Решение по делу № 12-103/2019 от 26.03.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

24 мая 2019 года                                                                     г. Горно-Алтайск

          Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Сумачаков И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Завгородней Г.Е. от 12 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Завгородней Г.Е. от 12 марта 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. по ст. 15.15.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенникова Н.А. обратилась с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу в виду отсутствия события и состава административного правонарушения по тем основаниям, что утверждение бюджетной сметы осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня доведения Минюстом России территориальному органу и учреждению соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Управлению Минюста России по Республике Алтай лимиты бюджетных обязательств, которые в совокупном объеме утверждены в бюджетной смете от 18.01.2018 г., доводились Минюстом России на основании выписок от 26.12.2017 г., от 12.01.2018 г., от 12.01.2018 г., от 17.01.2018 г. В целях приведения данных обоснований бюджетных ассигнований в соответствие с утвержденными показателями сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, Минюстом России было внесено изменения в обоснование бюджетных ассигнований. Объем прав Управления Минюста России по Республике Алтай, достаточный для формирования бюджетной сметы, был сформирован и доведен 17.01.2018 г. Лимиты бюджетных обязательств, полученные управлением по расходным расписаниям по состоянию на 17.01.2018 г., в системе «Электронный бюджет» не соответствовали утвержденным лимитам бюджетных обязательств, которые распределил главный распорядитель по показателям бюджетной сметы. Поскольку лимиты Управлению Минюста России по Республике Алтай в объеме, утвержденном ГРБС на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годы) по состоянию на 17.01.2018 г., не были доведены, управление в период по 17.01.2018 г. (включительно) не имело прав и возможности на формирование и утверждение бюджетной сметы в системе «Электронный бюджет». В результате Управление Минюста России по Республике Алтай получило возможность работать с поступившими лимитами только 18.01.2018 г., поскольку именно по состоянию на 18.01.2018 г. сумма утверждённых ЛБО соответствовала сумме, отраженной в реестре «Показатели бюджетных смет» по строке на 2019 и 2020 годы, распределенной Минюстом России в графе «Доведено ЛБО». Управлением 18.01.2018 г. после получения технической возможности была сформирована и утверждена бюджетная смета на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годы), а также размещена в интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Таким образом, управление незамедлительно и в установленный законодательством срок, в первый же день со дня получения объема прав, соответствующего сводной бюджетной росписи и утвержденным лимитам бюджетных обязательств, которые распределил главный распорядитель (17.01.2018 г.), выполнило предусмотренные законодательством обязательства в отношении формирования, утверждения и размещения бюджетной сметы. Между действиями ГРБС по доведению лимитов бюджетных обязательств и действиями ПБС по утверждению бюджетной сметы нет и не может быть единого срока исполнения. В соответствии с п. 2 Порядка объем прав и распределение направлений расходов, на основании доведенных лимитов, устанавливается при составлении смет. Произвольное (иное) толкование правовой нормы контрольным органом УФК по Республике Алтай привело к нарушению принципа равенства всех перед законом.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенникова Н.А., ее защитник Бороздина П.В. в судебном заседании просили постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Светоносов К.А. полагал, что вина начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, установлена и доказана, оснований для отмены постановления не имеется.

Судья, выслушав участников процесса, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положения ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 15.15.7 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений, и с объективной стороны характеризуется совершением виновным лицом действий по учету бюджетных обязательств.

Из материалов дела следует, что контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Алтай от 16.01.2019 г. «О проведении плановой выездной проверки» в период с 17.01.2019 г. по 25.02.2019 г. в отношении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай проведена плановая выездная проверка использования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «<данные изъяты>», в том числе полноты и достоверности отчетности о ее реализации за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г., о чем составлен соответствующий акт.

При осуществлении плановой выездной проверки должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Алтай выявлен факт нарушения срока утверждения бюджетной сметы управления на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годы). Бюджетная смета на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годы) управления на сумму 11 918,5 тыс. рублей утверждена начальником управления Веретенниковой Н.А. 18 января 2018 года, то есть с нарушением срока утверждения бюджетной сметы казенного учреждения на один рабочий день.

В соответствии с п. 1 разд. 1 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 , управление является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств управления является Министерство юстиции Российской Федерации.

Пунктом 1 раздела 1 Положения о реализации единой государственной учетной политики в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай от 29.12.2017 г. , установлена организационно-правовая форма управления – Федеральное государственное казенное учреждение.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

В силу п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с подп. 8 п. 8 ст. 158, п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений».

Министерством юстиции Российской Федерации утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федерального казенного учреждения «Объект », согласно приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 24.08.2017 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федерального казенного учреждения «Объект ».

Формирование и ведение смет территориальных органов осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», согласно п. 1 разд. 1 Порядка Минюста России.

При составлении сметы устанавливаются объем и распределение направления расходования средств федерального бюджета на основании доведенных до территориальных органов лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функции учреждения на период одного финансового года.

Согласно п. 7 разд. 3 Порядка Минюста России утверждение смет территориального органа осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня доведения территориальному органу соответствующих лимитов бюджетных обязательств, утверждается начальником территориального органа или иным уполномоченным им лицом.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. по ст. 15.15.7 КоАП РФ заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Завгородней Г.Е. установлено, что лимиты бюджетных обязательств на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годы управлению доведены расходным расписанием главного распорядителя бюджетных средств от 25.12.2017 г. , дата подписания расходного расписания 26.12.2017 г. (ф. ). Следовательно, срок утверждения бюджетной сметы на 2018 финансовый год (плановый период 2019-2020 годы) управления истек 17 января 2018 года. Однако бюджетная смета на 2018 финансовый год (плановый период 2019-2020 годы) управления на сумму 11 918,5 тыс. рублей утверждена начальником управления Веретенниковой Н.А. 18 января 2018 года, то есть с нарушением срока утверждения бюджетной сметы казенного учреждения на один рабочий день.

На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.05.2017 -лс «О назначении Веретенниковой Н.А.». Веретенникова Н.А. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы - начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай сроком до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с подпунктом 2 п. 8 разд. 3 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 , начальник управления контролирует выполнение возложенных на управление задач и несет персональную ответственность за их выполнение.

Должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Алтай установлен в действиях начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, однако производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Однако с выводами заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о наличии в действиях начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, судья согласиться не может в связи с нижеследующим.

Согласно ст. 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В пунктах 1, 2 ст. 219.1 БК РФ предусмотрено, что бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.

В приказе Минфина России от 14.02.2018 г. н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» закреплено общее правило, согласно которому утверждение сметы учреждения осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств (пункт 10).

Как указано выше, в Порядке Минюста России также регламентировано, что утверждение смет территориального органа осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня доведения территориальному органу соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Системный анализ названных законоположений позволяет прийти к выводу о том, что десятидневный срок утверждения бюджетный сметы казенного учреждения начинает исчисляться со дня доведения получателю бюджетных средств в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, поскольку утвержденные лимиты должны соответствовать бюджетной росписи.

Как следует из материалов дела, Минюстом России бюджетной росписью Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай доведены лимиты бюджетных обязательств на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годы) в сумме 11 918,5 тыс. рублей.

Данные лимиты бюджетных обязательств главным распорядителем бюджетных средств (Минюстом России) доводились до получателя бюджетных средств (Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай) четырьмя расходными расписаниями от 25.12.2017 г. , от 11.01.2018 г. , от 12.01.2018 г. , от 17.01.2018 г. .

Должностное лицо Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, делая вывод о наличии в действиях начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, в связи с нарушением десятидневного срока утверждения бюджетной сметы, исчисляет данный срок со дня доведения части лимитов бюджетных обязательств первым расходным расписанием от 25.12.2017 г. .

Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя, поскольку объем прав Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай как получателя бюджетных средств, достаточный для утверждения бюджетной сметы, был сформирован 17 января 2018 года – в день поступления четвертого расходного расписания от 17.01.2018 г. , которым до получателя в полном объеме доведены лимиты бюджетных обязательств, так как бюджетная смета должна соответствовать доведенным лимитам.

Как установлено судьей, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай до 17 января 2018 года – до доведения в полном объеме лимитов бюджетных обязательств согласно бюджетной росписи – не могло утвердить бюджетную смету в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Данное обстоятельство в судебном заседании 19 апреля 2019 года должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Ощепкова О.М. не оспаривала, объяснив, что действительно управление не могло в «Электронном бюджете» утвердить бюджетную смету до 17 января 2018 года, поскольку лимиты бюджетных обязательств в полном объеме доведены не были.

Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» утверждено Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, в силу раздела 2 которого главные распорядители средств федерального бюджета, указанные в ведомственной структуре расходов федерального закона о федеральном бюджете, распределяют в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведенные до них лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями средств федерального бюджета для принятия и (или) исполнения получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд подлежат доведению до получателей средств федерального бюджета в полном объеме не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлен 20-дневный срок для главного распорядителя бюджетных средств для доведения лимитов бюджетных обязательств до получателя средств федерального бюджета после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя и 10-дневный срок для получателя бюджетных средств для утверждения бюджетной сметы после доведения соответствующих лимитов.

Если следовать правовой позиции должностных лиц Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, то 10-дневный срок, предоставленный получателю бюджетных средств для утверждения бюджетной сметы, входит в 20-дневный срок, предоставленный для главного распорядителя бюджетных средств для доведения лимитов бюджетных обязательств, поскольку при недоведении лимитов бюджетных обязательств в полном объеме одним расходным расписанием действия получателя по утверждению бюджетной сметы будут зависеть от действий главного распорядителя по доведению оставшейся части лимитов бюджетных обязательств, что является неправильным, основанным на неверном толковании вышеуказанных положений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Поскольку федеральным законодателем разграничены сроки доведения лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств и сроки утверждения бюджетной сметы для получателей бюджетных средств, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность как для получателей бюджетных средств за несвоевременное утверждение бюджетной сметы (статья 15.15.7), так и для главного распорядителя средств федерального бюджета за несвоевременное доведение до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (статья 15.15.11).

При таких обстоятельствах 10-дневный срок для утверждения бюджетной сметы для Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай должен исчисляться со дня доведения главным распорядителем бюджетных средств (Минюстом России) в полном объеме лимитов бюджетных обязательств (17 января 2018 года), а не со дня доведения части лимитов первым расходным расписанием от 25.12.2017 г.

Из материалов дела следует, что бюджетная смета утверждена начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай 18 января 2018 года, то есть на следующий день после доведения в полном объеме лимитов бюджетных обязательств согласно бюджетной росписи, а потому данным должностным лицом не нарушен 10-дневный срок утверждения бюджетной сметы.

Таким образом, судья не усматривает в действиях должностного лица Веретенниковой Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Завгородней Г.Е. от 12 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ, в отношении начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Веретенниковой Н.А. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.

    Судья                                                                                                             И.Н. Сумачаков

12-103/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Сумачаков Игорь Николаевич
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
24.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее