Дело №2-547/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
с участием прокурора Каневой Т.М.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 29 января 2019г. в г. Ухте гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования городского округа «Ухта об обязании совершить действия по ликвидации захоронения биологических отходов,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Ухты обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0605003:97 площадью около 0,74 га имеется несанкционированное захоронение биологических отходов, на котором обнаружены более 20 мест захоронений. В местах захоронений установлены оградки, памятники, таблички с изображением животных, указание вида животных, их кличек, а также даты рождения и смерти. Земельный участок относится к категории земли населенных пунктов для использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов. В результате неисполнения администрацией МОГО «Ухта предоставленных полномочий нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, прокурор просит обязать администрацию МОГО «Ухта» ликвидировать несанкционированное захоронение биологических отходов на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0605003:9, произвести рекультивацию земель в месте захоронения биологических отходов в срок до 30.08.2019г.
В судебном заседании прокурор Канева Т.М. на заявленных требованиях настаивает, уточнив требования и отметив, что прокурор просит обязать администрацию МОГО «Ухта» ликвидировать несанкционированное захоронение биологических отходов на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0605006:9, произвести рекультивацию земель в месте захоронения биологических отходов в срок до 31.12.2019г.
Представитель администрации МОГО «Ухта» Климушева В.В. с иском не согласилась, полагая срок для устранения захоронений недостаточным.
Представитель Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Музалевская О.В. полагает иск подлежащим удовлетворению.
Представитель Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли. В письменном ходатайстве представитель Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0605003:97 (территория лесопарковой зоны за домом №8 по пр. А.И. Зерюнова в г. Ухте) площадью около 0,74 га имеется несанкционированное захоронение биологических отходов, на котором обнаружены более 20 мест захоронений. В местах захоронений установлены оградки, памятники, таблички с изображением животных, указание вида животных, их кличек, а также даты рождения и смерти. Земельный участок относится к категории земли населенных пунктов для использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.
Наличие указанных несанкционированных мест захоронений биологических отходов не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
Тем самым, наличие несанкционированного захоронения подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц, нарушает их права на здоровую, сбалансированную окружающую среду в отсутствие угрозы их образу жизни.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 вышеназванного Федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон «О ветеринарии») ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995г. №13-7-2/469, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п. 1.1 Ветеринарно-санитарных правил).
Согласно п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил биологическими отходами являются, в том числе трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды.
В силу п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается (п. 1.7).
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа. Такие же вопросы местного значения городского округа закреплены в подп. 24 п. 1 ст. 10 Устава МОГО «Ухта». Согласно подп. 27 п. 2 ч. 1 ст. 38 Устава МОГО «Ухта» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе обеспечение проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды; разработка городских экологических программ, находится в компетенции администрации городского округа.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации соответствующих властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления законом, на всей территории муниципального образования. Следовательно, на администрацию МОГО «Ухта» возложены полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако, по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией МОГО «Ухта» данные полномочия должным образом не выполняются.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора г. Ухты, заявленных к администрации МОГО «Ухта».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Обязать Администрацию Муниципального образования городского округа «Ухта» ликвидировать несанкционированное захоронение биологических отходов на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0605003:97, произвести рекультивацию земель в месте захоронения биологических отходов в срок до 31.12.2019г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (мотивированное решение – 3 февраля 2019г.).
Судья В.И. Утянский