Судья Зыбунова Е.В. УИД 16RS0046-01-2022-009620-22
Дело № 2-5913/2022
№ 33-2161/2023
Учёт № 027г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2023 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Абдуллиной Г.А. и Шакировой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Зиннатуллина Р.Р. на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 июля 2022 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан, ИНН 1654002248, ОГРН 1021602833196, предоставить Мухамедзяновой Алсу Ринатовне, паспорт гражданина РФ серии 9217 №229241 выдан Отделом УФМС России по РТ в Авиастроительном районе г.Казани 10.06.2017, специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухамедзянова А.Р. обратилась к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее также Министерство) с иском о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование требований указано, что истица, относящаяся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением жилищной комиссии при Министерстве от 2 июня 2017 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее – Список). Истица указывала, что вопреки положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) до настоящего времени она жилым помещением не обеспечена, в связи с чем просила обязать Министерство предоставить ей по месту жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, приняв решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылаясь на положения пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и на разъяснения, приведённые в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», апеллянт выражает мнение о необходимости рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства. Заявитель жалобы полагает, что до обращения в суд Мухамедзянова А.Р. должна была обратиться в Министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. В жалобе указано, что у Министерства отсутствует обязанность по безотлагательному предоставлению истице жилого помещения.
Истица Мухамедзянова А.Р. в суд апелляционной инстанции не явилась, ходатайствовала об отложении рассмотрения дела; протокольным определением суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства было отказано. Представитель Министерства в суд апелляционной инстанции не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для его неявки судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Согласно положениям пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату включения истицы в Список) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Республике Татарстан регулируются Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статьи 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
По делу установлено, что Мухамедзянова А.Р. как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, решением Министерства от 2 июня 2017 года № 65 включена в Список.
До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истице не предоставлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истица обладает правом на внеочередное предоставление ей жилого помещения указанной категории.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и верной оценке представленных доказательств.
В силу приведённых положений закона обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очерёдности лиц равной категории.
Приведённый вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
Поскольку истица приобрела право на предоставление ей специализированного жилого помещения, но такое помещение Министерством ей не предоставлено, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке административного судопроизводства.
Согласно разъяснениям, приведённым в абзаце 5 пункта 1 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36, по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учётом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Настоящее исковое заявление правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, поскольку истица не заявляла требований об оспаривании бездействия Министерства; напротив, ею заявлены требования, которые носят материальный характер и связаны с возникновением гражданских прав и обязанностей, а именно требования о предоставлении жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что истица до предъявления иска не обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, в данном случае основанием для отмены оспариваемого решения служить не может.
Как было отмечено выше, истица была включена в Список решением Министерства от 2 июня 2017 года.
Положения Закона № 159-ФЗ в действовавшей на указанную дату редакции не предусматривали обязанности лица названной категории по обращению в уполномоченный орган с отдельным заявлением о предоставлении ему жилого помещения. Лицо указанной категории должно было быть обеспечено жилым помещением после включения в Список без дополнительного обращения в уполномоченный орган; при этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда предполагает установление процедурных правил по формированию Списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.д. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильём лиц указанной категории.
Судебная коллегия отмечает, что согласно Методическим рекомендациям по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленным письмом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 года № ВК-615/07, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно было быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определённого возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору специализированного найма не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце 3 части 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, когда в заявлении лицо, достигшее возраста 18 лет, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и др.
Истица не относится к категории лиц, которые должны были быть обеспечены жилым помещением лишь по окончании обучения, лечения, службы в армии и т.д.
Последующее изменение правового регулирования путём включения в закон положения о необходимости подачи отдельного заявления о предоставлении жилого помещения на права истицы не влияет, поскольку в силу положений частей 1, 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который установил необходимость письменного обращения лица указанной категории с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, не содержит указания на то, что положения Закона № 159-ФЗ в его редакции распространяют своё действие на ранее возникшие правоотношения.
Довод жалобы об отсутствии у Министерства обязанности по безотлагательному предоставлению истице жилого помещения противоречит приведённому правовому регулированию.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 июля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи