Дело № 2-601/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 20 апреля 2020 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Стахорской О.А.
при секретаре Кузмичевой Г.А.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Довгань Я.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» о возложении обязанности очистить территорию, прилегающую к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1, в том числе обочины автодороги "Солнечный-Ола" с 5 по 7 километр и установить заграждение, препятствующее выдуванию твердых бытовых отходов за места их размещения, с земельного участка с кадастровым номером 49:01:020134:1,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ольского района обратился в суд с требованием в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» о возложении обязанности очистить территорию, прилегающую к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1, в том числе обочины автодороги "Солнечный-Ола" с 5 по 7 километр и установить заграждение, препятствующее выдуванию твердых бытовых отходов за места их размещения, с земельного участка с кадастровым номером 49:01:020134:1.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления, санитарного благополучия населения. В ходе проверки выявлено, что ООО «Спецтранс-Ола» на основании лицензии № 04900091 от 24.12.2019 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. 25.10.2017 между КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» и ООО «Спецтранс-Ола» заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 1055-п, на основании которого ответчику предоставлен в аренду на период с 25 октября 2017 года по 24 октября 2042 года земельный участок с кадастровым номером 49:01:020134:1, общей площадью 40010 кв.м., имеющий адресные ориентиры: Магаданская область Ольский район, п. Ола, в 6 км. автодороги Ола-Магадан. Прокуратурой района в ходе непосредственного визуального осмотра а период времени с 9 по 20 января 2020 года установлено, что прилегающая территория к свалке и обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр захламлены бытовыми отходами (полиэтиленовые пакеты, другие бытовые отходы). В указанный период на территории свалки неоднократно возникали очаги возгорания бытовых отходов, продолжавшиеся до нескольких суток. 20.01.2020 прокуратурой района в адрес ООО «Спецтранс-Ола» по указанным фактам внесено представление. В рамках контроля устранения нарушений закона прокуратурой района проведен осмотр территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1 (объект размещения твердых бытовых отходов) и обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр, в ходе обследования установлено, что территория, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1 (полигон ТБО) и обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр захламлены отходами производства и потребления, состоящими из фрагментов картона, бумаги, текстильных изделий, полиэтилена и иного бытового мусора. Территория участка с кадастровым номером 49:01:020134:1 не огорожена, сетчатое ограждение отсутствует, что способствует выдуванию мусора за пределы места утилизации и накопления мусора.
Полагая, что нарушение ООО «Спецтранс-Ола» положений Земельного кодекса РФ, Федеральных законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.01.2012 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также условий заключенного договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 1055-п от 25.10.2017 может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем создают угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор просит возложить на ответчика обязанность:
очистить территорию, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1, в том числе обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр автодороги в срок до 15.05.2020;
установить заграждение, препятствующее выдуванию отходов за пределы места размещения твердых бытовых отходов, с участка с кадастровым номером 49:01:020134:1, в срок до 01.09.2020.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве ответчик указал, что в целом не возражает относительно заявленных требований, однако просит определить иные сроки исполнения, установив -
проведение работ по очистке территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1, в том числе обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр автодороги в срок до 01.06.2020;
возведение заграждения, препятствующих выдуванию отходов за пределы места размещения твердых бытовых отходов, с участка с кадастровым номером 49:01:020134:1, в срок до 01.11.2020 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В письменном мнении поддержал требования прокурора и полагал, что они подлежат удовлетворению.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования, однако просил принять изменения сроков исполнения заявленных требований и просил возложить на ответчика обязанность -
провести работы по очистке территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1, в том числе обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр автодороги в срок до 01.06.2020;
возвести заграждения, препятствующих выдуванию отходов за пределы места размещения твердых бытовых отходов, с участка с кадастровым номером 49:01:020134:1, в срок до 01.11.2020 года.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2012 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; и др.
В соответствии со ст.ст. 2, 8, 22, 39 ч.ч. 1 и 3, Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» -
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется, в числе прочего организациями всех форм собственности за счет собственных средств;
- граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
- отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в том числе проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Пунктами 7.9 и 7.10 ГОСТ 30772-2001 установлено, что владелец отходов - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение. Заготовитель отходов - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные компетентным органом и (или) получившие лицензию на производство работ и оказание услуг по сбору, сортировке, транспортированию и хранению отходов перед их ликвидацией.
Санитарными правилами СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 предусмотрено, что складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 5.1). Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте) (п. 5.3). Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (п. 5.6). На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п. 5.7).
Согласно п. 1.25 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, по периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик на основании лицензии № 04900091 от 24.12.2019 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
25.10.2017 между КУМИ администрации муниципального образования «Ольский городской округ» и ООО «Спецтранс-Ола» заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 1055-п.
Из условий указанного договора следует, что ООО «Спецтранс-Ола» предоставлен в аренду на срок (25 лет), то есть на период с 25.10.2017 по 24.10.2042, земельный участок с кадастровым номером 49:01:020134:1, общей площадью 40010 кв.м., из категории земель населенных пунктов, имеющий адресные ориентиры: Магаданская область Ольский район, п. Ола, в 6 км. автодороги Ола-Магадан.
Пунктом 4.2.4 Договора предусмотрена обязанность ООО «Спецтранс-Ола» не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению прилегающей территории.
Согласно постановлению Правительства Магаданской области от 27.09.2016 N 766-пп «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Магаданской области» объект размещения твердых бытовых отходов для поселка Ола, эксплуатируемый ООО «Спецтранс-Ола» поименован «санкционированная свалка».
Прокуратурой Ольского района проведен осмотр в период с 9 по 20 января 2020 года земельного участка с кадастровым номером 49:01:020134:1 и обочины дороги «Солнечный - Ола» с 5 по 7 километр. Ходе осмотров установлено, что территории захламлены бытовыми отходами. В указанный период на территории свалки неоднократно возникали очаги возгорания бытовых отходов, продолжавшиеся до нескольких суток. По результатам проведенной проверки ООО «Спецтранс-Ола» 20.01.2020 прокуратурой Ольского района по указанным фактам внесено представление.
Из письма ООО «Спецтранс-Ола» следует, что была обеспечена проливка очагов горения, в части очистки прилегающей территории вдоль дороги выполнение работы запланировано на март, работы по изготовлению сетчатых ограждений запланированы на май-июнь 2020 года.
21.02.2020 в ходе проверки исполнения предписания прокуратуры района был проведен осмотр территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1 (объект размещения твердых бытовых отходов) и обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр. Из акта от 21.02.2020 следует, что территория прилегающая к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1 (полигон ТБО) и обочины автодороги «Солнечный-Ола» с 5 по 7 километр захламлены отходами производства и потребления, состоящими из фрагментов картона, бумаги, текстильных изделий, полиэтилена и иного бытового мусора. Территория участка с кадастровым номером 49:01:020134:1 не огорожена, сетчатое ограждение отсутствует, что способствует выдуванию мусора за пределы места утилизации и накопления мусора.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Спецтранс-Ола» не приняты меры по установлению сетчатых ограждений, препятствующих выдуванию отходов за пределы разгрузки и складирования мусора и по очистке смежных земельных участков. Указанное негативно может воздействовать на окружающую среду, приводить к загрязнению атмосферного воздуха, воды, почвы, принимая во внимание нахождение в непосредственной близости места отдыха «Нюклинская коса». Указанное ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Ольского района и Магаданской области.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме с учетом измененных сроков возложения обязанностей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» о возложении обязанности очистить территорию, прилегающую к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1, в том числе обочины автодороги "Солнечный-Ола" с 5 по 7 километр и установить заграждение, препятствующее выдуванию твердых бытовых отходов за места их размещения, с земельного участка с кадастровым номером 49:01:020134:1, удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» обязанность -
- в срок до 01 июня 2020 года очистить территорию, прилегающую к земельному участку с кадастровым номером 49:01:020134:1, в том числе обочины автодороги "Солнечный-Ола" с 5 по 7 километр;
- в срок до 01 ноября 2020 года установить заграждение, препятствующее выдуванию отходов за пределы места размещения твердых бытовых отходов с земельного участка с кадастровым номером 49:01:020134:1.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.
Установить день изготовления мотивированного решения - 24 апреля 2020 года.
Судья подпись О.А. Стахорская
Копия верна:
Судья О.А. Стахорская