Решение по делу № 33-2559/2018 от 05.02.2018

Судья: Фомина И.А. Гр. дело № 33-2559/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.,

судей: Хаировой А.Х., Ермаковой Е.И.,

при секретаре Лещевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пономаревой Н.А. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара об обязании предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения,

с апелляционной жалобой Пономаревой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 29 ноября 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Пономаревой Н.А. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении социальной выплаты отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения Пономаревой Н.А. и её представителя – адвоката Масленковой Л.Г. (по ордеру), поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Пономарева Н.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара и просила суд восстановить её в льготной очереди на получение дополнительной жилой площади и взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, мотивируя тем, что постановлением главы администрации Железнодорожного района от 29.01.1997 г. истец принята на учет как участник боевых действий в Афганистане, с включением в льготную очередь по списку № 1036. Истец указала, что в течение 20 лет значилась в льготном списке, в 2015 году истец была 1-й в очереди, ей в 2015 году сотрудники ответчика предлагали денежный сертификат, от которого она отказалась, в 2016 году предложили 500000 рублей, а в 2017 году, получив приглашение для получения денежной суммы, была готова согласиться, но получила отказ без объяснения причин. 08.02.2017 года в Департаменте управления имуществом г.о. Самары ей сообщили, что она исключена из льготной очереди. Уведомление о снятии с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещение по договору социального найма, истец не получала и до 2017 года её об этом никто не уведомлял. Истец, указав, что она является ветераном боевых действий и относится к лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обратилась в суд. В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования и просила суд обязать ответчиков предоставить ей социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. При этом указала, что в ходе судебного разбирательства из отзыва Департамента управления имуществом г.о. Самары от 23.10.2017 года на её исковое заявление ей стало известно о том, что состоит в льготной очереди на получение жилья под № 83. Считает, что имеет право на получение жилья или социальной выплаты.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Пономарева Н.А. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал неправильную оценку имеющимся в деле доказательствам, неправильно применил нормы материального и процессуального права.

Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, не сообщивших о причинах неявки в судебное заседание, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца и представителя истца, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.

Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации Железнодорожного района г. Самары от 29.01.1997 г. «О рассмотрении жилищных вопросов» Пономарева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в список общей очереди за № 1825, льготный- за № 1036 (л.д. 45).

17.03.2015 г. руководителем управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара в адрес Пономаревой Н.А. направлено письмо, в котором указано, что в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями инвалидов, ветеранов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений. По вопросу предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения Пономаревой Н.А. предложено в срок до 01.04.2015 г. обратиться в управление по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара, а также в письме указаны документы, которые необходимо иметь при себе - копию паспорта, копию документа, подтверждающего право на льготы (удостоверение ветерана боевых действий), справку с места жительства (л.д. 12).

08.02.2017 года руководителем управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара в адрес Пономаревой Н.А. направлено письмо, в котором указано, что для рассмотрения вопроса об обеспечении Пономаревой Н.А. социальной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения в 2017 г. ей необходимо в срок до 06.03.2017 года обратиться в управление по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара, а также указаны документы, которые необходимо иметь при себе - копию паспорта, копию документа, подтверждающего право на льготы (удостоверение ветерана боевых действий), справку с места жительства (срок действия 30 дней).(л.д. 13)

06.04.2017 г. первым заместителем главы г.о. Самара в адрес Пономаревой Н.А. направлен ответ на её обращение по жилищному вопросу, в котором указано, что Пономарева Н.А. по состоянию на 2017 год значится в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по г.о. Самара под № 7270. Согласно информации, предоставленной отделом военного комиссариата Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам г. Самары от 31.10.2011 года № 2077, Пономарева Н.А. имеет право на льготы, установленные для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан (ст. 3 п. 1 п.п. 6 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»). Указанная категория граждан правом на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке не наделена. В связи с изложенным, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления будет предоставлено Пономаревой Н.А. в порядке очередности и при наличии в муниципальной собственности необходимого жилого помещения. Кроме того, ФИО1 как ветеран боевых действий состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области». На 01.01.2017 г. номер ФИО1 в списке ветеранов боевых действий - 84. На территории г.о. Самара обеспечение жильем данной категории граждан, вставших на учет до 01.01.2005 года, производится в соответствии с Законом Самарской области путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений. Для обеспечения социальной выплатой на приобретение или строительство жилья ФИО1, начиная с 2011 года, неоднократно приглашался в Департамент управления имуществом городского округа Самара. Однако до настоящего времени с заявлением о согласии на получение социальной выплаты на приобретение жилья ФИО1 в Департамент не обращался. Для получения подобной информации Пономарева Н.А. приглашена в управление по жилищных вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара (л.д. 10—11).

Судом установлено, что ФИО1 является сыном Пономаревой Н.А.

Из справки председателя ЖСК следует, что Пономарева Н.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ней зарегистрированы: ФИО1, **** года рождения, и ФИО2, **** года рождения. Общая площадь квартиры составляет 32,1 кв.м.

Из ответа на запрос суда заместителя руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 23.10.2017 года следует, что Пономарева Н.А., **** года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> с составом семьи 1 человек, с 29.01.1997 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по городскому округу Самара. На 01.01.2017 года номер Пономаревой Н.А. в списке малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по городскому округу Самара - 7270. Жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма Пономаревой Н.А. будет предоставлено в порядке очередности и при наличии свободного жилья. В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г.о. Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 28.05.2009 года № 754, Департаментом в 2009 году из списков граждан, имевших право на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, вставших на учет до 01.01.2005 года, был сформирован список ветеранов боевых действий и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В связи с тем, что постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Самары от 29.01.1997 г. «О рассмотрении жилищных вопросов» Пономарева Н.А. была ошибочно включена в список на первоочередное улучшение жилищных условий как «афганец», произошло автоматическое включение ее во вновь сформированный список ветеранов боевых действий по г.о. Самара. Основанием для включения Пономаревой Н.А. в список ветеранов боевых действий было свидетельство на льготы для лиц вольнонаемного состава, работавшего по найму в Демократической Республике Афганистан (удостоверение серия <данные изъяты> выдано ДД.ММ.ГГГГ). На 01.01.2017 г. номер Пономаревой Н.А. в списке ветеранов боевых действий — 85. Однако, в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, а также со справкой от 31.10.2011г. № 2077, представленной военным комиссариатом по Советскому и Железнодорожному районам города Самара, Пономарева Н.А. имеет право на льготы, установленные для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан. Указанная категория граждан правом на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке федеральным законом не наделена. В настоящее время проект распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара о внесении изменений в постановление главы администрации Железнодорожного района г. Самары от 29.01.1997 «О рассмотрении жилищных вопросов» в части исключения Пономаревой Н.А. из списка на первоочередное получение жилого помещения, как не имеющей право на такие меры социальной поддержки, как обеспечение жилым помещением, проходит согласование. Ветераны боевых действий и члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, вставшие на учет до 01.01.2005г. в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечиваются жильем исключительно путем предоставления социальных выплат из средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений. Принятие судом решения об обеспечении Пономаревой Н.А. социальной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения приведет к нецелевому расходованию денежных средств федерального бюджета (л.д. 63-64).

Разрешая спор, и отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос о предоставлении социальной выплаты Пономаревой Н.А. Департаментом управления имуществом г.о.Самара не рассматривался, необходимые для предоставления социальной выплаты документы истцом в уполномоченный орган не представлены, суд является органом, разрешающим споры, и не подменяет собой другие государственные или муниципальные органы.

Судебная коллегия полагает приведенные выводы суда законными и обоснованными.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из положений п. 1 ст. 23.2 данного Федерального закона, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

В силу п. 11.1 ст. 23.2 названного Федерального закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.2 п. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:

а) инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

б) ветераны боевых действий;

в) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД).

В соответствии с Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" Правительство Самарской области постановлением от 21.06.2006 г. № 77 утвердило Порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (далее - Порядок).

Согласно п. 5.1 Порядка для получения социальной выплаты очередник представляет в органы местного самоуправления заявление о предоставлении социальной выплаты.

К заявлению прилагаются:

копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина на территории муниципального образования Самарской области;

При осуществлении индивидуального жилищного строительства очередником дополнительно представляются следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

проектно-сметная документация на строительство жилого дома;

разрешение органа местного самоуправления на строительство жилого дома.

В силу п. 5.2 Порядка после поступления в местный бюджет средств из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области, возникающих при выполнении отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Самарской области с последующей передачей органам местного самоуправления, и отдельных переданных государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в части 2 статьи 2 Закона, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней уведомляет очередника, очередь которого наступила для получения социальной выплаты согласно списку, указанному в пункте 2.1 Порядка, о необходимости получения социальной выплаты.

Очередник в течение пятнадцати дней после получения письменного уведомления о необходимости получения социальной выплаты представляет в орган местного самоуправления документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Порядка.

Орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении социальной выплаты в течение четырнадцати рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка, от очередника, осуществляет расчет размера социальной выплаты в соответствии со статьей 7 Закона и оповещает очередника о принятом решении.

Решение о предоставлении в текущем финансовом году социальной выплаты оформляется актом органа местного самоуправления.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела истец с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья с приложением всех необходимых документов к ответчикам не обращалась.Решение о предоставлении в текущем финансовом году социальной выплаты либо об отказе в предоставлении социальной выплаты органом местного самоуправления не принято.

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные, либо оспариваемые права и законные интересы заинтересованных лиц.

Доводы истца в судебном заседании судебной коллегии о том, что она в 2017 году обращалась с заявлением о предоставлении социальной выплаты, материалами дела не подтверждаются.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную ею в суде первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 29 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономаревой Н.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступлении в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-2559/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пономарева Н.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Администрация г.Самара
Другие
Масленкова Л.Г.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.02.2018Судебное заседание
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее