Дело №2-602/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи А.А. Ахметгараева
при секретаре судебного заседания Е.Н. Яркиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валебной Л.В., Агафоновой А.А., Агафонова Р.А., Степановой Т.И. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Валебная Л.В., Агафонова А.А., Агафонов Р.А., Степанова Т.И. (далее также истцы) обратились в суд с иском к МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее также ответчик) о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Исковые требования мотивированы тем, что Валебная Л.В. приходилась супругой, Агафонова А.А. и Агафонов Р.А. детьми, Степанова Т.И. матерью по отношению к наследодателю Агафонову А.В., умершему <дата изъята>. При жизни Агафонову А.В. принадлежал жилой дом, площадью 38,6 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят>, по адресу: <адрес изъят>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>. Истцы являются наследниками по закону, однако в связи с отсутствием надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности на вышеуказанный жилой дом на имя наследодателя, в выдаче свидетельства о праве на наследство истцам отказано. Учитывая невозможность регистрации права собственности на недвижимое имущество во внесудебном порядке, истцы просят суд признать право общей долевой собственности за каждым в размере 1/4 доли на жилой дом площадью 38,6 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, в порядке наследования после смерти Агафонова А.В., умершего <дата изъята>.
В судебном заседании произведена замена ненадлежащего ответчика МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» надлежащим ответчиком Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани.
В судебном заседании истицы, представители истцов исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо нотариус в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть в ее отсутствие.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В силу пункту 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Как следует из статьи 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По делу установлено, что Валебная Л.В. приходилась супругой Агафонову А.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака <номер изъят>
Агафонова А.А. и Агафонов Р.А. являются детьми Агафонова А.В., что подтверждается свидетельствами о рождении.
Степанова Т.И. является матерью Агафонова А.В., что подтверждается решением Советского районного суда города Казани от 30 марта 2017 года.
14 сентября 2016 года умер Агафонов А.В., что подтверждается свидетельством о смерти серии <номер изъят> от <дата изъята>.
При жизни Агафонову А.В. принадлежал жилой дом, площадью 38,6 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят>, по адресу: <адрес изъят>.
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>
Истцы являются наследниками по закону.
После смерти Агафонова А.В. истцы обратились к нотариусу, было заведено наследственное дело.
Однако в связи с отсутствием надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности на вышеуказанный жилой дом на имя наследодателя, в выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении жилого дома истцам отказано.
Из технической документации видно, что спорный жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства, год постройки 1981, общая площадь составляет 38,6 кв.м., жилая площадь 38,6 кв.м., число этажей надземной части 1.
В 2017 году жилой <адрес изъят> поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер изъят>.
Площадь дома не изменилась и составляет 38,6 кв.м.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года№9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Принадлежность Агафонову А.В. жилого дома подтверждается письменными материалами дела, в том числе техническими паспортами на дом, справкой, выданной БТИ Советского района от 23 марта 1999 года, о принадлежности Агафонову А.В. спорного жилого дома.
Актом обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля <номер изъят> от 6 декабря 2017 года подтверждается, что спорный объект недвижимости находится в границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>
Как следует из экспертного заключения № 636/ИЖЗ-12-2017 от 12 декабря 2017 года, подготовленного АНО «Центр содействия СЭБ», размещение и эксплуатация индивидуального жилого <адрес изъят>, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Суд также учитывает, что истцы после смерти Агафонова А.В. совершили все необходимые действия по оформлению права на жилой дом, вступили в наследство, оплачивали земельный налог, что подтверждается представленными ими квитанциями.
В настоящее время Валебная Л.В. фактически проживает в жилом доме.
При таких условиях исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Валебной Л.В., Агафоновой А.А., Агафоновым Р.А., Степановой Т.И. право общей долевой собственности в равных долях по <номер изъят> доли в праве за каждым на жилой дом площадью 38,6 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, в порядке наследования после смерти Агафонова А.В., умершего <дата изъята> года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья А.А. Ахметгараев
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2018 года, судья