Решение по делу № 2-128/2017 (2-2058/2016;) от 05.09.2016

Дело № 2-2058/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Моршанск 26 декабря 2016 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

Федерального судьи Моисеевой О.Е.,

С участием адвоката ФИО5, представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес> о восстановлении в очередности списка лиц на улучшении жилищных условий и получение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о восстановлении в очередности списка лиц на улучшении жилищных условий и получение жилья.

В обосновании заявленных требований истец указал, что является участником боевых действий, <данные изъяты> а также льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», в том числе льготу, связанную с правом на обеспечение жильем. По причине того, что он не имел своего жилья, был отнесен к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилье на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Он был поставлен на учет как нуждающийся в жилье, а также включен в списки очередников на получение жилья от муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ год он был прописан по месту жительства родителей, где площадь квартиры была менее учетной нормы, приходящейся на каждого проживающего. Квартира имела площадь кв.м., а проживало на этой площади 4 человека. Затем он был зарегистрирован в <адрес>, проживал с женой, но затем развелся с женой, был выписан, таким образом лишился регистрации. Между тем, ему необходимо было получать пособия и пенсию, для этого требовалась в обязательном порядке регистрация по месту жительства. Жилья у него не было, никто не мог помочь ему оформить регистрацию по месту жительства, навстречу пошел лишь один <адрес>, согласившись его зарегистрировать по месту жительства по сельскому совету: <адрес> (административное здание сельского совета).

Администрация <адрес>, не найдя сведений о его регистрации в <адрес> приняла ДД.ММ.ГГГГ постановление о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилье. О принятом постановлении его никто не известил, так как сведений о его регистрации у администрации <адрес> не имелось. Он же продолжал ждать, когда ему будет предоставлено социальное жилье. Он имеет право на улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, но получить жилье может при условии того, что был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье до ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответу <адрес> <адрес>. Фактически на этот момент до ДД.ММ.ГГГГ он нуждался в жилье, был признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и жилье еще в ДД.ММ.ГГГГ году, и на ДД.ММ.ГГГГ его жилищные условия не изменились. Но из-за ошибочных действий администрации <адрес> он был необоснованно снят с очереди и исключен из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя его условия жизни никоим образом не изменились и жилье он не приобрел. В добровольном порядке, даже, несмотря на ходатайство администрации <адрес> в адрес администрации <адрес> о восстановлении его в списке очередников на улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года, решить данную проблему не представилось возможным. При таких обстоятельствах он вынужден обратиться в суд с настоящим иском и просит суд с учетом уточнений признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и жилье, признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий и жилье, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель адвокат ФИО5 просили суд признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и жилье, признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий и жилье, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

При этом ФИО2 пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году он был зарегистрирован и фактически проживал по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован в <адрес> посторонних лиц, жена его не прописывала по своему месту жительства. Фактически по этому адресу не проживал, вещей не было. Семейные отношения с женой были сложные, он выпивал, она его постоянно выгоняла из дома, фактически он проживал с ДД.ММ.ГГГГ год в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года регистрации по месту жительства не было. Разведены они с женой были с ДД.ММ.ГГГГ года, но иногда проживали вместе. В ДД.ММ.ГГГГ года он получил травму позвоночника, находился в лечебных учреждениях по ДД.ММ.ГГГГ года, в перерывах между лечением поживал в г. <адрес>, затем после расселения, в связи с непригодностью, ветхостью и аварийностью жилья, проживал во временном жилье по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (нежилое здание <адрес>) потому, что сестра не разрешала ему зарегистрироваться по месту жительства, где он в настоящее время проживает, с ДД.ММ.ГГГГ фактически проживает по адресу: <адрес> по настоящее время. В ДД.ММ.ГГГГ года он получил травму позвоночника, после выхода из больницы за ним ухаживала его мать, он жил вместе с ней, он постоянно находился в лечебных учреждениях, не мог передвигаться, только недавно стал выходить из дома, и то с посторонней помощью. В связи с тем, что он не мог ходить, он не мог сообщить администрации <адрес>, что хотя он не был зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, фактически он проживал по городу <адрес> поэтому у администрации не было оснований для снятия его с очереди.

Кроме того, оснований, по которым он снят с учета, нет в Жилищном кодексе РФ.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО2 не признала и пояснила суду, что по постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ году не обнаружив ФИО2 зарегистрированным по <адрес>, по постановлению администрации он был снят с регистрационного учета. В настоящее время нет оснований для восстановления его в очереди. Действия администрации <адрес> были законными. Учетное дело ФИО7 не сохранилось.

Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО8, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ранее представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования ФИО2 и пояснила суду, что по сведениям администрации <адрес> ФИО2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на данный момент свободного муниципального жилищного фонда на территории <адрес> нет. <адрес> ходатайствовала перед управлением социального развития <адрес> о восстановлении ФИО2 в списке нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года, но получили отказ.

Представитель третьего лица <адрес> <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, неявка суду неизвестна.

Ранее представитель третьего лица <адрес> <адрес> – глава администрации ФИО9, исковые требования ФИО2 считал обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом пояснил, что в связи с тем, что у ФИО2 не было регистрации, а ему необходимо было получать пенсию по инвалидности, было принято решение зарегистрировать его по месту нахождения сельсовета. Впоследствии постановлением администрации сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ году он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и был поставлен на учет.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, от представителя ФИО10 действующего на основании доверенности, поступил отзыв на исковое заявление ФИО2 в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие, с исковыми требованиями ФИО2 не согласны по следующим основаниям.

В связи с тем, что управление не наделено полномочиями по принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан указанных льготных категорий, информация о гражданах, постановленных на учет в качестве нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ, для формирования Единой очереди, предоставлялась исключительно органами местного самоуправления.

Сведений о том, что ФИО2 нуждается в улучшении жилищных условий и постановлен на учет в качестве нуждающегося, как ветеран боевых действий, в управление с ДД.ММ.ГГГГ года не поступало.

Основаниями для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (органами местного самоуправления) и наличие льготного статуса, подтвержденного соответствующим документом. Оба факта должны быть установлены о ДД.ММ.ГГГГ

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений на основании договора социального найма.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий ФИО2, зарегистрированного по адресу: <адрес>» ФИО2 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, управление не имеет правовых оснований для включения ФИО2 в Единую очередь ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГг. В связи с чем управление считает необходимым отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу, что иск ФИО2 обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (ст. 1ЖК РФ).

До вступления в силу Жилищного кодекса РФ граждане всех льготных категорий, в том числе и ветераны боевых действий (относящиеся к льготной категории, имеющей право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах»), в соответствии с постановлением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>» принимались на учет в качестве нуждающихся в органах местного самоуправления и обеспечивались жильем за счет средств бюджета муниципального образования. Данный нормативный правовой акт действовал до вступления в силу закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в <адрес>». (В связи с принятием <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес> закон -З утратил силу).

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Статье    й 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется только при условии что указанные граждане были поставлены на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» аналогичная норма установлена для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении временного Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ» был определен единый порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении единой очереди отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ» была установлена и утверждена Единая очередь ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время, обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет нуждающихся в органах местного самоуправления до 01.01.2005г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Законом области от 31.03.2009 №511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и постановлением администрации области от 24.12.2015г. №1542 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» путем предоставления социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с Единой очередью, которая ведется в целом по области, в хронологической последовательности, исходя из даты принятия в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан льготных категорий.

В суде установлено и не оспаривается сторонами, что

- в соответствии с военным билетом серии , ФИО2, проходил службу в , участвовал в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ

- в соответствии со свидетельством о праве на льготы серии , выданном ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 имеет право на льготы ст. 16 п. 1 Закона РФ «О ветеранах»;

- решением исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, проживающий по <адрес> жилой площадью кв.м. состав семьи 3 человека, всего прописано 4 человека, включен в список очередь

- в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из списка военнослужащих, проходивших службу на территории <адрес> очередь ФИО2, проживавший по адресу <адрес> снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, причина: зарегистрированным по городу не значится. Место жительство неизвестно.

Согласно данным Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 недвижимое имущество не зарегистрировано.

ФИО2 не обеспечивался жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

В <адрес> и <адрес> ФИО2 в собственности жилого помещения не имеет, жильем не обеспечен.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились. В частности, наибольшими по объему правами и льготами обладали ветераны боевых действий из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ - также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в операциях по боевому тралению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в первоначальной редакции).

При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ).

Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона " О ветеранах", жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Приведенное правовое регулирование, устанавливая, в том числе, принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья. Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 990-О-О).

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел для тех ветеранов боевых действий, кто по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, право на льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Истец состоял на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма и имеющее право на первоочередное предоставление жилого помещения в органе местного самоуправления по месту своего жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из списка военнослужащих, проходивших службу на территории <адрес> очередь ФИО2, проживавший по адресу <адрес>, снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, причина: зарегистрированным по городу не значится. Место жительство неизвестно.

В судебном заседании выяснялись место жительство и место регистрации ФИО2 и было установлено, что

- в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 был зарегистрирован и фактически проживал по адресу: <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован в <адрес>

- фактически проживал с ДД.ММ.ГГГГ год в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>

- с ДД.ММ.ГГГГ года регистрации по месту жительства не имеется;

- в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 получил травму позвоночника, находился в лечебных учреждениях по ДД.ММ.ГГГГ года, в перерывах между лечением поживал в г. <адрес>, затем после расселения, в связи с непригодностью, ветхостью и аварийностью жилья, проживание во временном жилье по адресу: <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (нежилое здание <адрес>);

- с ДД.ММ.ГГГГ фактическое проживание по адресу: <адрес> по настоящее время.

Данные обстоятельства были подтверждены показаниями истца, а также допрошенными в судебном заседании свидетелями.

Так свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснил, что ФИО2 он знает с ДД.ММ.ГГГГ.г. После службы в армии он поддерживал с ФИО16 отношения. Зимой ДД.ММ.ГГГГ года ему стало известно, что ФИО16 проживает в квартире на <адрес> в антисанитарных условиях в нетопленом помещении. Как представитель ветеранов Афганистана он оказал содействие ФИО16 в восстановлении утраченных документов и лечении в госпитале. После лечения в <адрес> ФИО16 лечился в больнице <адрес>, он помогал также установить ФИО16 группу инвалидности. В связи с тем, что ФИО16 не был нигде зарегистрирован, он помог ему зарегистрироваться по адресу <адрес> сельсовета для того, чтобы получать пенсию и пособие.

Свидетель ФИО12 пояснил суду, что на <адрес> жила бабушка ФИО16, потом туда его мама переехала и он сам, когда ФИО2 сломал позвоночник в ДД.ММ.ГГГГ году он уже жил на <адрес>, ухаживала за ним мама. Потом им давали временно комнату в общежитии на <адрес>, где они жили около 1-2 лет, после этого маме и сестре дали квартиру на <адрес>, где ФИО16 до сих пор проживает. Он поддерживает отношения с истцом, который выходить на улицу стал около полутора лет назад, но до сих пор без посторонней помощи не ходит, он ему помогает. Своего жилья ФИО16 не имеет, сестра не разрешает его прописывать по месту жительства, где он сейчас живет.

Свидетель ФИО13 пояснила суду, что приходится матерью истцу. Сын служил в армии в <адрес>. Когда сын был женат, отношения у него с супругой были не очень хорошие, он часто уходил от жены и жил вместе с ней (свидетелем). Когда сын получил травму позвоночника, он уже с женой не жил, после больницы она (свидетель) за ним ухаживала. Сын жил по ее месту жительства сначала на <адрес>, потом временно дали жилье в общежитии на <адрес>, а потом дали квартиру на <адрес> были зарегистрированы она и дочь, то и квартиру дали им. Ее дочь - сестра истца запрещает его регистрировать по данному адресу, и говорит, что прогонит его после ее смерти.

Не доверять показаниям данных свидетелей у суда нет оснований.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие ФИО2 в <адрес> носило временный характер, а отсутствие регистрации было обусловлено семейными обстоятельствами.

Кроме того, судом установлено:

- в соответствии с медицинской картой <адрес>» стационарного больного на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ он поступил на стационарное лечение с травмой позвоночника;

- из документов, представленных <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился на стационарном лечении в неврологическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- из материалов <адрес>» следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 установлена вторая группа инвалидности, освидетельствование проведено на дому. Кроме того, 2 группа инвалидности устанавливалась в ДД.ММ.ГГГГ году.

Учитывая, что обеспечение ветеранов боевых действий жилым помещением, поставленных на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а орган местного самоуправления в данных правоотношениях осуществляет постановку на учет (действия, необходимые для обеспечения реализации права), нельзя прийти к выводу о том, что переезд лица, имеющего право на социальную льготу, реализуемую за счет средств федерального бюджета, влечет утрату им права на социальную льготу лишь по тому основанию, что истец реализовал свое конституционное право на свободу передвижения и выбор места жительства. При этом нереализация истцом права на первоочередное предоставление жилого помещения в течение 27 лет обусловлено невыполнением государством обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего нельзя прийти к выводу о том, что у истца не возникло право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В случае же принятия на жилищный учет с даты обращения истца в орган местного самоуправления – администрацию <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, право истца на жилое помещение подлежало бы реализации на общих основаниях. Однако это означало бы произвольное, то есть, в отсутствие обстоятельств объективного характера, а также действий самого лица, не обеспеченного в установленный законом срок жилым помещением, повлекших прекращение оснований для его социальной защиты в области жилищных прав, уменьшение гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий.

Решением органа местного самоуправления – администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец признан нуждающимся в жилом помещении. Данное решение не оспорено, недействительным не признано. При принятии решения органом местного самоуправления о признании лица, нуждающимся в жилом помещении, в силу норм жилищного законодательства, регулирующих порядок принятия граждан на жилищный учет, претендующих на жилое помещение, предоставляемое из муниципального или государственного жилищного фонда по договорам социального найма, подлежат проверке обстоятельства его обеспеченности жилым помещением. Кроме того, при реализации жилищных прав истцом за счет средств федерального бюджета, уполномоченный государственный орган вправе осуществлять действия, направленные на правомерное использование бюджетных средств, в том числе, путем проверки обстоятельств, дающих основания для предоставления социальной гарантии.

В соответствии с ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в <адрес>» решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должны содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 5 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Граждане, принятые на учёт до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом положений настоящей части.

В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете (пункт дополненУказом Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ). Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как следует из оспариваемого постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку зарегистрированным по городу не значится, место жительство неизвестно. Однако из анализа выше указанных норм права следует, что снятие истца с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий могло производиться ответчиком исходя из положений ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, указанным в подп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Такого основания как «зарегистрированным по городу не значится, место жительство неизвестно» данные нормы не содержат.

Кроме того, судом установлено, что хотя истец не был зарегистрирован по <адрес>, фактически он проживал в <адрес>, никуда из города не выезжал, был тяжело болен на момент снятия его с учета, не мог передвигаться и сообщить в администрацию города об этом. Кроме того, не доказано, что он был извещен о принятом решении администрацией города. Доказательств обратному не представлено.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает.

В силу действующего законодательства прописка, как и выписка на занимаемой жилой площади является лишь актом регистрации гражданина в месте проживания.

Таким образом, постановлением <адрес> ФИО14 незаконно снят с учета.

Не предусматривает ч. 2 ст. 6 Вводного закона и возможности снятия с учёта граждан, принятых на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям, установленным законами субъектов Российской Федерации, в том числе положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве дающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в <адрес>».

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 25 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Принимая во внимание, что ФИО2 снят с учета в связи с тем, что зарегистрированным по <адрес> не значится и место жительство его неизвестно, а фактически он проживал в <адрес> без регистрации и его отсутствие в данном муниципальном образовании носило временный характер, суд считает необходимым требования ФИО2 удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и жилье, признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий и жилье, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО2 к администрации <адрес> о восстановлении в очередности списка лиц на улучшение жилищных условий и получении жилья – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и жилье.

Признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий и жилье, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через <адрес> в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме: 30 декабря 2016 года.

Федеральный судья: О.Е. Моисеева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-128/2017 (2-2058/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенов А.П.
Ответчики
Администрация г. Моршанска
Другие
Администрация Моршанского района
Устьинский сельский совет Моршанского района
Суд
Моршанский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
morshansky.tmb.sudrf.ru
05.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2016Передача материалов судье
09.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2016Подготовка дела (собеседование)
03.10.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.10.2016Предварительное судебное заседание
11.11.2016Судебное заседание
01.12.2016Судебное заседание
22.12.2016Судебное заседание
26.12.2016Судебное заседание
30.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее