Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Водяниковой М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барабанщиковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Муниципальному Образованию «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к административному ответчику МО «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в области безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», поскольку объездная дорога железнодорожного переезда, ведущая под железнодорожный мост, проходящая по <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, асфальтированное покрытие указанной автодороги под самим мостом, а также напротив <адрес>, имеет ямочность и выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые, предусмотренные ГОСТ. Ненадлежащее содержание и отсутствие ремонта на автомобильной дороге свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством о безопасности дорожного движения. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», выразившееся в необеспечении надлежащего состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта <адрес> и возложить обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Сухоруков Ю.Ю. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям и просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика МО «<адрес>» <адрес> не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.
Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ - органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Данный вопрос разрешается в интересах всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 12 названного Федерального закона в качестве одного из условий по обеспечению безопасности дорожного движения закреплена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании и ремонте установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
В силу пунктов 1, 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» - к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 11 ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что МО «<адрес>» <адрес> согласно абз. 2 ст. 1 Устава, имеет статус городского поселения.
В силу п. 5 ст. 3 Устава к вопросам местного значения МО «<адрес>» <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес> и обеспечение безопасного дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 21-59).
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93.
Пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу п. 3.1.2 данного ГОСТа - предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей муниципального образования, к которым, в частности, относятся и вопросы организации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, как следует из акта прокурорской проверки и фототаблицы к нему (л.д. 9-16), следует, что административным ответчиком не в полной мере выполняются возложенные на него обязанности, поскольку объездная дорога железнодорожного переезда, ведущая под железнодорожный мост, проходящая по <адрес>, а также автомобильная дорога, проходящая в районе жилого <адрес>, <адрес>, <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, не отвечающем требованиям безопасности дорожного движения, так как асфальтированное покрытие указанных автодорог имеет повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают предельные размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93, а именно: размеры выбоины под мостом составляют по длине – <данные изъяты>, по ширине – <данные изъяты> и по глубине – <данные изъяты>; размеры выбоины в районе жилого дома составляют по длине – <данные изъяты>, по ширине – <данные изъяты> и по глубине – <данные изъяты>.
Оснований не доверять либо сомневаться в достоверности содержащихся в указанном акте сведений у суда не имеется, поскольку они подтверждаются приложенными к нему фотоматериалами, отражающими наличие выбоин, сам акт составлен должностным лицом прокуратуры <адрес> в рамках проводимой им выездной проверки исполнения административным ответчиком в своей деятельности законодательства в сфере безопасности дорожного движения (л.д. 8), с участием уполномоченных представителей ответчика и ОГИБДД ОМВД России по <адрес>.
При указанных обстоятельствах суд считает, что административным ответчиком допущено бездействие, поскольку им не выполняются возложенные на него приведенным выше федеральным законодательством и уставом обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в частности по ремонту и содержанию автомобильных дорог, проходящих в границах населенного пункта <адрес>, относящихся к дорогам местного значения и состоящих на балансе администрации <адрес>, что подтверждается соответствующими справками и актом приема-передачи (л.д. 20-21, 68), в условиях, отвечающих требованиям безопасности дорожного движения.
Данное бездействие административного ответчика является нарушением действующего законодательства, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения городского поселения – МО «<адрес>», и влечёт нарушение прав граждан на осуществление местного самоуправления и государственных гарантий его осуществления.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения и ямочность дорожного полотна административным ответчиком не устранены, что не оспаривается последним и следует из представленного отзыва на административный иск (л.д. 68), суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта <адрес> установленным требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и обязать ее принять меры к надлежащему содержанию автомобильных дорог, проходящих по <адрес>, приведению покрытия проезжей части требованиям пунктов 3.1.1 и 3.1.2 государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 и устранению имеющихся выбоин в нем в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселка Горшечное установленным требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> принять меры к надлежащему содержанию автомобильных дорог, проходящих по <адрес>, <адрес>, приведению покрытия проезжей части указанных автодорог требованиям пунктов 3.1.1 и 3.1.2 государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 и устранению имеющихся в нем выбоин в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья М.И. Водяникова