Дело № 2-4169/2019 11 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Горишевской Е.А.,
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по исковому заявлению Поташова ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды учебы и военной службы, произвести перерасчет размера пенсии.
установил:
Поташов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды учебы и военной службы, произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование требований указал, что с 12 февраля 2003 г. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российский Федерации» с понижением общеустановленного возраста выхода на пенсию. С апреля 2013 г. на основании заявления истца от 28 марта 2013 г. ответчиком произведен перерасчет размера пенсии по более выгодному варианту с учетом конвертации пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ. В мае 2019 г. истец, получив ответ пенсионного органа на его заявление о предоставлении расчета назначенной ему пенсии, обнаружил, что ответчик незаконно не включил в его специальный стаж периоды обучения в училище системы профессионально-технического образования и службы в составе Вооруженных Сил СССР. Вместе с тем в соответствии с ранее действующим законодательством, поскольку после окончания периода обучения следовала работа, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, а периоду прохождения службы в армии такая работа предшествовала, спорные периоды должны быть включены в специальный стаж работы истца. Включение спорных периодов в специальный стаж повлияет на размер получаемой истцом пенсии в сторону его увеличения. Просит суд обязать ответчика включить период обучения с 1 сентября 1973 г. по 4 июля 1975 г. и службы в армии с 11 мая 1976 г. по 3 мая 1978 г. в специальный стаж, произвести перерасчет размера пенсии с 1 апреля 2013 г. Также истец просит суд взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные в связи с необходимостью оформления доверенности на представителя, в сумме 2 600 руб.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие. Представитель истца по доверенности Титов И.А. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Стрюкова Г.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Поташов В.А. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 12 февраля 2003 г., пенсия назначена в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российский Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).
На основании распоряжения от 1 апреля 2013 г. № 430/5 истцу произведен перерасчет размера пенсии с 1 апреля 2013 г. в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Условия и порядок назначения и перерасчета пенсии до 1 января 2015 г. регулировались Законом № 173-ФЗ, действовавшим на момент назначения и перерасчета истцу трудовой пенсии по старости.
На основании п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП – расчетный размер трудовой пенсии;
СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27-28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Согласно п. 9 Закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В силу п. 10 Закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Истцу конвертация пенсионных прав произведена по наиболее выгодному для него варианту – исходя из стажа на соответствующих видах работ, стажевый коэффициент составил 0,65.
Ответчиком не оспаривается, что периоды обучения истца в училище системы профессионально-технического образования с 1 сентября 1973 г. по 4 июля 1975 г. и военной службы в Советской Армии с 11 мая 1976 г. по 3 мая 1978 г. не включены в специальный стаж работы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
До 1 января 1992 г. пенсии устанавливались в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.
В пп. «з» и «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований обучение в профессионально-технических училищах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. «в» п. 16) периоды, указанные в пп. «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в пп. «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением, действовавшим в спорный период времени, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, может быть включен период обучения в профессионально-технических училищах по выбору обратившегося за назначением пенсии как работа, которая следовала за окончанием этого периода, а также период службы в составе Вооруженных Сил СССР как работа, которая предшествовала данному периоду, либо как работа, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из копии аттестата истца № 9210 период его обучения в ГПТУ № 1 г. Северодвинска имел место с 1 сентября 1973 г. по 4 июля 1975 г. (л.д. 12).
После окончания обучения истец, как следует из копии его трудовой книжки, с 10 июля 1975 г. принят в Северное машиностроительное предприятие на должность электросварщика 2-го разряда в цех № 50, с 1 января 1976 г. переведен электросварщиком 2-го разряда в цех № 55, 26 апреля 1976 г. уволен в связи с призывом в Советскую Армию, где проходил службу в период с 11 мая 1976 г. по 3 мая 1978 г., с 1 августа 1978 г. принят в Северное машиностроительное предприятие электросварщиком 2-го разряда с ССП (55) (л.д. 14-15).
Период работы истца в Северном машиностроительном предприятии с 10 июля 1975 г. по 26 апреля 1976 г., как следует из данных о стаже истца, установленных на момент перерасчета пенсии в апреле 2013 г., включен в стаж работы истца по пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.
Таким образом, поскольку после окончания обучения истца в училище следовала работа, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, а периоду прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР такая работа предшествовала, то в силу приведенных правовых норм периоды обучения и службы в составе Вооруженных Сил СССР также подлежат включению в специальный стаж.
Ссылка ответчика на то, что в трудовой книжке истца имеются расхождения в указании даты окончания периода обучения с датой, внесенной непосредственно в его аттестат, не может служить основанием для вывода о том, что период обучения истца закончился не 4 июля 1975 г., а 9 июня 1975 г.
Так, каких-либо документов, обязанность по предоставлению которых лежит на заявителе, в порядке ч. 3 ст. 19 Закона № 173-ФЗ специалистом пенсионного органа при обращении за назначением пенсии у истца затребовано не было.
Доводы ответчика о том, что документы об образовании не были затребованы пенсионным органом по причине того, что при назначении пенсии истцу конвертация пенсионных прав была произведена исходя из общего стажа, в который не подлежал включению период учебы, суд не принимает во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Ранее действующим законодательством, а именно Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», период обучения засчитывался в общий стаж для назначения трудовой пенсии, таким образом, период обучения истца подлежал включению в общий трудовой стаж истца для возникновения права на трудовую пенсию по старости, а не для определения размера пенсии, в связи с чем ответчику следовало разъяснить истцу, обратившемуся за трудовой пенсией, какие документы он должен представить дополнительно по периоду учебы.
Возлагая на ответчика обязанность включить истцу в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды обучения в ГПТУ № 1 г. с 1 сентября 1973 г. по 4 июля 1975 г. и службы в составе Вооруженных Сил СССР с 11 мая 1976 г. по 3 мая 1978 г., суд обязывает ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии с 1 апреля 2013 г., то есть с периода, когда истцу произведен перерасчет размера пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истец понес расходы в размере 2 600 руб. на оформление доверенности, которая выдана на участие представителя по настоящему гражданскому спору, подлинник доверенности приобщен к материалам дела (л.д. 6, 7).
Указанные расходы относятся к судебным издержкам, понесены в связи с рассмотрением настоящего спора, в связи с чем подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Поташова ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды учебы и военной службы, произвести перерасчет размера пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж Поташова ....., дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российский Федерации», периоды учебы в училище системы профессионально-технического образования с 1 сентября 1973 г. по 4 июля 1975 г. и службы в составе Вооруженных сил СССР с 11 мая 1976 г. по 3 мая 1978 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Поташова ..... с учетом включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российский Федерации», периодов учебы в училище системы профессионально-технического образования с 1 сентября 1973 г. по 4 июля 1975 г. и службы в составе Вооруженных сил СССР с 11 мая 1976 г. по 3 мая 1978 г., начиная с 1 апреля 2013 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в пользу Поташова ..... расходы по оформлению доверенности в размере 2 600 (две тысячи шестьсот) руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Горишевская
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2019 г.