РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Домодедово 27 февраля 2020 года
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Лебедева Е.В.
при секретаре Заиграеве Р.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО6, ФИО7 к ФИО2 г/о Домодедово о признании права собственности на жилой дом, суд,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 и ФИО7 обратились в суд с иском к ФИО2 г/о <адрес> с учетом уточнений в окончательной редакции просили признать право собственности на жилой дом общей площадью 259,5 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, д.Купчинино, <адрес>, возведенный на земельном участке общей площадью 1457 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0100310:201 по ? доле в праве общей долевой собственности за каждой из Истцов.
В обоснование требований Истцы указали, что ФИО5 (отцу Истцов) на праве собственности принадлежало два земельных участка общей площадью 1000 кв.м. и 450 кв.м., по адресу: <адрес>, д.Купчинино. На основании постановления ФИО2 <адрес> от 29.05.2002г. № ФИО5 было разрешено строительство индивидуального жилого дома в д.Купчинино на земельном участке №-а площадью 1000 кв.м. Строительство жилого дома было завершено в 2009 году, дому новостройке и земельным участкам площадью 450 кв.м. и 1000 кв.м. были присвоены адреса, 01.11.2009г. на основании решения собственника земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0100310:51 и 50:28:0100310:156 были объединены, образован новый земельный участок общей площадью 1457 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0100310:201. Процедура ввода жилого дома в эксплуатацию завершена не была, 30.11.2012г. ФИО5 умер, открылось наследство на принадлежащее ему имущество. Наследниками к имуществу умершего. являются Истцы в равных долях. В связи с отказом Ответчика во вводе жилого дома в эксплуатацию Истцы обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель не явившихся ФИО3 (доверенность - л.д.41, 43) исковые требования поддержал с учетом уточнений, пояснив, что строительство жилого дома осуществлялось правопредшественником Истцов на принадлежащем ему земельном участке, который в установленном законом порядке сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, с получением разрешения на строительство. Спорный объект недвижимости, возведенный на земельном участке, согласно выводам эксперта является жилым домом, соответствует строительным нормам и правилам, не угрожает жизни и здоровью граждан.
Представитель ФИО2 городского округа <адрес> – ФИО4 исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска иске отказать, поддержав доводы, изложенные в решении об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.10.2019г.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся Истцов с участием их представителя по доверенности.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, заключение эксперта, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
В силу пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно ст.41 Кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют те же права.
В соответствии с п.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Положениями ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ч.1 ст.222 ГК РФ).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч.3 ст.222 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.26 Постановления Пленума ВС РФ №, Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010г. рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, лица, которым земельные участки предоставлены на законных основаниях, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 27 Постановления Пленума ВС РФ №, Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010г. разъяснено следующее: учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
В соответствии ч.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое.
Исходя из положений части 1 статьи 1112 ГК РФ следует, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Судом установлено, что ФИО5 (отцу Истцов) на основании свидетельств на право собственности на землю от 15.07.1992г. МО-28/11-336 и от 27.02.2002г. <адрес> принадлежало два земельных участка общей площадью 1000 кв.м. и 450 кв.м. соответственно, по адресу: <адрес>, д.Купчинино (справка ФИО2 г/о Домодедово МО от 01.02.2010г. б/н – л.д.10). На основании постановления ФИО2 <адрес> от 29.05.2002г. № ФИО5 было разрешено строительство индивидуального жилого дома в д.Купчинино на земельном участке №-а площадью 1000 кв.м. (л.д.11, 12). По состоянию на 28.10.2009г. строительство спорного жилого дома общей площадью 259,5 кв.м. было завершено, что подтверждается справкой ФИО2 г/о Домодедово от 28.10.2009г. № (л.д.15), техническим описанием (л.д.25-35). На основании решения собственника от 01.11.2009г. земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0100310:51 и 50:28:0100310:156 были объединены, образован новый земельный участок общей площадью 1457 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0100310:201 (л.д.19). Разрешенное использование и категория земельного участка с кадастровым номером 50:28:0100310:201 позволяют возводить на нем жилое строение.
30.11.2012г. ФИО5 умер, при жизни ввод дома в эксплуатацию и регистрация права собственности на него осуществлены не были. 05.06.2013г. Истцам были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок общей площадью 1457 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0100310:201, по адресу: <адрес>, д.Купчинино, <адрес>, на котором возведен спорный жилой дом (л.д.20, 21).
В досудебном порядке Истцы обращались в ФИО2 г/о Домодедово с заявлением о выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, однако им было отказано, что подтверждается решением от 31.10.2019г. №ТГ-10753 (л.д.36-38, 39-40).
Для проверки доводов сторон судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам эксперта спорный жилой дом, общей площадью 259,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д.Купчинино, <адрес> находится в границах земельного участка с КН 50:28:0100310:201 принадлежащего Истцам на праве собственности, жилой дом соответствует целевому назначению земли и виду разрешенного использования земельного участка. Все конструктивные элементы, основание, несущие конструкции, а также внутренние помещения, инженерное оборудование и коммуникации жилого дома соответствуют требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные». Отношение площади светового проёма к площади пола жилых комнат №,13,15 и кухни в жилом доме, расположенном на земельном участке с КН 50:28:0100310:201 по адресу: <адрес>, д.Купчинино, <адрес> соответствует, а комнаты № не соответствует требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», однако эксперт отмечает, что данное нарушение не влечёт за собой угрозу жизни и здоровью граждан и третьих лиц. На основании проведённого осмотра и изучения представленных документов экспертом сделан вывод о том, что жилой дом, расположенный на земельном участке с КН 50:28:0100310:201 по адресу: <адрес>, д.Купчинино, <адрес> пригоден к эксплуатации, при его возведении соблюдены градостроительные, строительные, пожарные нормы и требования СНиП, строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не будет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц при наличии согласия собственников смежных земельных участков, расположенных с западной и с северной стороны от земельного участка с КН 50:28:0100310:201.
Оценивая заключение экспертизы, суд не находит оснований сомневаться в верности выводов эксперта с учетом ее образования и стажа работы, заключение основано на материалах дела и выполнено в соответствии с действующим законодательством, эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст.307 УК РФ. Ходатайств о проведении по делу судебной дополнительной или повторной строительно-технической экспертизы сторонами не заявлялось. Доказательств, указывающих на недостоверность заключения, либо ставящих под сомнение выводы экспертов, суду не представлено.
Судом не установлено, что использование земельного участка площадью 1457 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0100310:201 по адресу: <адрес>, д.Купчинино, <адрес> для строительства на нем жилого дома и возведенный на нем жилой дом, общей площадью 259,5 кв.м. опасны для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, с учетом наличия согласий собственников смежных земельных участков относительно расположения спорного жилого дома по отношению к границам указанных участков.
На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению.
Требований о возмещении судебных расходов, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО6, ФИО7 – удовлетворить.
Признать за ФИО6, ФИО7 право собственности, по ? доле за каждой, на жилой дом общей площадью 259,5 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, д. Купчинино, <адрес>, возведенный на земельном участке общей площадью 1457 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0100310:201.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Председательствующий Е.В.Лебедев