Дело № 2а-750/2022
УИД 11RS0001-01-2021-014928-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Усинск 15 июля 2022 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Цимбалюк К.В.,
с участием истца Г.С.Н.,
представителя ОМВД России по г.Усинску Растороповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.С.Н. к МВД России, МВД по Республике Коми о признании действий по невыдаче сухого пайка незаконными, взыскание денежной компенсации,
установил:
Г.С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице МВД России, МВД России по Республике Коми о признании действий незаконными и взыскании денежной компенсации в сумме 5000 руб., указав, что дд.мм.гггг. истец был этапирован из ИВС ОМВД России по г.Усинску в Сизо-2 г.Сосногорск, при этапировании сухой паек истцу выдан не был.
Впоследующем истец уточнил заявленные требования и просил взыскать сумму компенсации в размере 7 500 руб..
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено ОМВД России по г.Усинску, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми.
Истец в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска.
Остальные лица, участвующие в деле в судебном заседании не присутствовали, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно положениям указанного Федерального закона, изоляторы временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (ч.1) В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных уголовно – процессуальным кодексом РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (ч.2).
Частью 1 ст. 13 Федерального закона « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса.
Как следует из материалов дела, Г.С.Н. был этапирован из ИВС ОМВД России по г.Усинску 24.07.2015 в СИЗО-2.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулируются федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».
Согласно ст.22 названного ФЗ, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
ОМВД России по г. Усинску обеспечивает организацию питания лиц, содержащихся в ИВС путем заключения государственных контрактов и договоров, согласно нормам, установленным Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а так же о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту на мирное время» и приказом МВД России от 19.10.2012 №966 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту».
Приложением №4 к указанному приказу установлен рацион питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации. Рацион питания применяется для обеспечения питанием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление им горячей пищи по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 невозможно. Указанный рацион в расчете на одного человека в сутки составляет: хлеб или хлебцы 500(300) гр., консервы мясорастительные или мясоовощные 750 гр., сахар 45 гр. и чай 3 гр.
Пунктом 233 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140 дсп, установлено, что сухой паек выдается подозреваемым и обвиняемым на путь следования до места назначения.
Согласно заключению служебной проверки МВД по Республике Коми от 26.11.2015, установлено, что начальник ИВС ОМВД России по г.Усинску младший лейтенант полиции Р.С.И., нарушил требования п.30 Наставления, в части не внесения предложений руководителю ОМВД о необходимости закупки сухих пайков для обеспечения ими подозреваемых и обвиняемых на путь следования в СИЗО, в результате было допущено нарушение требований пункта 233 Наставления, в части не обеспечения сухими пайками осужденного Г.С.Н. при конвоировании из ИВС в СИЗО-2 дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг..
Таким образом, должностными лицами ИВС ОМВД России по г.Усинску Г.С.Н. при этапировании дд.мм.гггг. сухим пайком обеспечен не был.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые опросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинением увечьем, иным повреждением здоровья.
Положениями статьи 1101 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из вышеизложенного следует, что в связи с не обеспечением истца в период его этапирования сухим пайком, были допущены нарушены принадлежащих ему нематериальных благ, таких как жизнь и здоровье.
В соответствии со ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, Г.С.Н. убыл из ИВС ОМВД России по г.Усинску дд.мм.гггг., а исковое заявление было направлено в суд дд.мм.гггг., то есть за пределами трехмесячного срока для обращения в суд, установленного ст.219 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании действий незаконными удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу чего, обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Г.С.Н. подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания в размере 3000 руб., в связи с не обеспечением административного истца сухим пайком дд.мм.гггг. при следовании из ИВС ОМВД России по г.Усинску в СИЗО-2.
Руководствуясь статьями 227, 360 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявления Г.С.Н. к МВД России, МВД по Республике Коми о признании действий по невыдаче сухого пайка незаконными, взыскание денежной компенсации, удовлетворить частично.
Отказать в признании незаконными действия МВД России, МВД по Республике Коми выразившиеся в невыдаче Г.С.Н. сухого пайка.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Г.С.Н. компенсацию за нарушение условий содержания в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.А. Старцева
Мотивированное решение составлено 22 июля 2022 года.
Председательствующий Е.А. Старцева