Решение по делу № 2а-2074/2016 от 11.11.2016

Дело № 2а-2074/2016

Решение

Именем Российской Федерации

06 декабря 2016 г.     г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Е.С.,

при секретаре Певцовой Я.В.,

с участием прокурора Патракова И.Э.,

представителя административного ответчика администрации Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области Богданова С.Б.,

представителя административного ответчика администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области Юликова Е.Н.,

представителя заинтересованного лица администрации Вышневолоцкого района Тверской области Каллибекова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения) котельных и возложении обязанности обеспечить котельные вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения),

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административными исковыми заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по приобретению и установлению второго взаимно резервирующего источника электропитания (резервного источника электроснабжения) на котельные.

В обоснование исков указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием Вышневолоцкого района «Объединенные коммунальные системы» законодательства в жилищно-коммунальной сфере в части подготовки к отопительному периоду 2016-2017 г.г. В ходе проверки установлено, что Муниципальное унитарное предприятие Вышневолоцкого района «Объединенные коммунальные системы (далее – МУП Вышневолоцкого района «ОКС») осуществляет деятельность на территории Вышневолоцкого района Тверской области по теплоснабжению и горячему водоснабжению (в том числе в жилищный фонд и на объекты социальной сферы). В эксплуатации МУП Вышневолоцкого района «ОКС» на основании договоров о передаче имущества в хозяйственное ведение находятся газовые котельные, используемые в целях обеспечения горячим водоснабжением и отоплением население Вышневолоцкого района Тверской области. Отпуск электрической энергии на котельные, эксплуатируемые МУП Вышневолоцкого района «ОКС» для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления конечным потребителям, осуществляется акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» (далее - АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт») на основании договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) от 01 октября 2015 г. № 69320426. Также установлено, что 3 котельных, находящихся в эксплуатации МУП Вышневолоцкого района «ОКС» не обеспечены электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания (не оборудованы резервными источниками электроснабжения), а именно: 1) котельная, расположенная по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, п. Приозерный, ул. Дорожная, д.4б; 2) котельная, расположенная по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, п. Красномайский, ул. Пушкина, д. 100а; 3) котельная, расположенная по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Холохоленское сельское поселение, дер. Афимьино, ул. Мира, д.9. При этом указанные котельные до введения конкурсного производства в отношении МУП Вышневолоцкого района «ОКС» решением Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2016 г. находились в муниципальной собственности администрации Вышневолоцкого района Тверской области и были переданы в хозяйственное ведение МУП Вышневолоцкого района «ОКС». В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 г. № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения населения. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения падежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является, в том числе, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики. С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 утверждены «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее - ПТЭТЭ). В соответствии с положениями ПТЭТЭ, Правилами устройства энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго РФ от 08 июля 20002 г. № 204, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания. Отсутствие на спорных котельных, находящихся в эксплуатации МУП Вышневолоцкого района «ОКС» резервных источников электроснабжения свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. «г» и «ж» п. 2 ст. 11). Таким образом, обязанность по организации надежного теплоснабжения населения в границах поселений действующим законодательствам возложена на администрации указанных поселений. В связи с изложенным, полагает необходимым возложить на администрации сельских поселений Вышневолоцкого района Тверской области обязанности по обеспечению резервным источником электроснабжения указанных котельных, поскольку они отнесены ко второй категории надежности, и отсутствие резервного источника питания в случае неисправности основного источника увеличит вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям, и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного Вышневолоцкий межрайонный прокурор, с учетом, представленных в ходе рассмотрения дела уточнений заявленных требований, просил: признать незаконным бездействие администрации Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения) котельных, расположенных по адресам: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, п. Приозерный, ул. Дорожная, д.4б; Тверская область, Вышневолоцкий район, п. Красномайский, ул. Пушкина, д. 100а; Тверская область, Вышневолоцкий район, Холохоленское сельское поселение, дер. Афимьино, ул. Мира, д.9; обязать администрацию Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, администрациию городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, администрацию Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные котельные вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения).

Определениями суда от 25 ноября 2016 г. дела по данным административным исковым заявлениям объединены в одно производство, постановлено основным считать дело № 2а-2074/2016.

В ходе подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Вышневолоцкого района Тверской области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Патраков И.Э. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений, пояснив, что в настоящее время отопление подается, но существует угроза прекращения подачи отопления в случае выхода из строя основного источника электропитания. Полагал, что администрации обязаны обеспечить котельные резервными источниками электроснабжения любыми доступными способами, в том числе приобрести или взять их в аренду и передать МУП Вышневолоцкого района «ОКС».

Представитель административного ответчика администрации Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области Богданов С.Б. в судебном заседании требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, суть которых сводится к следующему. Указанная в иске котельная не находится в муниципальной собственности Солнечного сельского поселения. Ни в первоначальном исковом заявлении, ни в заявлении об уточнении исковых требований Вышневолоцкий межрайонный прокурор не приводит нормативного обоснования существования обязанности именно администрации Солнечного сельского поселения как органа местного самоуправления приобретать и устанавливать на котельные какое-либо дополнительное оборудование, в том числе резервные источники электроснабжения. Указанные в иске Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, как следует из п. 1.7. Правил, распространяются на организации, являющиеся собственниками энергоустановок, и организации эксплуатирующие эти энергоустановки. Администрация Солнечного сельского поселения к их числу не относится. Вмешательство кого-либо в процесс эксплуатации энергоустановки недопустим, это напрямую влияет на безопасность ее работы. В этой связи уточненные исковые требования прокурора о возложении обязанности только на администрацию поселения приобрести и установить на котельные дополнительное оборудование является не только неправомерным, но и небезопасным. Администрация поселения не имеет допуски на соответствующие виды работ, кроме того, осуществление данных работ могут не разрешить собственники котельных, либо эксплуатирующая организация. Кроме того, требование прокурора обязать администрацию поселения приобрести и установить оборудование для котельной, являющейся собственностью администрации Вышневолоцкого района и находящейся в хозяйственном ведении Муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкго района «Объединенные коммунальные системы» не соответствует положениям ст.ст.79, 79.1 Бюджетного кодекса РФ о порядке осуществления бюджетных инвестиций. Прямые инвестиции в форме приобретения и передачи оборудования для объекта, не являющегося собственностью поселения запрещены (ч.1 ст.79.1 Бюджетного кодекса РФ).

Представитель административного ответчика администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области Юликов Е.Н. в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, суть которых аналогична изложенной в письменных возражениях администрации Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

Представитель административного ответчика администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ранее представлены возражения, аналогичные вышеизложенным.

Заинтересованное лицо МУП Вышневолоцкого района «Объединенные коммунальные системы», от имени которого действует конкурсный управляющий МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселев С.А., в судебное заседание своего представителя не направило, возражений не представило.

Представитель заинтересованного лица администрации Вышневолоцкого района Тверской области Каллибеков С.М., в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что МУП Вышневолоцкого района «ОКС», осуществляет деятельность на территории Вышневолоцкого района Тверской области по теплоснабжению и горячему водоснабжению (в том числе в жилищный фонд и на объекты социальной сферы).

В эксплуатации МУП Вышневолоцкого района «ОКС» находятся газовые котельные, используемые в целях обеспечения горячим водоснабжением и отоплением населения на территории Солнечного и Холохоленского сельских поселений, городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, находящиеся по адресам: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, п. Приозерный, ул. Дорожная, д.4б; Тверская область, Вышневолоцкий район, п. Красномайский, ул. Пушкина, д. 100а; Тверская область, Вышневолоцкий район, Холохоленское сельское поселение, дер. Афимьино, ул. Мира, д.9.

Данные котельные являются собственностью муниципального образования Вышневолоцкий район Тверской области, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности, и переданы МУП Вышневолоцкого района «ОКС» по договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Вышневолоцкого района «Объединенные коммунальные системы» от 02 августа 2012 г. № 3, от 01 января 2015 г. № 5 и от 30 июля 2012 г. № 1.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2016 г. дело № А66-3626/2015 МУП Вышневолоцкого района «ОКС» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением Арбитражного суда Тверской области от 05 сентября 2016 г. срок конкурного производства в отношении МУП Вышневолоцкого района «ОКС» продлен на шесть месяцев до 12 февраля 2017 г.

Отпуск электрической энергии на котельные, эксплуатируемые МУП Вышневолоцкого района «ОКС» для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления конечным потребителям, осуществляется акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» на основании договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) от 01 октября 2015 г. № 69320426.

В соответствии с п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Из Устава МУП «ОКС» следует, что данное унитарное предприятие осуществляет производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения.

В судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что МУП Вышневолоцкого района «ОКС» предоставляет коммунальные услуги по отоплению в отношении жилых домов и социально-значимых объектов, расположенных на территории Вышневолоцкого района Тверской области.

Обращение в суд с заявлением в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ, в целях защиты прав неопределенного круга потребителей коммунальных услуг, правомерно обосновано прокурором в силу невозможности индивидуализации круга таких потребителей, в том числе временно пребывающих на территории сельских поселений Вышневолоцкого района Тверской области.

В силу п. 8 ст. 2, п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе, поддержание мощности. Надежность теплоснабжения - это характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона зафиксировано, что одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В силу ч. 1 ст. 20 данного закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

В соответствии ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п.1, 3 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 (далее - ПТЭТЭ), котельными признается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.

Пунктом 1.3 ПТЭТЭ предусмотрено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 08 июля 2002 г. № 204 данные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки (п. 1.1.1).

Согласно п.1.1.3 названных Правил электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

В силу п. 1.2.7, 1.2.10 указанных правил приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.

В соответствии с п.1.2.17 названных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Согласно п.1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Согласно п. 1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Как следует из п.1.2.20 указанных Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала и выездной оперативной бригады.

В соответствии с п. 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442, для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

Согласно п. 14.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.

Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.

Пунктом 14.2 «СНиП II-35-76. Котельные установки», установлено, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил.

В соответствии с п. 1.11, 1.12 «СНиП II-35-76. Котельные установки» потребители тепла по надежности теплоснабжения относятся к первой категории -потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции); ко второй категории -остальные потребители тепла. Котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.

В п. 4.8 «СП 89.13330.2012. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденным Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 281, котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям (согласно СП 74.13330) подразделяются на котельные первой и второй категории. К первой категории относятся: котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения; котельные, обеспечивающие тепловой энергией потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепловой энергии. Перечни потребителей по категориям устанавливаются в задании на проектирование. Ко второй категории - остальные котельные.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что электроприемники котельных должны относиться не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения.

В соответствии с пп. «а» п. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что котельные расположенные по адресам: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, п. Приозерный, ул. Дорожная, д.4б; Тверская область, Вышневолоцкий район, п. Красномайский, ул. Пушкина, д. 100а; Тверская область, Вышневолоцкий район, Холохоленское сельское поселение, дер. Афимьино, ул. Мира, д.9, не обеспечены резервным источником электроснабжения, что сторонами не оспаривалось.

Не оснащение указанных котельных резервным источником питания свидетельствует о нарушении вышеприведенных требований законодательства по подготовке к отопительному сезону, теплоснабжению населения, в части обеспечения котельной резервным источником электропитания.

Вместе с тем, разрешая заявленные требования прокурора в отношении администраций поселений, суд полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно п. 1.7. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115, ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Правил устройства электроустановок, утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 08 июля 2002 г. № 204 данные правила предназначены для инженерно-технического персонала, занятого проектированием, монтажом, наладкой и эксплуатацией электроустановок. Требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм обязанность по оснащению котельных резервным источником электроснабжения возложена на собственников данного имущества и организации, эксплуатирующие котельные.

Обращаясь с данным иском, прокурор исходил в основном из того, что в силу положений Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Вместе с тем, судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что теплоснабжение в Солнечном и Холохоленском сельских поселениях, городском поселении поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области организовано и в настоящее время осуществляется.

С учетом установленных обстоятельств, учитывая, что действующими правовыми нормами обязанность по оснащению котельных резервным источником электроснабжения возложена на собственников котельных и организации их эксплуатирующие, данная обязанность у органов местного самоуправления, не являющихся собственниками котельных, отсутствует.

Суда полагает, что при выполнении публичной обязанности по обеспечению надежного теплоснабжения органы местного самоуправления, не являющиеся собственниками котельных, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций, осуществляющих эксплуатацию данных котельных, и собственников этого имущества.

На основании установленных обстоятельств, учитывая, что муниципальные образования Солнечного и Холохоленского сельского поселения, городского поселения поселка Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области не являются собственниками спорных котельных, а также, что теплоснабжающая организация свои обязательства по теплоснабжению на территории сельских поселений в настоящее время исполняет, суд полагает, что незаконного бездействия административных ответчиков по непринятию мер по обеспечению вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания вышеуказанных котельных не имеется, в связи с чем, основания для возложения на административных ответчиков обязанности обеспечить котельные резервным источником электроснабжения отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил

В удовлетворении административных исковых заявлений Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения) котельных и возложении обязанности обеспечить котельные вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения) отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья          Е.С. Комарова

2а-2074/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Вышневолоцкий межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области
Другие
Киселев С.А.
МУП Вышневолоцкого района "ОКС"
Администрация Вышневолоцкого района Тверской области
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
11.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
11.11.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2016[Адм.] Судебное заседание
06.12.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее