Мотивированное решение
составлено 28 сентября 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 21 сентября 2023 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Черепанина М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Камаловой Ю.И.,
с участием:
истца Катаева М.В., его представителя Чесноковой Л.А., допущенной по устному ходатайству,
представителя ответчика МО МВД России «Невьянский» Борисенко В.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катаева Максима Валерьевича к Межмуниципальному отделу МВД России «Невьянский», Главному управлению внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения комиссии,
установил:
Катаев М.В., обратился в суд с иском к МО МВД России «Невьянский», ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным решения постоянно действующей комиссии МО МВД России «Невьянский» по контролю о постановке на учет сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленного протоколом *** от 00.00.0000.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером МВД, уволен со службы по выслуге лет стаж службы 22 года 10 месяцев 01 день.
00.00.0000 истец был поставлен на учет ЖБК МО МВД России «Невьянский» в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Оспариваемым решением комиссии истец снят с учета на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.122004 №189-ФЗ о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
С указанным решение истец не согласен, поскольку он и члены его семьи не обеспечены жилым помещением в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Катаев М.В., его представитель Чеснокова Л.А., допущенная по устному ходатайству исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика МО МВД России «Невьянский» Борисенко В.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований пояснив суду, что основанием для принятия оспариваемого решения является то обстоятельство, что при подсчете обеспеченности жилым помещением истца и членов его семьи было установлено что площадь принадлежащих истцу и членам его семьи жилых помещений превышает 15 кв.м на одного человека.
Ответчик ГУМВД России по Свердловской области в судебное заседание представителя не направил, извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания, направил возражения на исковое заявление, в котором выразил несогласие с предъявленными требованиями.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Исковые требования о признании незаконными решений территориальных органов МВД России, направленные на установление права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции по правилам гражданского судопроизводства («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)» утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения 00.00.0000. то есть до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел по смыслу части 4 статьи 32, пункта "б" части 1 статьи 72 и пункта "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Указанная норма утратила силу с 00.00.0000 в связи с принятием Федерального закона «О полиции».
Из содержания учетного дела истца поступившего на судебный запрос следует, что ежегодно комиссией принималось решение об оставлении за истцом права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из содержания Протокола *** от 00.00.0000 следует, что в МО МВД России «Невьянский» на архивном хранении отсутствуют документы, относящиеся к периоду до 00.00.0000, в учетном деле не обнаружено всех необходимых документов, являющихся основанием для постановки на учет в качестве нуждающихся.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует лишь о ненадлежащей организации подготовки и хранения учетных дел сотрудников МВД в территориальном органе МВД и не может служить основанием для снятия истца с учета, в ситуации, когда с момента постановки на учет прошло 19 лет, на момент увольнения ответчик признавал за истцом и членами его семьи право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку у истца и членов его семьи отсутствовала обеспеченность жильем не менее 15 кв. м на одного члена семьи.
Как следует из содержания отзыва и пояснений представителя ответчика МО МВД России «Невьянский» данных в ходе судебного разбирательства, при принятии решения о снятии истца с учета, в расчет обеспеченности жилым помещением истца и членов его семьи ответчиком, принято в том числе жилое помещение принадлежащее матери истца – ФИО9 жилой дом площадью 62,8 кв.м..
Таким образом, расчет обеспеченности жилыми помещения по мнению истца выглядит следующим образом: 62,8 кв.м, принадлежащие ФИО9 (мать истца)+1/5 доля в жилом помещении площадью 54,4 кв.м, принадлежащей супруге истца (10,88 кв.м)., +1/6 доля в жилом помещении площадью дочери истца ФИО3, площадью 58,7 кв.м. (9,78 кв.м) /4=20,86 кв.м., что более 15 кв.м.
Основанием для учета при определении нуждаемости в жилом помещении площади жилого дома, принадлежащего матери истца ФИО9, как следует из пояснений представителя ответчика МО МВД России «Невьянский» является факт регистрации истца и членов его семьи в данном жилом помещении.
Как следует из объяснений истца, его супруги ФИО2, его матери ФИО9, допрошенных в качестве свидетелей и не опровергнуто ответчиком, истец, его супруга и дочь проживают в жилом доме ФИО9, по причине отсутствия иного жилого помещения.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие этого Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Письме МВД России «О направлении Разъяснений» (вместе с «Разъяснениями отдельных вопросов по применению некоторых нормативных правовых актов», ответ на вопрос №8)
Регистрация истца и членов его семьи жилом помещении, принадлежащем матери истца ФИО9 площадью 62,8 кв.м., являясь административным актом, сама по себе не порождает права пользования жилым помещением у них, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом, ФИО2 (супруга истца) и несовершеннолетняя ФИО3 членами семьи ФИО9 не являются.
По мнению суда оснований для учета площади жилого помещения принадлежащего ФИО9 при определении обеспеченности жилым помещением истца и членов его семьи не имелось.
Для расчета обеспеченности жилым истца и членов его семьи помещением необходимо было принимать только площади долей в жилых помещениях принадлежащих членам семьи супруге ФИО2(1/5 от 54,4 кв.м или 10,88 кв.м), и дочери ФИО3 (1/6 от 58,7 кв.м или 9,78 кв.м)
Общий размер площади жилых помещений принадлежащий членам семьи истца на праве собственности составит 20,56 кв.м.,/3 членов семьи получаем 6,85 кв.м на каждого из членов семьи истца.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Частью 2 этой же статьи установлено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Из приведенной нормы закона следует, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность или единовременная социальная выплата предоставляются сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 00.00.0000, при этом как установлено судом истец поставлен на учет до указанной даты.
Поскольку решение, постоянно действующей комиссии МО МВД России «Невьянский» по контролю о постановке на учет сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленного протоколом *** от 00.00.0000 является незаконным, истец и члены его семьи (всего 3 человека) подлежат восстановлению на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о постановке истца и членов его семьи в очередь для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, а также принятия решения об исключении истца и членов его семьи из такой очереди оснований для удовлетворения требований к ГУ МВД России по Свердловской области отсутствую.
Иск подлежит удовлетворению частично к МО МВД России «Невьянский»
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Катаева Максима Валерьевича удовлетворить частично к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Невьянский».
Признать незаконным решение заседания постоянно действующей комиссии МО МВД России «Невьянский» по контролю о постановке на учет сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленное протоколом *** от 00.00.0000.
Возложить на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Невьянский» обязанность восстановить Катаева Максима Валерьевича с семьей в составе трех человек ( супруга ФИО2 00.00.0000 г.р., дочь ФИО3 00.00.0000 г.р.) на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Невьянский» в пользу Катаева Максима Валерьевича судебные издержки состоящие из расходов по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Катаева Максима Валерьевича - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.
Председательствующий –