РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2014 года г. Мытищи
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
судьи Верховской Е.Н.,
при секретаре Меликян С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5398/14 по иску Бадалян Р. К. к ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области о зачете периода работы в трудовой стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости и об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бадалян Р.К., с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском к ГУ - Главное управление ПФР № 6 по г. Москве и Московской области о зачете периода работы в трудовой стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в <данные изъяты>. Кроме того, просила обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование своих требований указала, что ей было отказано в назначении льготной пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17 декабря 2001 года со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа – 25 лет. В специализированный стаж не был включен вышеуказанный период работы. Отсутствие необходимого стажа исключает назначение ей льготной пенсии. По указанным основаниям истица вынуждена обратиться в суд за разрешением возникшего спора.
Истец Бадалян Р.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила данные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности – Фадеева Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объёме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не мене 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бадалян Р.К. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. При рассмотрении ее заявления к зачету в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не был принят период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в <данные изъяты> со ссылкой на то, что в адрес ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области не поступил ответ на запрос о проверке льготного стажа.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Об этом же говорится и в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» и в п.6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий», утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 года № 555.
Из копии трудовой книжки Бадалян Р.К. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности учителя русского языка и литературы в <данные изъяты> (л.д. 7-13).
В соответствии с п. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно статье 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Конституционный суд РФ в своем определении от 06.12.2001 года № 310-О подчеркивает, что конституционное право следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений.
Как указано в п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно – правовых форм и подчиненности. Закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 1 ст. 12 и ст. 11.1 указанного Закона также предусмотрено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в разделе «Наименование учреждений» (п. 1.1) поименованы образовательные учреждения, в том числе школы всех наименований; в разделе «Наименование должностей» (п. 1) поименованы учителя.
Действовавшим до 1 ноября 1999 года постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года были утверждены «Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В данном Списке также указана должность – учитель и предусмотрено наименование учреждения - школы всех типов и наименований.
Из имеющихся в материалах дела архивных справок также следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бадалян Р.К. в должности учителя русского языка и литературы в <данные изъяты>. Работу осуществляла полный рабочий день и полную рабочую неделю, отпуска без сохранения, учебные отпуска и отпуска по уходу за ребенком не предоставлялись. Посещения курсов повышения квалификации, прогулов и простоев предприятия не было (л.д. 21-24). Указанные обстоятельства также подтверждаются имеющейся в материалах дела справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, данной в ответ на запрос ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области.
Следовательно, период работы Бадалян Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в <данные изъяты> подлежит зачету в специальный трудовой стаж, поскольку в силу вышеприведенных обстоятельств, указанное учреждение осуществляет образовательный процесс, где истец осуществляла свою педагогическую деятельность, при этом отсутствие у Бадалян Р.А. возможности подтвердить иным способом факт работы в спорный период не может влиять на её пенсионные права.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Управление Пенсионного фонда засчитало истцу в льготный стаж <данные изъяты> дней (л.д. 6), суд приходит к выводу, что специальный трудовой стаж Бадалян Р.А., с учетом зачтенного периода работы, составляет более 25 лет.
В соответствии со ст. 19 федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу об обязании ГУ - Главное Управление Пенсионного Фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области назначить Бадалян Р.А. досрочную льготную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бадалян Р. К. удовлетворить.
Зачесть Бадалян Р. К. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Арцваникской средней школе <адрес> Республики Армении.
Обязать ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области назначить Бадалян Р. К. досрочную трудовую пенсию по старости, с учетом подлежащего в специальный трудовой стаж периода работы, с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение суда может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья