Решение по делу № 3а-54/2021 от 16.03.2021

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-54/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе

судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,

при секретаре Андриановской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Грековой Людмилы Сергеевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Администрации Смоленской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

индивидуальный предприниматель Грекова Л.С. обратилась в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости – магазина хозтоваров, с кадастровым номером , площадью 609,2 кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 г. в размере 10624 072 руб. Административный истец полагала завышенной утвержденную приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 02 ноября 2018 г. № 744 по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость данного объекта недвижимости в размере 23362503,79 руб. Установленная кадастровая стоимость нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, что влечет за собой увеличение размера уплачиваемого налога на имущество физических лиц.

В обоснование требования административный истец представила выполненный оценщиком ООО «Деловой центр недвижимости» Томиловым О.Л. отчет об оценке № 01/2021 от 14.01.2021 г., в соответствии с которым рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 г. составляет 10624072 руб. (без отражения НДС).

В судебное заседание ИП Грекова Л.С. не явилась, ее представитель Шипилов В.А. административное исковое заявление поддержал.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) и Администрации Смоленской области (далее – Администрация) Зюмочкин С.М. в отношении требования заявленного к Департаменту не возражал против удовлетворения административного искового заявления, отчет об оценке объекта недвижимости и заключение судебной экспертизы не оспаривал. Поддержал представленные Администрацией Смоленской области возражения против удовлетворения заявленного требования к Администрации Смоленской области, указав на то, что Администрация является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников по административному делу.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03 июля 2016 г. №227-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 227-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 227-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 227-ФЗ и п. 8 федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

В силу статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 2 статьи 14 названного федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 227-ФЗ орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости также в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела, Грековой Л.С. на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежит объект недвижимости – магазин хозтоваров, площадью 609,2 кв. м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: ... (л.д. 9-12).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.03.2021 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет 23362503,79 руб. Датой, по состоянию на которую определена данная кадастровая стоимость, является 01 января 2018 г. (л.д. 8).

Результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости сформированы в отчете от 05 октября 2018 г. № 01/2018 и утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 02 ноября 2018 г. № 744 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области), вступившим в силу с 01.01.2019 г. Поскольку государственная кадастровая оценка, результаты которой оспариваются, проводилась после дня вступления в силу Федерального закона № 227-ФЗ, к спорным правоотношениям применяются положения настоящего Федерального закона.

В подтверждение доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, ИП Грековой Л.С. представлен отчет № 01/2021 об оценке рыночной стоимости магазина хозтоваров от 14 января 2021 г., выполненный оценщиком ООО «Деловой центр недвижимости» ФИО1., в соответствии с которым рыночная стоимость магазина хозтоваров с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2018 г. составляет 10624 072 руб., без отражения НДС (л.д. 14-114).

В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая существенное отличие рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете об оценке, от его кадастровой стоимости по ходатайству административного истца судом назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «МФЦ «БРЯНСКЗЕМПРОЕКТ» ФИО2

Согласно заключению эксперта б/н от 20 мая 2021 г. отчет об оценке магазина хозтоваров от 14 января 2021 г. № 01/2021, выполненный оценщиком ООО «Деловой центр недвижимости» ФИО1., соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а именно: не допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета об оценке, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, и отсутствуют иные нарушения. которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе на правильность определения факторов, влияющих на стоимость объекта недвижимости, не допускались ошибки при выполнении математических действий, информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой. Так как отчет об оценке магазина хозтоваров от 14 января 2021 г. № 01/2021 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, следовательно, стоимость, рассчитанная в указанном отчете, является достоверной (л.д. 190-199).

Таким образом, согласно заключению судебной оценочной экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость магазина хозтоваров с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2018 г. составляет 10624 072 руб., без отражения НДС.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство наряду с отчетом об оценке № 01/2021 от 14.01.2021 г. подлежат оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, является членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», профессиональная ответственность данного эксперта застрахована, что подтверждено соответствующими документами.

Заключение эксперта от 20 мая 2021 г., как и отчет об оценке №01/2021 от 14.01.2021 г. мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом и оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение и отчет содержат все необходимые сведения для определения рыночной стоимости объекта недвижимости и не имеют ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. Заключение и отчет об оценке соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.

Участники по делу не высказывали доводов о необоснованности и противоречивости как отчета об оценке, так и экспертного заключения, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.

Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Федерального закона № 227-ФЗ, суд признает названные выше отчет об оценке и заключение эксперта надлежащими доказательствами, подтверждающими с достоверностью размер рыночной стоимости названного выше объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 г.

При определении рыночной стоимости объекта недвижимости согласно отчету об оценке и заключению эксперта суд учитывает, что оба доказательства соответствуют требованиям действующего законодательства об оценке, получены в установленном порядке, расхождений в значениях рыночной стоимости не имеется.

С учетом изложенного, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – магазина хозтоваров с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2018 г., (без отражения НДС) в размере 10624 072 руб.

Поскольку частью 4 статьи 18 Федерального закона № 227-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, суд считает необходимым указать дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

ИП Грекова Л.С. обратилась с административным иском в суд 16 марта 2021 года, соответственно, данная дата подлежит указанию в резолютивной части решения с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 227-ФЗ настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд,

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Грековой Людмилы Сергеевны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – магазина хозтоваров, с кадастровым номером , площадью 609,2 кв. м, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 10624072(десять миллионов шестьсот двадцать четыре тысячи семьдесят два) руб. по состоянию на 01 января 2018 г.

Датой подачи административного искового заявления Грековой Людмилы Сергеевны о пересмотре кадастровой стоимости названного объекта недвижимости считать 16 марта 2021 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 28 мая 2021 г.

Судья: А.Л. Штейнле

3а-54/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИП Грекова Людмила Сергеевна
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений города Смоленска
Управление Росреестра Смоленской области
Другие
Администрация Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Штейнле Алексей Леович
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
16.03.2021Регистрация административного искового заявления
16.03.2021Передача материалов судье
16.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.04.2021Предварительное судебное заседание
15.04.2021Предварительное судебное заседание
24.05.2021Производство по делу возобновлено
24.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее