Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2013 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,
С участием представителей истца Зориной О.А., Хайруллиной М.Р.,
Представителя ответчика Парфеновой Н.И.,
При секретаре Антаковой И.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску Хайруллина Рината Назибуллиновича к Администрации Чайковского городского поселения о признании незаконным решения об отказе в утверждении и согласовании схемы границ земельного участка, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка,
У с т а н о в и л :
Хайруллин Р.Н. обратился в суд с иском к Администрации Чайковского городского поселения о признании незаконным бездействия по утверждению и согласованию схемы границ земельного участка, утверждении и выдаче схемы границ земельного участка площадью 3718 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № по адресу <адрес>, в дальнейшем требования изменил, просил признать решение (действия) Администрации Чайковского городского поселения по утверждению и согласованию схемы границ земельного участка площадью 3718 кв.м с видом использования – для размещения садов, расположенного в г.Чайковском в кадастровом квартале №, изложенные в письмах от 09.10.2013 г. и от 18.10.2013 г. незаконными, противоречащими ст.34 Земельного кодекса РФ и решению Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 г. №827, обязать Администрацию Чайковского городского поселения устранить нарушение его прав и в десятидневный срок утвердить и выдать схему расположения названного земельного участка, для выполнения кадастровых работ, постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, указывая, что 07.08.2013 г. обратился в администрацию Чайковского городского поселения с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3718 кв.м для целей, не связанных со строительством, с видом использования: для размещения садов. 07.08.2013 г. и 28.08.2013 г. обратился в Администрацию Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении вышеуказанного участка в собственность или аренду.
09.10.2013 г. Администрация Чайковского городского поселения дала ответ на его обращение, полученный им 22.10.2013 г., который он трактует как отказ в утверждении схемы границ испрашиваемого земельного участка. Данным письмом Администрация обязывает его (истца) предоставить информацию о смежных земельных участках, определить функциональное назначение зоны, указать в схеме доступы, пожарные проезды, при наличии сетей согласовать схему с обслуживающими организациями, уточнить, какие объекты и какой перечень работ планируется провести на испрашиваемой территории.
24.10.2013 г. поступил дополнительный ответ, согласно которому Администрация Чайковского городского поселения отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием «под размещение садов» по причине нахождения участка в рекреационной зоне, предназначенной исключительно для организации отдыха, туризма, культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий граждан, земельный участок расположен в территории общего пользования, что не допускает его отчуждение и приватизацию.
Истец считает данные действия Администрации незаконными, нарушающими его права на получение земельного участка в пользование для целей, не связанных со строительством.
Администрация нарушила сроки, предусмотренные законом, для ответа на его обращение.
Основания для отказа, изложенные в ответах Администрации, не предусмотрены законом. Испрашиваемый им (истцом) земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, ограничение или обременение в кадастре недвижимости Росреестра отсутствует, находится вне береговой полосы на расстоянии 24 метра от береговой линии Воткинского водохранилища, на нем отсутствуют строения, лесонасаждения, коммуникации. Администрация превысила свои полномочия, требуя представить дополнительные документы. Законодательством не ограничено право на получение земельных участков в пользование в рекреационных зонах. Заявленный вид использования «для размещения садов» соответствует одному из видов разрешенного использования земельного участка, которые перечислены через запятую. Указание всех видов использования земельного участка приведет к невозможности постановки его на кадастровый учет, так как кадастровая стоимость каждого из перечисленных видов разрешенного использования различна.
В судебное заседание истец направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Зорина О.А. настаивала на иске, приводила изложенные в заявлении доводы. Представитель истца Хайруллина М.Р. также поддерживала иск.
Представитель ответчика Администрации Чайковского городского поселения по доверенности Парфенова Н.И. не признала иск, пояснила, что администрация своевременно, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», 11.09.2013 г., 09.10.2013 г., 18.10.2013 г. давала ответы на заявление истца от 07.08.2013 г. о согласовании схемы расположения земельного участка. Расположенный в кадастровом квартале № земельный участок, запрашиваемый истцом, находится в зоне естественных ландшафтов (Р-4). В зоне городских лесов расположены зеленые насаждения, водоемы, лыжные трассы, беговые дорожки. К основным видам разрешенного использования относятся, в том числе, размещение лесопитомников, лесопарков, дендропарков, садов, рощ, водоемов, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжных трасс, велосипедных и беговых дорожек. Это единый, неделимый вид использования. Земельный участок в названном квартале является зоной рекреационного назначения, относится к общедоступным местам для неограниченного круга лиц, используемым для отдыха граждан и туризма. Поэтому не может быть предоставлен истцу, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка с видом использования – для размещения садов не представляется возможным.
Заслушав стороны, оценив письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
07.08.2013 г. истец обратился с заявлением к Главе Администрации Чайковского муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка площадью 3718 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, в зоне Р-4 (зона естественных ландшафтов), с видом разрешенного использования – размещение садов. (л.д.12)
28.08.2013 г. истец уточнил свое ранее поданное заявление о предоставлении ему названного земельного участка в аренду или собственность (л.д.13)
07.08.2013 г. Хайруллин Р.Н. обратился с заявлением к Главе Администрации Чайковского городского поселения об утверждении и согласовании схемы границ земельного участка площадью 3718 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, с видом разрешенного использования – размещение садов, уведомил о подаче заявления в Администрацию Чайковского муниципального района о предоставлении данного участка в собственность, приложил схему границ земельного участка и другие документы. (л.д.11, 20-21)
11.09.2013 г. Администрация Чайковского городского поселения направила ответ Хайруллину Р.Н. о необходимости дополнительной проработки вопроса и сообщении о решении до 06.10.2013 г. (л.д.22)
09.10.2013 г. заявителю направлено сообщение о необходимости уточнения представленной им для утверждения схемы земельного участка. (л.д.23)
18.10.2013 г. направлен ответ об отказе в утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка. (л.д.24)
Доводы представителя истца о нарушении сроков дачи ответа на заявление истца несостоятельны.
Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст.12, установлено, что:
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Заявление Хайруллина Р.Н., поступившее в Администрацию Чайковского городского поселения 07.08.2013 г., рассмотрено своевременно, 11.09.2013 г. дан ответ о продлении срока рассмотрения обращения в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса, в установленный срок 09.10.2013 г. и дополнительно 18.10.2013 г. на заявление дан ответ, согласно которому в утверждении схемы земельного участка отказано.
Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка суд находит правомерным, не нарушающим права и законные интересы истца на приобретение другого земельного участка для целей, не связанных со строительством, в порядке, предусмотренном законодательством.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вышеуказанные требования закона обеспечивают проведение кадастровых работ, связанных с созданием (образованием) земельных участков, а также защиту прав собственников смежных земельных участков и преемственность ранее сложившихся отношений в сфере землепользования.
Истец, обращаясь в Администрацию Чайковского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, по существу просил образовать земельный участок для целей, не связанных со строительством, из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в кадастровом квартале №.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу указанной нормы образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории при указанных обстоятельствах возможно после принятия решения об образовании земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании обращения исполнительного органа государственной власти.
На стадии согласования схемы заявитель только обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 ЗК РФ).
Решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 г. №446 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение», которые разработаны на основе Генерального плана г.Чайковского, с учетом положений, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Чайковского городского поселения, обязательны для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность на территории города.
Так, согласно статье 4: Градостроительные регламенты и их применение.
1. Решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с генеральным планом города Чайковского, другой утвержденной градостроительной документацией о градостроительном планировании и застройке города Чайковского на основе установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же зоне земельные участки независимо от форм собственности.
4. На карте градостроительного зонирования (статья 40) выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости (статья 41).
7. Градостроительным регламентом устанавливается для каждой территориальной зоны:
1) перечень видов разрешенного использования, связанных с их целевым назначением;
2) предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительного изменения объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
12. Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах города Чайковского, разрешенным считается такое использование, которое соответствует:
1) градостроительным регламентам настоящих Правил;
Статья 41. Перечень территориальных зон. Градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости.
Перечень территориальных зон.
Рекреационные зоны.
Р-4. Зона естественных ландшафтов.
Статья 41.5. Рекреационные зоны
1. Охрана зеленого фонда городского поселения предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
5. Р-4 Зона естественных ландшафтов (болота, кустарник, овраги)
Основные виды разрешенного использования:
1) городские леса, зеленые насаждения общего пользования в границах населенных пунктов;
2) размещение лесопитомников, лесопарков, дендропарков, садов, рощ, водоемов, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжных трасс, велосипедных и беговых дорожек;
3) размещение объектов благоустройства;
4) размещение линейных объектов.
Условно разрешенные виды использования недвижимости:
1) сезонные обслуживающие объекты;
2) базы проката спортивно-рекреационного инвентаря;
3) объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности;
4) объекты дорожного сервиса, в т.ч. рестораны, кафе, столовые;
5) установка рекламных конструкций;
6) установка информационных щитов.
Испрашиваемый истцом земельный участок с целью использования – размещение садов - расположен в пределах границ кадастрового квартала 59:12:0010346, находится в рекреационных зонах, отнесен в соответствии с градостроительным регламентом к территориальной зоне Р-4. Зона естественных ландшафтов, имеющей основные виды разрешенного использования, предусмотренные вышеназванными Правилами.
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В силу ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Предоставление истцу земельного участка, расположенного в функциональной зоне природно-рекреационного назначения с целевым использованием "для размещения садов», является незаконным и противоречит Генеральному плану г.Чайковского, действующему законодательству, в соответствии с которым земельные участки в составе рекреационных зон используются для отдыха граждан и туризма. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Вид использования земельного участка, указанный истцом – для размещения садов, не соответствует единому виду использования, установленному Правилами.
В силу ст.34 Земельного кодекса, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории.
Из этого следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является правом администрации, обусловленным возможностью дальнейшего предоставления земельного участка в собственность заявителю.
Спорный земельный участок находится в зоне рекреационного назначения, являющейся общедоступным местом для неограниченного круга лиц, в пределах береговой полосы, в границах территорий общего пользования, и в силу п.8 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте, поэтому не мог быть предоставлен заявителю в собственность.
Решение Администрации Чайковского муниципального района о предоставлении истцу земельного участка в собственность или аренду отсутствует.
Изложенное подтверждает, что Администрация Чайковского городского поселения законно и обоснованно отказала истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, оснований для возложения на ответчика обязанности утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка площадью 3718 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № по адресу <адрес>, не имеется.
Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Отказать в удовлетворении иска Хайруллина Рината Назибуллиновича к Администрации Чайковского городского поселения о признании незаконным решения об отказе в утверждении и согласовании схемы границ земельного участка, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 3718 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья