Дело № 2-621/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2018 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., с участием истца Мулюкова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Мулюкова Святослава Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании решений незаконными, возложении обязанности по перерасчету размера страхового стажа,
установил:
Мулюков С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, и с учетом внесенных уточнений и дополнений в первоначальный иск просит:
1) признать незаконными решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № и решение ответчика о внесении изменений в решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ №;
2) возложить на ответчика обязанность включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой части пенсии по старости, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности КЛС (командно-летного состава) и командира воздушного судна (вертолета) Ми-2 в льготном исчислении – 27 лет 1 месяц 25 дней;
3) возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую часть пенсии по старости с момента возникновения такого права – ДД.ММ.ГГГГ;
4) возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет и назначение страховой части пенсии по старости с учетом указанных периодов;
5) взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в периоды с 1990 года до настоящего момента истец работает в летном составе гражданской авиации и имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента возникновения такого права – ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по его мнению, ответчик неправомерно отказал ему в назначении такой пенсии с указанного периода и не произвел перерасчет страхового стажа, размера пенсии.
В судебном заседании истец Мулюков С.И. заявленные требования в редакции уточненного иска поддержал по основаниям, изложенным в иске, вновь привел их суду.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, извещенного надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился. В деле имеется письменное заявление ответчика с просьбой об отказе в удовлетворении требований истца, ввиду их несоответствия требованиям пенсионного законодательства, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев требования истца и заслушав его объяснения, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел Мулюкова С.И., суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ Мулюков С.И. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
С ДД.ММ.ГГГГ ему установлена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с достижением возраста 60 лет.
Так, из материалов пенсионного дела Мулюкова С.И. следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30, действующим с 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом внесенных в него решением от ДД.ММ.ГГГГ № изменений) Мулюкову С.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по тем мотивам, что такая пенсия истцу уже установлена с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, при рассмотрении письменного заявления Мулюкова С.И. был установлен факт обращения истца в Управление по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и прав граждан на иные выплаты от ДД.ММ.ГГГГ № истцу досрочно назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с указанной даты и произведен перерасчет пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывает истец, с ДД.ММ.ГГГГ он начал трудовую деятельность на должности заместителя начальника Чебоксарского авиаспортклуба ДОСААФ по летной подготовке. При этом выполнял полеты на самолетах Як-52, Ан-2. С ДД.ММ.ГГГГ он был переведен на должность ст. инспектора летчика регионального авиационного отдела Рессовета ОСТО (организовано после преобразования ДОСААФ), и выполнял полеты на самолетах Як-52, Ан-2, вертолете Ми-2. С ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу на должность командира летного отряда вертолетов в авиакомпанию «ПРАО РОСТО», и с этого времени он совмещал две должности летчика-инспектора и командира летного отряда (КЛО), выполняя полеты на самолетах Як-52, Ан-2, вертолетах Ми-2. С ДД.ММ.ГГГГ истец работал на должности заместителя командира летного отряда, и выполнял полеты на самолетах Як-52, Ан-2, вертолете Ми-2. С ДД.ММ.ГГГГ он уволен из Чувашского республиканского Совета ОСТО с должности ст. инспектора-летчика регионального авиационного отдела Рессовета ОСТО, а ДД.ММ.ГГГГ – уволен из авиакомпании «ПРАО РОСТО» с должности зам. командира летного состава. ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу на должность КВС (командира воздушного судна) Ми-2 в авиакомпанию «ПРАО РОСТО», где выполнял полеты на вертолете Ми-2. ДД.ММ.ГГГГ он уволен по сокращению штатов по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ из авиакомпании « ПРАО РОСТО». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на должности КВС Ми-2 в авиакомпании «Аэрос», где выполнял полеты на вертолете.
Таким образом, по подсчетам истца за указанное время работы, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он налетал 2854,9 часов, что по Правилам исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) составляет его льготный стаж – 21 год 11 месяцев и 27 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в авиакомпании «<данные изъяты>». Однако в архиве данные о его работе отсутствуют, предприятие ликвидировано, запись в трудовой книжке не соответствует действительности, сведений о количестве налетов отсутствуют.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в юридической фирме «Фабий» юрисконсультом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ООО «<данные изъяты>» юрисконсультом.
С ДД.ММ.ГГГГ истец работает в авиакомпании «<данные изъяты>». Налет в качестве КВС (командира вертолета) на вертолете Ми-2 составил: в 2005 году – 182,7 час.; в 2006 году – 560,6 час.
Таким образом, по подсчетам истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма налетов в авиакомпании «<данные изъяты>» составила 743,3 час., что в переводе в выслугу лет составит: 743,3 :12= 61,94 мес. : 12= 5 лет 1 мес. 28 дней. Иитого на ДД.ММ.ГГГГ летная выслуга истца составляет 27 лет 1 мес. 25 дней (21 года 11 мес.27 дн. + 5 лет 1мес.28 дней).
Данные обстоятельства и расчет истца стороной ответчика не оспаривается. Ответчик ссылается на то, что указанные периоды были зачтены в спецстаж истца и пенсия в соответствии со ст. 27 п. 1 п/п 13 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу уже назначена, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу, а также во включении периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перерасчете страхового стажа, с чем суд соглашается.
Так, пенсионное обеспечение работникам летного состава осуществляется в соответствии с правилами подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с ДД.ММ.ГГГГ – п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), а также в соответствии со Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона о трудовых пенсиях, действовавшего на момент обращения истца в пенсионный орган, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичное правовое регулирование назначения пенсии работникам летного состава гражданской авиации закреплено в п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01 января 2015 года.
В пункте 2 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Такие же положения, касающиеся назначения страховых пенсий, содержатся в ч. 2 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 года было принято постановление №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Закон о государственных пенсиях), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года №459.
В статье 79 Закона о государственных пенсиях, утратившего силу с 01 января 2002 года в связи с введением в действие Федерального закона о трудовых пенсиях, было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам – не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам – не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам – по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года №459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях (п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях) из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
При этом, как отмечалось выше, постановление Правительства РФ от 18.07.2002 №537 (ред. от 24.04.2003) утверждены Список производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила).
Согласно указанным Правилам при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» - «г» названного пункта) - за 1 календарный месяц;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, - за 1 календарный месяц.
При этом исчисление периодов работы в соответствии с вышеуказанными подпунктами «а» и «б» пункта 4 Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев на 12. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 4 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, исчисляются пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.
В соответствии с пунктом 3 раздела первого Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н, работа в особых условиях труда подтверждается до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Такими документами для работников летного состава являются трудовая книжка и летная (парашютная) книжка. В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или непредставления содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке. Периоды после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования – сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, которые в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 №987н, представляются страхователем на основании приказов, других документов по учету кадров, а также документов бухгалтерского учета.
Судом установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ налет часов Мулюкова С.И. составил 3188,9 час., в подтверждение чего имеются записи в летных книжках. Указанный налет часов составил выслугу лет, равную 27 годам 1 месяцу 25 дням.
Однако, эти обстоятельства имеют значение для решения вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Как уже было отмечено, Мулуюкову С.И. с ДД.ММ.ГГГГ – с момента обращения назначена страховая пенсия по старости, и названные периоды работы зачтены в его стаж.
Поскольку указанный истцом период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уже зачтен ответчиком в спецстаж истца и страховая пенсия по старости ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ оснований для возложения на ответчика обязанности по включению указанного периода в спецстаж и признания оспариваемых решений Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется.
Что касается требований истца о досрочном назначении ему страховой части пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, то суд также не находит оснований для их удовлетворения, поскольку они не основаны на нормах материального права.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, устанавливающие право:
- на одновременное получение пенсии за выслугу лет по Федеральному закону от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и доли страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону от 17 декабря 2015 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для федеральных государственных служащих, имеющих страховой стаж не менее 5 лет, исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР после назначения пенсии за выслугу лет;
- на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и страховой части трудовой пенсии для военных пенсионеров, имеющих страховой стаж не менее 5 лет и возраст – 60 лет (мужчины) и 55 (женщины).
Страховая часть трудовой пенсии могла быть назначена и до достижения общего пенсионного возраста (досрочно), если гражданином выработан необходимый по продолжительности стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренный статьями 27, 28, 28.1 Закона №173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона №156-ФЗ, положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона №156-ФЗ), пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №156-ФЗ), Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №156-ФЗ) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей», распространялись на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года.
Следовательно, исходя из положений Федерального закона №156-ФЗ, страховая часть трудовой пенсии по старости могла быть назначена, в том числе и досрочно, лицам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, с 01 января 2007 года, при условии обращения указанных лиц в органы Пенсионного фонда РФ в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до 01 января 2015 года) и имеющим подтвержденное соответствующими документами право на трудовую пенсию в соответствии со статьями 7, 27, 28, 28.1 Федерального закона №173-Ф3 по состоянию на 01 января 2007 года.
При отсутствии права указанных лиц на трудовую пенсию по состоянию на 01 января 2007 года страховая часть трудовой пенсии назначалась со сроков, предусмотренных статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. со дня обращения за указанной частью страховой пенсии.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона №173-ФЗ днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считался день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 указанного Федерального закона.
Как указано выше, впервые истец обратился к ответчику по вопросу назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» 26 мая 2014 года.
По состоянию на указанную дату специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисленный ответчиком по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета с применением Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, составил 30 лет и 8 месяцев, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца с учетом времени работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленный по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета с применением Правил, утвержденных постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, составил 5 лет и 1 месяц.
При этом сведений о работе в летном составе гражданской авиации за период до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе сведений о налете часов на воздушных судах, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а равно при обращении за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, истцом ответчику не предоставлялись. Помимо трудовой книжки, истцом представлена лишь справка регионального отделения Чувашской Республики Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» от ДД.ММ.ГГГГ о работе истца в указанной организации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника Чебоксарского авиаспортклуба ДОСААФ по летной подготовке.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признан не подлежащим применению с 01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
При этом частью 4 статьи 36 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что федеральные законы, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону №400-ФЗ.
Вступивший в силу с 01 января 2015 года Федеральный закон «О страховых пенсиях в Российской Федерации» специальных норм о сроках назначения страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) гражданам, являющимся получателями пенсий за выслугу лет или пенсий по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержит, ввиду чего пенсия указанной категории граждан назначается лишь со сроков, предусмотренных статьей 22 Федерального закона №400-ФЗ, то есть со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Следовательно, при обращении названных граждан в территориальные органы ПФР после ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости, в том числе и досрочно, страховая пенсия по старости (без учета фиксированной выплаты к ней) может быть назначена лишь со дня приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, независимо от наличия права на пенсионное обеспечение с более ранней даты, в том числе и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Следует иметь в виду и то, что частью 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» право требования пенсионером начисленных сумм страховой пенсии в отсутствие вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, ограничено тремя годами, вместе с тем как пенсия истцу установлена с 26 мая 2014 года, то есть за пределами трехлетнего срока.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что первое письменное обращение истца к ответчику последовало лишь 15 июня 2017 года, а факт устного обращения установлен 26 мая 2015 года суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости с 01 января 2007 года.
Истцом также заявлены требования о перерасчете страхового стажа за период с 30 января 1990 года по 01 января 2007 года, то, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
При этом в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК х СПК,
где СПст – размер страховой пенсии по старости;
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
При этом величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП,
где ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года;
ИПКн – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП – коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В целях определения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, применяется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б, где
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 названного Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 1 статьи 29.1 Федерального закона №173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1+СВ + ПК2, где
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 – часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона;
СВ – сумма валоризации (статья 30.1 Федерального закона №173-Ф3);
ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в связи с введением в действие данного Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 руб.) х Т, где:
ПК – величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Закона;
450 рублей – размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 года;
Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 Федерального закона).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где
РП – расчетный размер трудовой пенсии;
СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 руб. 00 коп.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2015 года, в которую включаются определенные пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3 периоды.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм Федеральных законов №173-Ф3 и №400-ФЗ, исчисление как общего трудового стажа по состоянию на 01 января 2002 года для определения расчетного размера пенсии по состоянию на указанную дату, так и страхового стажа для определения права на страховую пенсию за периоды после 01 января 2002 года, производится только в календарном порядке, при этом сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица ПК2, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 01 января 2015 года определяется исключительно из суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01 января 2002 года и от продолжительности страхового стажа не зависит.
Истцу в общий трудовой и страховой стаж для исчисления размера пенсии ответчиком (применительно к оспариваемому периоду) включены в календарном порядке периоды работы и иной деятельности:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и т.д.
При таких обстоятельствах наличие нарушений прав истца при назначении пенсии и ее расчете судом не установлено, в связи с чем иск Мулюкова С.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ № и решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложении обязанности включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой части пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности КЛС (командно-летного состава) и командира воздушного судна (вертолета) Ми-2 в льготном исчислении – 27 лет 1 месяц 25 дней; возложении обязанности назначения досрочной страховой части пенсии по старости с момента возникновения такого права – ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности произвести перерасчет и назначение страховой части пенсии по старости с учетом указанных периодов подлежит отклонению.
Поскольку в удовлетворении требований Мулюкова С.И. судом отказано отсутствуют и основания для взыскания с ответчика в пользу истца государственной пошлины в размере 300 руб., оплаченной истцом при подаче иска и являющегося судебными расходами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении требований Мулюкова Святослава Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ № и решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложении обязанности включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой части пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности КЛС (командно-летного состава) и командира воздушного судна (вертолета) Ми-2 в льготном исчислении – 27 лет 1 месяц 25 дней; возложении обязанности назначения досрочной страховой части пенсии по старости с момента возникновения такого права – ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности произвести перерасчет и назначение страховой части пенсии по старости с учетом указанных периодов; взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 19 марта 2018 года.
Судья С.Н. Тигина