ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33- 9258/2019
г. Уфа 6 мая 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Минеевой В.В., Субхангулова А.Н.,
при секретаре Рахматуллине И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Давлетшиной Л.М. на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давлетшина Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещении и обязать администрацию Кигинского района Республики Башкортостан предоставить за счет средств бюджета Республики Башкортостан, вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Кигинском районе Республики Башкортостан.
Требования мотивированы тем, что Давлетшина Л.М. родилась дата в д.адрес В 1986 году умерла ее мать, после ее смерти она проживала у бабушки с дедушкой. 20 марта 2001 г. отца Давлетшиной Л.М. лишили родительских прав, под опеку ее взяла тетя ФИО12 В 1999 году Давлетшина Л.М. окончила 9 класс в Кулбаковской средней школе и училась в Месягутовском лицеи интернат в 10-11 классах. В 2006 году закончила Златоуствоский торгово-экономический техникум. Имеет статус гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за Давлетшиной Л.М. закреплено не было, собственного жилья не имеет. Комиссия по реализации жилищных программ администрации МР Кигинский район Республики Башкортостан отказало в удовлетворении заявления Давлетшиной Л.М. о признании ее нуждающейся в жилом помещении по причине достижения 28 лет. С данным решением комиссии Давлетшина Л.М. не согласна. По мнению истца, орган опеки и попечительства и лицо, являющееся опекуном, не обеспечили в полном объеме защиту ее прав и законных интересов, не оказали ей содействия в реализации жилищных прав. Считает, что установленный законом срок для принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья ею был пропущен по уважительной причине.
Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2018 г. в удовлетворении иска Давлетшиной Л.М. к администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан о восстановлении срока для принятия на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, принятии её на учёт и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Кигинском района Республики Башкортостан, отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Давлетшина Л.М. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая в обоснование жалобы на то, что в законах Российской Федерации и Республики Башкортостан отсутствует норма, предписывающая ребенку сироте самостоятельно вставать на учет в администрацию на получение жилья. С данным требованием должен был обратиться орган, осуществляющий содержание и воспитание детей сирот, подавать сведения в административные органы о том, что ребенок является сиротой и должен быть поставлен на учет в очередь для получения жилья.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Давлетшина Л.М. (до замужества фамилия ФИО13 родилась дата, в д.адрес адрес
Родителями Давлетшиной Л.М. являются ФИО4, который решением Кигинского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2001 г. лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1, и ФИО5, которая согласно свидетельству о смерти умерла дата
Постановлением администрации Кигинского района Республики Башкортостан №... от 7 сентября 2000 г. попечителем над несовершеннолетней племянницей Галимовой Л.М., дата года рождения, назначена ФИО3
Давлетшина Л.М. обратилась к ответчику с заявлением, о постановке на регистрационный учет на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан №... от 5 ноября 2013 г. Давлетшиной Л.М. отказано в постановке на учет на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма специализированного жилого помещения, в связи с достижением ею возраста 28 лет.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Давлетшина Л.М. достигла возраста 23 лет – дата, на момент рассмотрения данного дела достигла возраста 34 года.
В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ Давлетшина Л.М. не представила суду доказательств уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ей обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.
Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста Давлетшина Л.М. не принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений статьи 67 ГПК РФ и изложена в мотивировочной части решения суда.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Давлетшина Л.М. по достижении возраста 23 лет утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно право на социальную поддержку от государства, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением не имеется, и постановил правильное решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Довод в апелляционной жалобе о том, что истец относится к категории лиц, не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями на основании Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет полное право на реализацию возможности получения благоустроенного жилого помещения, не может повлечь отмену решения суда, поскольку по достижении возраста 23 лет она утратила право на получение жилья в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
Утверждение в жалобе о том, что права истца были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей органа опеки и попечительства в тот период, когда истица была несовершеннолетней, было предметом обсуждения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, для переоценки которой судебная коллегия не находит оснований.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Давлетшиной Л.М. – без удовлетворения
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи В.В. Минеева
А.Н. Субхангулов
Справка: судья А.Н. Леонтьев