) запасы НЭЗТ изменились в сторону уменьшения - до 50 тонн.
В судебном заседании <дата> представитель ответчика МУП «ТеплоВодСервис» указывала о наличии в котельных на предприятии запаса угля около 120 тонн.
МУП «ТеплоВодСервис» <дата>, <дата>, <дата>, <дата> были заключены договоры на поставку твердого топлива (угля) в общем количестве 461 тонн.
Из изложенного следует, что в случае возникновения непредвиденных ситуаций выработка тепловой энергии на котельных района и подача тепла потребителям не прекратится.
Таким образом, доводы прокурора о необходимости обеспечения МУП «ТеплоВодСервис» нормативного эксплуатационного запаса на котельных в виде 45-суточного запаса угля, поскольку непринятие подобных мер может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Доказательств, свидетельствующих об ограничении или об остановке подачи тепла потребителям, не представлено.
В судебном заседании истцом не были представлены доказательства того, что на момент рассмотрения дела имелась нехватка запаса топлива и угроза для неопределенного круга лиц остаться без отопления в сезон 2020-2021 года, в то время как в исковом заявлении указывалось на нарушения интересов неопределенного круга лиц именно в этот отопительный сезон.
Учитывая, что требования законодательства относительно обеспечения необходимого запаса топлива на начало отопительного сезона является действующим применительно к отопительному сезону 2020-2021 гг., на момент рассмотрения дела установлена достаточность неснижаемого запаса топлива, такого рода действия во всяком случае не влекут восстановления предполагаемого нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд.
При этом доказательств того, что теплоснабжающая организация не исполняет своих обязательств по теплоснабжению жителей Онгудайского сельского поселения либо отказалась от исполнения своих обязательств, материалы дела не содержат и прокурором в дело не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда о возложении на МУП «ТеплоВодСервис» обязанности создать нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) в объеме не менее 45-суточной потребности в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, нельзя признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата> отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Алтай к Муниципальному унитарному предприятию «ТеплоВодСервис» о возложении обязанности создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива в объеме не менее 45-дневной потребности, в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Н. Чертков |
Судьи |
И.В. Солопова |
М.В. Плотникова |