Судья Ласуков Е.И. Дело № 33а-2213/2020
22RS0016-01-2019-000516-14
№ 2а-367/2019 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Титовой В.В.
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административных истцов К., Д., К. на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 26 декабря 2019 г. по делу по административному исковому заявлению К., Д., К. к администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края об оспаривании действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
К., Д. и К. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на основании которой административным истцам отказано в восстановлении их прав и законных интересов, нарушенных неисполнением администрацией Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.7 охранного обязательства собственника объекта культурного наследия от 21 февраля 2014 г. ***, выданного уполномоченному государственному органу; возложении обязанности восстановить нарушенные права путем исполнения условий пункта 4.2 указанного охранного обязательства, а именно убрать за счет собственника с памятника «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» самовольно сформированный список, в который внесены сведения о лицах, не принимавших участия в боевых действиях, - Л. и Х., а также о лицах, которые вернулись с войны и умерли в мирное время; возложении обязанности восстановить и вернуть на памятник самовольно убранный список павших воинов-земляков.
Одновременно К., Д. и К. обратились в суд с административным иском о возложении на администрацию Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края обязанности восстановить нарушенные права и законные интересы путем исполнения условий пункта 4.2 охранного обязательства собственника объекта культурного наследия от 21 февраля 2014 г. ***, а именно восстановить за счет собственника самовольно убранные с памятника «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», самовольно списанные и уничтоженные 14 мемориальных досок с фамилиями погибших воинов-земляков в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг и вернуть данные мемориальные доски на памятник, поскольку они находились на нем с момента создания памятника (1973 г.).
Требования мотивированы тем, что в ответе администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края от 02 сентября 2019 г. на обращение К., Д. и К. содержится указание на использование списков, сформированных Министерством обороны Российской Федерации и опубликованных в «Книге памяти», том 1 Алтайского книжного издательства, 1993 г., стр. 637-642, при размещении списка лиц на мемориальных плитах на памятнике «Памятник павшим в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг)». С целью проверки законности такого решения административные истцы обратились в прокуратуру Волчихинского района Алтайского края, которой был дан ответ о том, что решением представительного органа список участников Великой Отечественной войны для увековечивания на памятнике не утверждался. Кроме того, в указанной выше «Книге памяти» не значатся имена Л. и Х., не принимавших участия в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, а также имена участников, вернувшихся с войны и умерших в мирное время. Данные обстоятельства, по мнению административных истцов, свидетельствуют о том, что администрация Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края в нарушение действующего законодательства (статьи 9, пункта 3 статьи 10, пункта 1 статьи 33, статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 22 января 2006 г. № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества») самовольно сформировала и разместила на памятнике «Памятник павшим в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг)» список, в который включила заведомо ложные сведения, что умаляет значимость этого памятника. Указанные действия свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления пунктов 2.1.1, 2.1.7, 4.2 охранного обязательства, выданного уполномоченному государственному органу в области охраны объектов культурного наследия 21 февраля 2014 г. Помимо этого административные истцы полагают, что администрацией Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края неправомерно были уничтожены 14 мемориальных досок, размещенных на памятнике павшим в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг), поскольку из акта технического состояния объекта культурного наследия от 03 марта 2014 г. усматривается, что они находились в удовлетворительном техническом состоянии.
Определением Волчихинского районного суда Алтайского края от 12 ноября 2019 г. административные дела № 2а-367/2019 и №2а-368/2019 по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела К., Д., К. уточнили заявленные требования, просили признать незаконными действия администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, выразившиеся в нарушении условий охранного обязательства, самовольного перемещения с памятника «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» 14 мемориальных досок с увековеченными фамилиями воинов-земляков, павших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, на свалку с. Селиверстово, внесения на памятник «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» в список фронтовиков погибших в годы Великой Отечественной войны лиц, которые не принимали участия в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны и лиц, которые участвовали в Великой Отечественной войне, вернулись живыми и умерли в мирное время; возложить обязанность устранить нарушения условий охранного обязательства собственника объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГ *** в соответствии с пунктом 4.2 восстановить и вернуть на памятник «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» самовольно убранные с памятника 14 мемориальных досок с увековеченными фамилиями погибших воинов-земляков при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, которые были перемещены на свалку в с. Селиверстово, убрать с памятника «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» самовольно внесенных в список фронтовиков погибших в годы Великой Отечественной войны на памятник и самовольно размещенных на памятнике «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» лиц, которые не принимали участия в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны и лиц, которые участвовали в Великой Отечественной войне, вернулись живыми и умерли в мирное время.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Л., Л., К.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении административных исковых требований К., Д., К. к администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района о признании незаконными действий администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, выразившихся в нарушении условий охранного обязательства, самовольного внесения на памятник «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» в список фронтовиков погибших в годы Великой Отечественной войны лиц, которые не принимали участия в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны и лиц, которые участвовали в Великой Отечественной войне, вернулись живыми и умерли в мирное время; о возложении обязанности устранить нарушения условий охранного обязательства собственника объекта культурного наследия от 21 февраля 2014 г. *** в соответствии с пунктом 4.2 убрать с памятника «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» самовольно внесенных в список фронтовиков погибших в годы Великой Отечественной войны на памятник и самовольно размещенных на памятнике «Павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» лиц, которые не принимали участия в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны и лиц, которые участвовали в Великой Отечественной войне, вернулись живыми и умерли в мирное время, отказано.
В апелляционной жалобе К., К.. Д. просят отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывают, что на территории Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края в 1973 году был открыт «Памятник павшим в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)». Данный объект культурного наследия принят на государственную охрану в соответствии с постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02 апреля 2001 г. № 94 «Об утверждении списка памятников Великой Отечественной войны в Алтайском крае» как памятник местного значения. Между тем данное органом местного самоуправления охранное обязательство собственника объекта культурного наследия от 21 февраля 2014 г. *** не выполняется. 14 мемориальных плит с фамилиями воинов, погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, где значились имена родных дедов административных истцов (А., Б., М., К.) и которые находились в удовлетворительном состоянии, были неправомерно уничтожены, тогда как во вновь сформированный список самовольно включены лица, которые не принимали участия в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, а также лица, которые участвовали в войне, но не погибли при защите Отечества, вернулись живыми и умерли в мирное время. В связи с этим считают ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что права административных истцов оспариваемыми действиями не нарушены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии со статьей 221 того же Кодекса состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1).
Из материалов дела усматривается, что на территории Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края в 1973 году был открыт «Памятник павшим в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)».
Данный объект культурного наследия принят на государственную охрану в соответствии с постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02 апреля 2001 г. № 94 «Об утверждении списка памятников Великой Отечественной войны в Алтайском крае» как памятник местного значения.
Собственником указанного объекта является муниципальное образование Селиверстовский сельсовет Волчихинского района Алтайского края, что подтверждается охранным обязательством собственника объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) от ДД.ММ.ГГ ***.
Под охранным обязательством понимается документ, в котором определяются публичные обязанности собственника или иного законного владельца по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр (пункт 1 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).
По общему правилу охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац первый пункта 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
На момент выдачи указанного выше охранного обязательства уполномоченным государственным органом в области охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае являлось управление Алтайского края по культуре и архивному делу.
В настоящее время порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия краевого значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, в том числе за обеспечением их доступности для инвалидов установлен Положением о региональном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в Алтайском крае, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 19 декабря 2017 г. № 461.
Предметом регионального государственного надзора являются в числе прочего соблюдение субъектами регионального государственного надзора обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, а также условий доступности объектов культурного наследия для инвалидов.
Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что региональный государственный надзор осуществляется управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее – «управление»).
К полномочиям управления наряду с прочим относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия краевого значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, а также федеральный государственный надзор в отношении объектов культурного наследия федерального значения в рамках переданных Российской Федерацией полномочий (пункт 2.1.8 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 27 декабря 2016 г. № 174).
В соответствии с Порядком подтверждения лицом, указанным в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия» (Приложение 3 к Приказу Минкультуры России от 01 июля 2015 г. № 1887) собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан ежегодно представлять в орган охраны объектов культурного наследия уведомление о выполнении требований охранного обязательства.
Полагая, что требования охранного обязательства *** от ДД.ММ.ГГ (пункты 2.1.1, 2.1.3, 2.1.7) органом местного самоуправления не выполняются, К., Д., К. обратились с соответствующими административными исковыми заявлениями в суд. Также ссылались на незаконность действий администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, вытекающих из ненадлежащего исполнения требований охранного обязательства.
Судебный порядок рассмотрения административных дел подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на судебную защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 37, части 1, 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к лицам, участвующим в деле относятся, в том числе стороны и заинтересованные лица. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено не было, ввиду чего названный орган исполнительной власти Алтайского края, реализующий на территории Алтайского края государственную политику в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, был лишен возможности участия в рассмотрении административного дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
При новом рассмотрении дела суду следует определить состав лиц, участвующих в деле, разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края; правильно определить и установить обстоятельства, имеющие значение для данного административного дела, при этом учесть, что оспариваются действия, связанные с несоблюдением органом местного самоуправления требований, содержащихся в охранном обязательстве; проверить соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для данной категории дел трехмесячного срока для обращения в суд; при разрешении административного дела по существу принять решение по всем заявленным административными истцами требованиям, принимая во внимание, что обжалуемым судебным актом заявленные административные исковые требования разрешены не полностью.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 26 декабря 2019 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: