Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 ноября 2017 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Шардиной Е.В.,
с участием истицы Л.С.,
представителя ответчика администрации ГО «Вуктыл» по доверенности Прокопчук К.В.,
представителя соответчика ООО «Вуктылжилинвест» по доверенности Тищенко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.С. к администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» об обязании произвести капитальный ремонт кровли,
установил:
в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением об обязании произвести капитальный ремонт кровли <адрес> в <адрес> к администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» /далее администрации МО ГО «Вуктыл»/ обратилась Л.С..
Свои исковые требования истица мотивировала тем, что с 1992 года является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1991 году, и, за прошедшие 25 лет, капитальный ремонт не производился. В результате длительной эксплуатации нарушена гидроизоляция, пароизоляция, цементная стяжка, толщина рулонного ковра достигает 5 – 10 слоев, уклон отсутствует, в зимний период под снежным покровом скапливается талая вода, которая поступает в квартиру истицы. Истица считает, что на основании ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим нанимателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В досудебном порядке на письмо в адрес администрации ГО «Вуктыл» ответа не последовало.
Истица в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации ГО «Вуктыл» в судебном заседании, исковые требования не признал.
Представитель соответчика ООО «Вуктылжилинвест» в судебном заседании с заявленными уточненными требованиями согласился.
Суд, заслушав пояснения истицы, представителей ответчика и соответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что администрация МО ГО «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава МО ГО «Вуктыл», принятого решением Совета ГО «Вуктыл» № от ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанный Устав муниципального образования городского округа "Вуктыл" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми устанавливает в сфере местного самоуправления основные положения организации местного самоуправления в муниципальном образовании городского округа "Вуктыл", его правовые, экономические и финансовые основы, систему органов местного самоуправления, компетенцию выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения.
Устав муниципального образования городского округа "Вуктыл" и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".
Положения настоящего Устава обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".
Настоящий Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования городского округа "Вуктыл".
Из п.3. Устава ГО «Вуктыл» следует, что в состав единого муниципального образования городского поселения на территории <адрес> с подчиненной ему территорией входят город республиканского значения Вуктыл, поселки сельского типа Кырта, Лемты, Лемтыбож, Усть-Соплеск, Шердино, села Дутово, Подчерье, <адрес>, Усть-Воя, Усть-Щугер. Муниципальное образование городского поселения на территории <адрес> с подчиненной ему территорией имеет статус городского округа.
Согласно ст. 5 Устава ГО «Вуктыл» к вопросам местного значения относятся:
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
6) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
В соответствии с п.1, п.3 и п.4 ст. 29 Устава ГО "Вуктыл" администрация городского округа "Вуктыл" является исполнительно-распорядительным органом городского округа "Вуктыл", наделенная настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Республики Коми; администрация городского округа "Вуктыл" обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям; к полномочиям администрации городского округа "Вуктыл" относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми, которые не отнесены законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и настоящим Уставом к полномочиям представительного органа местного самоуправления - Совета городского округа "Вуктыл", главы городского округа "Вуктыл" - председателя <адрес> и иных органов местного самоуправления городского округа "Вуктыл".
В силу ст. 30 Устава ГО «Вуктыл» к полномочиям администрации городского округа "Вуктыл" относится:
7) управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа "Вуктыл" в соответствии с порядком, определенным Советом городского округа "Вуктыл";
36) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ выданного МП «Проектно-сметное бюро «Проект» Л.С. является собственником <адрес> в <адрес>. данное обстоятельство подтверждается и договором от ДД.ММ.ГГГГ между Л.С. и администрацией <адрес>.
В соответствии со справкой б/н от ДД.ММ.ГГГГ ООО ЦЖР и РУГ» Л.С. зарегистрирована и проживает в приватизированной <адрес> в <адрес>.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ составленного начальником ГЖМ по <адрес> следует, что в кВ.22 <адрес> в <адрес> на кухне, на стене смежной с лестничной клеткой и на наружной стене наличие отслоения обоев, сухие желтые следы прежних затоплений. На потолке наличие отслоения обоев и отделочного слоя. На крыше: над <адрес> над подъез<адрес> ремонт гидроизоляционного слоя выполнен.
ДД.ММ.ГГГГ Л.С. обратилась к генеральному директору ООО «Вуктылжилинвест» с просьбой устранить течь кровли, так как заливает кухню по водосточной трубе.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ составленного мастером ООО «Вуктыжилинвест» в присутствии истицы в <адрес> <адрес> в <адрес> на кухне на потолке видимые следы затеканий в виде плесневелых следов, на стене местами отошли обои. Затекание происходит по водосточной трубе.
ДД.ММ.ГГГГ Л.С. обратилась к руководителю администрации ГО «Вуктыл» с заявлением о производстве капитального ремонта, т.к. ее квартиру регулярно затапливает.
Из ответа исх. № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя администрации ГО «Вуктыл» на имя истицы, следует, что в ходе мероприятий по муниципальному жилищному контролю и обследовании кровли <адрес> в <адрес> установлено, что причиной затопления жилого помещения (квартиры) № и мест общего пользования (лестничной клетки) является ненадлежащее содержание конструктивных элементов кровли (внутреннего водостока).
В соответствии с актом № от ДД.ММ.ГГГГ администрации ГО «Вуктыл» при визуальном обследовании <адрес> в <адрес> установлено, что в кухне и на лестничной клетке следы затекания, на кровле в районе всех водостоков наличие скопления поверхностных вод, сток воды в воронки водосточных труб не обеспечен.
Согласно справки исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ Госжилинспекции по <адрес>, при проведении обследования крыши многоквартирного <адрес> в <адрес> выявлены нарушения: п.п.4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.3.3 Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»; п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Ремонт кровельного покрытия над кВ. № указанного дома проведен в октябре 2016 года.
На основании справки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Госжилинспекции по <адрес> управляющей организацией <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выбрано ООО «Вуктылжилинвест».
Из Устава ООО «Вуктылжилинвест», утвержденного решением участника № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что к основным видам деятельности общества относятся: деятельность по управлению жилищным фондом, включающая в себя: -организацию эксплуатации; - организацию технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем здания; - организацию содержания и ремонта жилищного фонда.
Согласно акта приема – передачи многоквартирного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ кровля дома находится в неудовлетворительном состоянии, разрушение мягкой кровли до 30 %, требуется ремонт.
Из годового плана МКД текущего ремонта жилого фонда на 2016 г. ООО «Вуктылжилинвест», судом установлено, что в указанный период запланировано проведение ремонта кровли над <адрес> ( водосток на кровле).
В соответствии с выводами из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ Союза «Торгово-промышленная плата <адрес>» судом установлено, что кровля крыши <адрес> по проезду Пионерскому в <адрес> Республики Коми над <адрес> имеет следующие повреждения: - на поверхности рулонного покрытия имеются фрагментарные фрагментарные местные неровности, вздутия, свидетельствующие о неровности основания и приводящие к образованию мелких трещин; - примыкание к вентиляционной шахте имеют фрагментарные отслоения и щели, дополнительные усиливающие слои отсутствуют; - примыкание кровли к парапетным стенам не имеют дополнительных усиливающих слоев
Причинами протекания воды с крыши жилого <адрес> в <адрес> Республики Коми в <адрес> является: - некачественно выполненное примыкание рулонной кровли к вертикальным стойкам вентиляционной шахты; - некачественное выполнение примыкания кровли к водоприемной воронке; - некачественное выполнение покрытия парапетных стоек из оцинкованной стали; - некачественное выполнение текущего ремонта гидроизоляционного покрытия кровли над обследуемой квартирой.
Также из вышеуказанного заключения эксперта судом установлено, что причинами протекания воды с крыши дома в обследуемую квартиру является некачественно выполненный ремонт кровли. Для устранения протекания воды с кровли жилого <адрес> в <адрес> Республики Коми внутрь <адрес> исходя из объема и состава требуемых работ, необходимо провести текущий ремонт.
Заключение эксперта у суда сомнений не вызывает, так как экспертиза выполнена экспертом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление экспертной деятельности, высшее строительное образование и достаточный стаж работы. Суд также учитывает, что вышеуказанное заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям, предъявляемым при оценке доказательств, предусмотренными п.5 ст. 67 ГПК РФ.
На основании ч.1 ст.36 ЖК РФ под общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме понимаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации
Согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
Из ч.9 ст.155 ЖК РФ следует, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативном или иным специализированным потребительским кооперативном договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в числе прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании п.3 ст.162 ЖК Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Из п.п. «Б», «В» п 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 следует, что в состав общего имущества включаются: крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу п.п. «з» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно – климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в п.п. «А» - «Д» настоящих Правил.
Согласно ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ (ред.02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок, посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В силу п.п. 3 п.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) граждане, юридические лица в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» обязаны: выполнять предусмотренные законодательством санитарно – гигиенические, экологические, архитектурно – строительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
На основании п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя: а) техническое обслуживание (содержание); б) осмотры; в) подготовку к сезонной эксплуатации; г)текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
Из п.2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период подлежит: - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло -, водо- и электроснабжения, и установок с газовыми нагревателями.
В соответствии с п.2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда план – график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
В силу п.4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли иди инженерного оборудования; чистоту чердачных помещений; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
На основании п.4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует устранить, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушение соединений между элементами.., загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и других элементов); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга).
Как установлено в судебном заседании из материалов гражданского дела, крыша <адрес> в <адрес>, для устранения причин протекания воды с крыши в <адрес>, нуждается в текущем ремонте. Согласно вышеперечисленных правовых норм, обязанность по содержанию общедомового имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и обязанность по производству текущего ремонта, относиться к обязанностям управляющей организации.
При этом, суд принимает во внимание, что согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что крыша <адрес> в <адрес> Республики Коми, не имеет повреждений кровли, в том числе и над квартирой №, и не нуждается в текущем ремонте, а также того, что ООО «Вуктылжилинвест» надлежащим образом исполнены обязанности по ремонту вышеуказанной кровли в 2016 году, суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает и то, что согласно заключения эксперта, причиной протекания воды с кровли в квартиру истицы является некачественно выполненный ремонт кровли, а как установлено в судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела, предыдущий текущий ремонт кровли указанного многоквартирного дома производился управляющей организацией - ООО «Вуктылжилинвест», в октябре 2016 года, что также дает основание суду для вывода о возложении на ООО «Вуктылжилинвест» обязанности по производству текущего ремонта кровли <адрес> в <адрес>, с целью устранения недостатков предыдущего текущего ремонта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать общество с ограниченной ответственностью «Вуктылжилинвест» произвести текущий ремонт кровли <адрес>
<адрес> Республики Коми – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Вуктыльский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.В. Сурганов