2-1948\2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2022 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Балюта И.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Стафиевской О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Г.В к ГУ МВД России по Красноярскому краю о восстановлении в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Королева Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о возложении обязанности по восстановлению в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя свои требования следующим.
Королева Г.В. проходила службу в ГУ МВД России по Красноярскому краю до 20 июня 2006 года. Была уволена из органов внутренних дел на пенсию по болезни, общий стаж работы более 12 лет. С 1998 года состояла на учете в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в УОТО ГУ МВД по Красноярскому краю с нормой предоставления 15 кв.м. на одного человека.
09.07.2021г. было принято решение об исключении истца из списка нуждающихся на том основании, что с 29.04.2005г. по 16.12.2005г. у нее в собственности находилась 1\2 доли в праве собственности на квартиру <адрес>, площадью 21,5 кв.м. Однако указанное жилье было получено ее супругом по завещанию, с супругом она развелась 27.09.2004г., свою долю он продал, в совершении сделки истец участия не принимала. Кроме того, жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 19,9 кв.м. в 2006г. было признано аварийным, 24.04.2013г. по договору мены от 04.03.2013г. ей была выдана комната общей площадью, 18,7 кв.м. по адресу: <адрес>, ком. 1. Квартира была двухкомнатная, выдана на 7 человек. 08.02.2014г. квартира была продана. В последующем она и ее муж обратились к дочери Ш с целью проживания в ее квартире. В собственности и пользовании ни она, ни супруг жилья не имеют, в связи с чем считают исключение ее из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Просит восстановить ее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1998 года.
Истец Королева Г.В. в судебном заседании требования поддержала, суду сообщила, что она с супругом вселены в квартиру дочери не как члены ее семьи, а в связи с тем, что им негде было проживать. С 2012 года она с супругом постоянно проживают в квартире по <адрес>. Истец суду предоставила договор безвозмездного пользования жилым помещением от 21.12.2012г., заключенный между ФИО10. и К., согласно которого собственник Ш. предоставила бесплатно в безвозмездное пользование для проживания на неопределённый срок жилое помещение общей площадью 71,2 кв.м., по <адрес>.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзывах, приобщенных к материалам дела. В обоснование своих возражений указала, что истец была снята с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В жилое помещение по ул. Дубенского истец вселена как мать Ш. – собственника помещения, то есть как член ее семьи. Общая площадь помещения составляет 66,3 кв.м., то есть уровень обеспеченности истца превышает учетную норму, в связи с чем решение комиссии является законным и обоснованным. При этом представитель ответчика указала, что единственным основанием для снятия с учета истца являлся факт проживания в квартире по ул. Дубенского, иные основания в решения указаны ошибочно.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Согласно ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Как установлено в судебном заседании, 17.06.1998 г. Королева Г.В. обратилась с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади.
Из выписки из протокола № 6 от 01.07.2003г. заседания жилищно-бытовой комиссии ГУВД Красноярского края следует, что Королева Г.В. включена в списки сотрудников ГУВД Красноярского края нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате подачи рапорта 17.06.1998г.
С 20.06.2006г. Королева Г.В. является пенсионером МВД России, получает пенсию по инвалидности, уволена на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Выслуга лет составляет 12 лет 09 месяцев 18 дней (л.д.9).
Королева Г.В. и К. на праве собственности жилья не имеют.
Как следует из выписки из протокола № 164 от 09.07.2021г., Королева Г.В. по состоянию на 2021г. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта под № 44 в составе семьи из 2 человек (она, муж Королев С.Г.). В протоколе отражено, что Королева Г.В. проживает с мужем в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 71,2 кв.м. Квартира принадлежит на праве собственности дочери Ш. (регистрации в квартире не имеет) на основании свидетельства о праве от 12.02.2004г. Всего зарегистрировано 2 человека (она, супруг). В связи с указанным обстоятельством, на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодека РФ», Королева Г.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Иное основание, указанное в выписке из протокола, о наличии права на 1\2 доли в праве на жилое помещение в г<адрес>, и по <адрес>, судом не рассматриваются, поскольку, как сообщила представитель ответчика в судебном заседании, основанием для снятия с учета послужило только наличие в пользовании квартиры на <адрес>.
Между К. и Королевой Г.В. зарегистрирован брак 15.05.2015г. (л.д.20).
Согласно выписке из домовой книги от 31.03.2021г. К и Королева Г.В. имеют регистрацию в квартире <адрес> с 28.12.2012г., вселены по заявлению как отец и мать собственника Ш. (л.д.11). В судебном заседании истец подтвердила факт проживания с 2012г. в указанной квартире и по настоящее время.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Аналогичная позиция отражены в п.11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
При этом, согласно п. 13 приведенного Постановления, по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
Судом установлено, что Королева Г.В. и Королев С.Г. вселены в квартиру как члены семьи своей дочери Штоппель И.С., проживают там постоянно с 2012г., сведений о том, что Штоппель И.С. принимала меры для их выселения из жилого помещения суду не представлены.
Согласно выписке из ЕГРН дочь истца Ш. имеет собственности квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 66,30 кв.м. с 12.02.2004г.; до 18.12.2020г. имела 1\2 доли в праве в жилом помещении, общей площадью 153,50 кв.м. по <адрес>; с 09.04.2018г. имеет в собственности жилое помещение общей площадью 95,40 кв.м. в <адрес>.
В силу действующего законодательства гражданин РФ на праве собственности вправе иметь несколько жилых помещений, также вправе встать на регистрационный учет в любом из них, в связи с чем отсутствие регистрации дочери по месту жительства ее родителей, в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, не свидетельствует о том, что Королева Г.В. и К. вселены ею в квартиру не как члены семьи, тем более, что на момент их вселения иных жилых помещений Ш. не имела.
Представленный договор безвозмездного пользования от 21.12.2012г. между дочерью Штоппель И.С. и ее отцом Королевым С.Г. не может принять во внимание, поскольку при вселении и постановке на регистрационный учет указанный договор представлен не был, как и не был представлен на заседание жилищно-бытовой комиссии 09.07.2021г.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований о восстановления истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Королевой Г.В к ГУ МВД России по Красноярскому краю о восстановлении в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022г.