г. Сыктывкар Дело № 2-4074/2021 (№33-2314/2022)
УИД 11RS0001-01-2021-005303-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Батовой Л.А., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2022 года дело по апелляционным жалобам ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара», Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 мая 2021 года, которым
признано решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» от <Дата обезличена> об отказе в предоставлении Толстых С.Л. государственной услуги по осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным.
Признано за Толстых С.Л. право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно по достижении ребенком возраста трех лет, начиная с <Дата обезличена>.
Обязано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о назначении Толстых С.Л. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., объяснения Толстых С.Л., прокурора Елфимовой О.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Сыктывкара, действуя в интересах Толстых С.Л., обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» (с учетом изменения исковых требований) о признании решения от <Дата обезличена> об отказе в предоставлении государственной услуги по осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным; признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно - по достижении ребенком возраста трех лет начиная с <Дата обезличена>, возложении обязанности в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о назначении Толстых С.Л. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно. Полагает незаконным отказ в назначении выплаты, в связи с превышением прожиточного минимума среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума ввиду включения в расчет среднедушевого дохода семьи, алиментов, выплачиваемых супругом истца Толстых Э.А.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты РК.
Сторона истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
Судом принято вышеуказанное решение.
Суд апелляционной инстанции апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> перешел к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с неизвещением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> решение Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> отменено. Принято по делу новое решение, которым признано решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» от <Дата обезличена> об отказе в предоставлении Толстых С.Л. государственной услуги по осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным. Признано за Толстых С.Л. право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно- по достижении ребенком возраста трех лет, начиная с <Дата обезличена> года. Обязано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о назначении Толстых С.Л. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от <Дата обезличена> апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменено, направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик и третье лицо, ставят вопрос об отмене решения, считая его незаконным, ссылаются на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Прокуратурой г. Сыктывкара и Толстых С.Л. поданы письменные возражения на апелляционные жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что <Дата обезличена> Толстых С.Л. обратилась с заявлением в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» о назначении денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Решением ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» от <Дата обезличена> отказано в назначении выплаты по причине превышения величины прожиточного минимума среднедушевого дохода семьи получателя ежемесячной выплаты над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Коми на 2 квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (среднедушевой доход на 1-го члена семьи – ... руб., величина прожиточного минимума на 1-го члена семьи – ... руб.). При расчете среднедушевого дохода учтены алименты, удерживаемые с заработной платы ее супруга Толстых Э.А. в пользу ФИО16 на содержание несовершеннолетнего сына ФИО15
Разрешая исковые требования Толстых С.Л., суд исходил из того, что выплаченные Толстых Э.А. алименты не подлежали учету при расчете среднедушевого дохода семьи Толстых, с целью получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, среднедушевой доход семьи заявителя с <Дата обезличена> составляет ... руб., что меньше величины прожиточного минимума на душу населения в Республике Коми за II квартал 2019 составляет ... рублей. В связи с этим истец имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт 10 постановления N 384).
Согласно пункту 19 постановления N 384 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Согласно пункту 21 постановления N 384, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
В силу пункта 25 постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды; ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды: суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Республики Коми № 161 от 10.04.2020 утвержден порядок и условия назначения на территории Республике Коми ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок)
Так, в соответствии с пунктом 2 вышеприведенного Порядка, ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителю) или иному законному представителю, проживающему на территории Республики Коми (далее - один из родителей), на ребенка (родного, усыновленного) в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Коми за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно п. 3 Порядка, размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Республике Коми за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Ежемесячная выплата не учитывается в составе доходов семьи при ее назначении.
В пункте 5 Порядка установлен перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной выплаты.
Пунктом 34 Порядка установлено, что среднедушевой доход семьи получателя для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно 36 Порядка, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются такие виды доходов семьи, полученные в денежной форме, как алименты.
В силу пункта 37 Порядка, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) ежемесячные выплаты, предусмотренные настоящими Порядком и условиями, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 3 настоящих Порядка и условий);
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", произведенные в отношении ребенка, на которого назначена предусмотренная настоящими Порядком и условиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими Порядком и условиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством Республики Коми);
ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
з) государственная социальная помощь на основании социального контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" порядок исчисления среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным законом.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Статьей 5 вышеприведенного закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Пунктом 3 вышеуказанного Перечня установлено, что из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Таким образом, из системного толкования перечисленных норм следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи алименты, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей, учитываются как доход в семье, в которую эти алименты поступают, следовательно, алименты, выплачиваемые Толстых Э.А. на содержание несовершеннолетнего сына Толстых М.Э., не проживающего в семье истца, и не являющегося членом его семьи в соответствии с п. 19 Постановления Правительства № 384 от 31.03.2020, не являются доходом и подлежат исключению из среднедушевого дохода семьи истца.
При этом доводы ответчика и третьего лица, судебная коллегия отклоняет, поскольку исходя из анализа вышеприведенных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 и Постановления Правительства Республики Коми № 161 от 10.04.2020 следует, что суммы уплаченных алиментов подлежат включению в доход семьи их получающей с одновременным включением в состав членов семьи лица, на которое эти алименты выплачиваются, что соответственно влечет исключение данных сумм алиментов из дохода семьи, претендующей на получение социальной выплаты, при условии не включения такого лица в состав членов семьи. В противном случае учет алиментов в доход семьи, в состав которой не включено лицо, на содержание которого производится уплата алиментов, повлечет учет алиментов в качестве дохода в двойном размере (как в семье, производящей уплату алиментов, так и в семье, получающей алименты), что противоречит смыслу определения среднедушевого дохода членов семьи в целях предоставления социальных выплат и гарантий социальной защиты.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2019 № 355 «Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми за II квартал 2019 года» величина прожиточного минимума составила 13 791 руб.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что сумма алиментов, выплачиваемых Толстых Э.А. в другую семью на содержание его несовершеннолетнего сына Толстых М.Э. от первого брака, не подлежит учету при определении среднедушевого дохода семьи Толстых С.Л., в связи с чем среднедушевой доход семьи истца за период с <Дата обезличена> года за вычетом алиментов составляет ..., что меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Республике Коми за II квартал 2019 года. (л.д. 17, 70).
Перечень доходов, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи указаны в Постановлении Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 (пункт 25), а также в Постановлении Правительства Республики Коми от 10.04.2020 № 161 (пункт 37). Неуказание в указанном перечне алиментов не свидетельствует о том, что выплаченные алименты членом семьи лица, претендующего на получение социальной выплаты, в пользу лица, не являющегося членом семьи заявителя, должны учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи.
Указанными Постановлениями (пункты 21 и 36) установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается доход семьи, полученный в денежной форме, в том числе и сумма полученных алиментов.
Таким образом, законодатель предусмотрел учитывать в составе дохода семьи только полученные алименты, тогда как Толстых Э.А. их выплатил в пользу взыскателя ФИО17., которая и получила их в денежной форме.
Семья Толстых С.Л. доход в денежной форме в сумме ... не получала.
При таких обстоятельствах, Толстых С.Л. имеет право на получение оспариваемой выплаты, в связи с чем решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» от <Дата обезличена> об отказе в предоставлении Толстых С.Л. государственной услуги по осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно нельзя признать законным.
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о назначении Толстых С.Л. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 мая 2021года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» от <Дата обезличена> об отказе в предоставлении Толстых С.Л. государственной услуги по осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным.
Признать за Толстых С.Л. право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно - по достижении ребенком возраста трех лет, начиная с <Дата обезличена> года.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о назначении Толстых С.Л. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
Мотивированное определение изготовлено 22 апреля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна: судья - А.А. Шерстнёва