Дело №а-6195/2019 КОПИЯ
24RS0№-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 19 августа 2019 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.
при секретаре Ступень М.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Красноярска Зайцевой Д.В.,
представителя административного истца Горичевой А.В., действующей на основании доверенности от 31.07.2019, сроком один год,
представителей административного ответчиков: Лиепеньш Н.М., действующей по доверенности от 09.08.2019, сроком по 31.12.2019;
представителя заинтересованных лиц Ефимовой Е.Н., действующей на основании доверенностей от 08.09.2019 сроком 6 месяцев и от 18,07.2019, сроком один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №4 Абраамяна ГМ к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №4 - Избирательной комиссии г. Красноярска об отмене решения от 31.07.2019,
УСТАНОВИЛ:
Абраамян Г.М. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №4 г. Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности. Мотивирует свои требования тем, что 31.07.2019 года Окружной избирательной комиссией было принято решение № 11/23 «О регистрации Бойкова АП кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4». Данное решение административный истец считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку кандидат Бойков А.П. 23.07.2019 представил в ОИК № 4 документы о выдвижении кандидатуры на повторных выборах не соответствующие требованиям Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", что является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты:
- в «Сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах», представленных кандидатом Бойковым А.П. отсутствуют необходимые сведения об источнике выплаты дохода, и иные сведения;
- в нарушение п. 2 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, пп. «а» п. 1 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» Координационным Советом Красноярского регионального отделения ЛДПР принято решение о выдвижении Бойкова П.А. кандидатом в нарушение Устава политической партии ЛДПР;
- в пункте 6.10 Устава политической партии ЛДПР указано о том, что Координационный совет регионального отделения принимает решение по согласованию с Высшим Советом о выдвижении на повторных и дополнительных выборах кандидатов в депутаты органов местного самоуправления муниципальных образований - административных центров субъектов Российской Федерации. Кандидатом Бойковым А.П. представлена выписка из протокола заседания Высшего Совета политической партии ЛДПР от 15.07.2019, оформленная с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях». Законность решения Избирательной комиссии города Красноярска «О списке кандидатов в депутаты Красноярского городского Совета депутатов, выдвинутых избирательным объединением «Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по одномандатным избирательным округам на повторных выборах депутата Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4» от 19 июля 2019 года № 55/229 оспаривается в Красноярском краевом суде;
- кандидат Бойков представил в избирательную комиссию документы об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), оформленные с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ.
Одним из принципов проведения выборов в Российской Федерации является принцип участия граждан Российской Федерации в выборах на равных основаниях. Одновременное участие в выборах кандидата, зарегистрированного избирательной комиссией в нарушение требований Федерального закона, и кандидатов, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона, влечет нарушение указанного выше принципа и нарушает права добросовестных, законопослушных кандидатов, действующих при строгом соблюдении требований избирательного законодательства. На основании изложенного административный истец просит отменить решение окружной избирательной комиссии депутатов по одномандатному избирательному округу № 4 «О регистрации Бойкова А.П. кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4» от 31 июля 2019 года № 11/23
Административный истец Абраамян Г.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил своего представителя
Представитель истца Горичева А.В. (полномочия проверены) в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также в письменных пояснениях (с дополнениями). Так избирательная комиссия при анализе документа «Сведения о размере и об источниках доходов...» кандидата Бойкова А.П. выявила отсутствие источника выплаты дохода в графе «Доходы за 2018 год» - по позиции № 1 и по позиции № 2. Однако отсутствующие сведения об источнике выплаты дохода в графе «Доходы за 2018 год» по позиции № 12 кандидатом Бойковым А.П. и в порядке пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не дополнены. Указание данных сведений прямо предусмотрено приложением 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Также в документе «Сведения о размере и об источниках доходов…» кандидата Бойкова А.П. отсутствуют сведения о виде транспортного средства (позиции № 1 в графе «Транспортные средства»). В соответствии с подпунктом «л» пункта 5.11 Устава ЛДПР решение о выдвижении кандидата на выборах в представительные и иные выборные органы муниципальных образований - административных центров субъектов Российской Федерации принимается по представлению Высшего Совета ЛДПР. В нарушение указанного положения Устава партии Координационный Совет КРО ЛДПР 12.07.2019 принял решение о выдвижении кандидата Бойкова А.П. на повторных выборах депутата Красноярского Горсовета, в отсутствие представления и согласования Высшего Совета ЛДПР. Поскольку решение Высшего Совета ЛДПР в отношении Бойкова А.П. было принято 15.07.2019, при этом выборы указаны как досрочные, что не соответствует действительности. Кандидатом Бойковым А.П. представлена выписка из протокола заседания Высшего Совета политической партии ЛДПР от 15.07.2019 года оформленная с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях», и была заверена Координатором КРО ЛДПР Сендерский С.Б. 12.07.2019. Более того из протокола следует что кандидатура Бойкова А.П. рассмотрена при выдвижении на дополнительных выборах депутата Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному округу № 11. Отсутствие каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом Красноярского края, как необходимых для регистрации кандидата, в силу подпункта «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата. В соответствии с пунктом 4.1. Постановления ЦИК РФ от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6 ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат. В заявлении о согласии баллотироваться кандидат Бойков А.П. указал о том, что работает в Законодательном Собрании Красноярского края, в должности помощника депутата. Однако копию документа в подтверждение указанных сведений о месте работы не представил. В представленной Бойковым А.П. справке указана его должность - помощник депутата Законодательного Собрания Красноярского края, однако место его работы не указано.
Представитель административных ответчиков Избирательной комиссии г. Красноярска, Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №4 на повторных выборах депутата Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №4 Лиепиньш Н.М. (полномочия проверены) возражала против иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Указала, что 23.07.2019 в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № 4 на повторных выборах депутата Красноярского городского Совета депутатов по одномандатную избирательному округу № 4 Бойковым А.П. на выдвижение его кандидатуры кандидатом от избирательного объединения «Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» было представлено заявление о согласии баллотироваться с приложенными документами. В соответствии с п. 1.1 ст. 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» 26.07.2019 года окружной избирательной комиссией было принято решение № 9/19 об извещении кандидата Байкова А.П. о выявленных недостатках в документах, представленных в окружную избирательную комиссию и установлен срок для устранения выявленных недостатков. 26.07.2019 в окружную избирательную комиссию Бойковым А.П., представлена справка об изменениях в ранее представленных сведениях: в п. 1 и п. 2 в графе «Источник выплаты дохода, сумма (руб.)» - указанные сведения дополнены точным наименованием органа законодательной власти; и наименованием кредитной организации, соответственно. Проверив соответствие порядка выдвижения избирательным объединением «Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» Бойкова А.П. требованиям Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» и необходимые для регистрации кандидата документы, окружная избирательная комиссия зарегистрировала Бойкова А.П., кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4. Кандидат Бойков А.П. дал согласие на выдвижение его кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4 только одному инициатору выдвижения - избирательному объединению «Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России». В соответствии с положениями Устава ЛДПР, выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления осуществляется Конференцией (по представлению Высшего Совета ЛДПР (пп. 5.11, 6.3 Устава) или Координационным Советом (по согласованию с Высшим Советом ЛДПР (п. 6.10 Устава)). Статьей 21 Федерального закона «О политических партиях» определен перечень положений, которые должен содержать устав партии, в том числе и порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах. Ни Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Федеральный закон «О политических партиях» ни Закон Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» не содержат положений о том, какая процедура первостепенна, выдвижение кандидатов уполномоченным органом или согласование их кандидатур с органом, установленным Уставом. Устав ЛДПР не содержит однозначных положений регламентирующих данный порядок. Таким образом, Избирательная комиссия города Красноярска не усмотрела нарушений действующего законодательства. Сведения об основном месте работы, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться были подтверждены справкой с места работы. При этом действующее законодательство не содержат требований к оформлению данных документов.
Представитель заинтересованных лиц Бойкова А.П., Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Ефимова Е.Н. (полномочия проверены) полагала требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по доводам, указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Так кандидатом Бойковым А.П. своевременно, и в соответствии с рекомендованной формой были предоставлены необходимые сведения в избирательную комиссию. В связи с необходимостью внесения изменений в указанные сведения, Бойковым А.П. были внесены уточнения. Процедура выдвижения кандидата Бойкова А.П. проведена в полном соответствии с нормами Устава ЛДПР. В соответствии с п.6.5. Устава ЛДПР, в период между конференциями руководящим органом регионального отделения ЛДПР является Координационный Совет. Пунктом 6.8. Устава ЛДПР предусмотрено, что Координационный Совет представляет кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления соответствующему местному отделению. Если местного отделения не существует, то решение по кандидатам (списку кандидатов) принимает сам Координационный Совет тайным голосованием. В дальнейшем, утвержденная решением Координационного Совета кандидатура, согласуется решением Высшего Совета Партии. Весь необходимый пакет документов о выдвижении кандидата (выписки из протоколов (решения), документы подтверждающие согласование с Высшим Советом Партии), а также иные, положенные федеральным законодательством документы были сданы уполномоченным избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России». Таким образом, процедура выдвижения кандидата была проведена Координационным Советом в строгом соответствии с Уставом ЛДПР. При проведении указанного Координационного Совета присутствовал представитель Избирательной комиссии города Красноярска, а также представитель Министерства Юстиции РФ по Красноярскому краю. Федеральный закон № 67-ФЗ, Федеральный закон № 95- ФЗ «О политических партиях» не содержат в себе императивных норм и требований о форме согласований Координационным Советом регионального отделения партии ЛДПР с Высшим Советом Партии ЛДПР выдвижения кандидатов. Кандидат Бойков А.П. представил в избирательную комиссию документы об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), оформленные в соответствии с требованиями закона. Подпункт «б» пункта 22 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления в подтверждение данного обстоятельства копии трудовой книжки.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованных лиц, заключение помощника прокурора г. Красноярска, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает необходимым истцу в иске отказать, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Исходя из ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Абраамян Г.М. обжалуя решение избирательной комиссии от 31.07.2019 обратился в суд с настоящим исковым заявлением 10.08.2019 (согласно штампа «Почта России» на конверте), следовательно, предусмотренный ч. 4 ст. 240 КАС РФ срок, административным истцом не пропущен (31.07.2019 + 10 дн).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Избирательной комиссии города Красноярска от 18.06.2019 № 46/192 назначены повторные выборы депутата Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4. Указанное Решение опубликовано в газете «Городские новости» от 19 июня 2019 года.
Полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №4 на повторных выборах депутат Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №4 решением от 18.06.2019 №46/193 возложены на Избирательную комиссию г. Красноярска.
23.07.2019 в Избирательную комиссию города Красноярска Бойковым А.П. были представлены документы на выдвижение его кандидатуры кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатную избирательному округу № 4 от избирательного объединения «Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либеральнодемократической партии России»: заявление кандидата о согласии баллотироваться; сведения об образовании; справка с основного места работы; справка об осуществлении полномочий депутата; справка, подтверждающая принадлежность кандидата к политической партии; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах; выписка из протокола (решение) заседания Координационного Совета № 7/3 Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России о выдвижении кандидатов в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатным избирательным округам списком; удостоверенную исполняющим обязанности координатора Красноярского регионального отделения ЛДПР копию документа о государственной регистрации избирательного объединения; копия решения Высшего Совета ЛДПР о согласовании выдвижения Координационным Советом Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России кандидатуры кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4; копия выписки из протокола заседания Высшего Совета Политической партии ЛДПР о согласовании выдвижения Координационным Советом Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России кандидатуры кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4.
Так же 23.07.2019 Бойковым А.П., были представлены документы на регистрацию: первый финансовый отчет; выписка из лицевого счета.
26.07.2019 окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № 4 было принято решение № 9/19 «Об извещении кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4 Байкова А.П. о выявленных недостатках в документах, представленных в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № 4 на повторных выборах депутата Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4 для уведомления о выдвижении» и установлен срок для устранения выявленных недостатков.
26.07.2019 в окружную избирательную комиссию Бойковым А.П., представлена справка об изменениях (согласно извещению) в ранее представленных сведениях о кандидате:
в п. 1 графе «Источник выплаты дохода, сумма (руб.)» - сведения дополнены точным наименованием органа законодательной власти;
в п. 2 графе «Источник выплаты дохода, сумма (руб.)» - сведения дополнены наименованием кредитной организации.
Решением от 31.07.2019 №11/23 окружная избирательная комиссия зарегистрировала Бойкова А.П., кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 приведенного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона (подпункт б);
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в.1);
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт в.2);
Пунктами 4, 20 статьи 29 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 (ред. от 23.05.2019) "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (подписан Губернатором Красноярского края 16.10.2003) предусмотрено, что Избирательная комиссия проверяет достоверность и законность представленных документов: правомерность процедуры выражения поддержки кандидатур, правильность оформления подписных листов, достоверность данных, содержащихся в подписных листах. Регистрация кандидата, списка кандидатов производится в 10-дневный срок со дня представления документов на регистрацию.
Федеральный законодатель, регулируя вопросы регистрации кандидата, списков кандидатов, возложил на соответствующую избирательную комиссию обязанность при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение, одновременно предоставив право не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидату вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательному объединению - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Избирательная комиссия уведомила 26.07.2019 Бойкова А.П., указав на отсутствие сведений об источниках доходов в отношении официального наименования законодательного органа и о наименовании кредитных организаций (банков) в которых находятся (находились) вклады. Сведения кандидатом в данной части были дополнены.
Согласно ч. 27 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими. При этом указанные перечни не содержат такое основание, как предоставление кандидатом недостоверных (неполных) сведений о доходах.
При этом в случае выявления факта предоставления кандидатом недостоверных сведений Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (ч. 8 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ) и не является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ.
Рассматривая доводы административного истца о том, что Бойковым А.П. не указан источник дохода в пункте 12 сведений о доходах (в отношении средств, полученных по договору страхования); указание вида транспортного средства, суд исходит из того, что само по себе представление таких сведений не может являться основанием для отказа Бойкову А.П. в регистрации кандидатом в депутаты. Поскольку сведения о полученном доходе, о наличии транспортного средства кандидатом были указаны.
Подпункт "а" п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" устанавливает обязанность политической партии соблюдать федеральные законы и устав партии.
Пункт 1 ст. 21 Федерального закона "О политических партиях" обязывает политическую партию действовать на основании устава.
Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ № 67-ФЗ граждане Российской Федерации могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно части 2 указанной статьи непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 14 ст. 35 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.
Согласно пункту 5.1 статьи 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления» одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет документы, среди которых удостоверенная руководителем избирательного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Как следует из материалов дела 19.07.2019 в Избирательную комиссию города Красноярска уполномоченным представителем избирательного объединения «Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» в целях заверения списка кандидатов в соответствии с п. 5.4 ст. 26 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» представлены все вышеуказанные необходимые документы (выписка из протокола (решения) заседания Координационного Совета №7/3 Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» от 12.07.2019 о результатах тайного голосования; справка о членстве Бойкова А.П. в партии; выписка из протокола заседания Высшего Совета Политической Партии ЛДПР от 15.07.2019; Решение Высшего Совета ЛДПР от 15.07.2019).
При этом кандидат Бойков А.П. дал согласие на выдвижение его кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4 только одному инициатору выдвижения - избирательному объединению «Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России».
В соответствии с положениями Устава ЛДПР, выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления осуществляется Конференцией (по представлению Высшего Совета ЛДПР (пп. 5.11, 6.3 Устава) или Координационным Советом (по согласованию с Высшим Советом ЛДПР (п. 6.10 Устава)).
Статьей 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" определен перечень положений, которые должен содержать устав партии, в том числе и порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Соответственно, приведенные положения закона и Устава ЛДПР позволяют суду прийти к выводу о том, что Бойковым А.П. выполнено требование закона о представлении в избирательную комиссию решения структурного подразделения политической партии о выдвижении его кандидатом в депутаты.
Рассматривая доводы истца, суд исходит из того, что действующее законодательство не содержат требований о том, какая процедура первостепенна, выдвижение кандидатов уполномоченным органом или согласование их кандидатур с органом, установленным Уставом. Устав ЛДПР не содержит императивных положений, регламентирующих данный порядок. Следовательно, у Избирательной комиссии города Красноярска отсутствовали основания для отказа в заверении списка кандидатов по данному основанию.
Из представленного решения Высшего Совета ЛДПР прямо указано о согласовании в силу подп. «е» п. 6.10 Политической партии ЛДПР выдвижение Координационным Советом КРО ЛДПР кандидата в депутаты на выборах депутата Красноярского городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4, назначенных на 08.09.2019. Поскольку в указанную дату муниципальном образовании назначение дополнительных выборов по округу №4 не имелось, указание в решение Высшего Совета ЛДПР на проведение дополнительных выборов правовых последствий с учетом представленного решения Координационного Совета КРО ЛДПР, содержащего прямое указание на участие в повторных выборах, не несет. Кроме того, подп. «е», «ж» п. 14.1 ст. 35 ФЗ № 67-ФЗ прямо не предусмотрено отражение в принятых решениях указание на вид выборов.
Также суд не может согласиться с доводами административного истца о не предоставлении им сведений об основном месте работы, так как указанные кандидатом сведения были подтверждены справкой с места работы (Законодательным Собранием Красноярского края). Действующее законодательство о выборах не содержит императивных требований к оформлению данных документов.
В соответствии со статьей 76 ФЗ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
В абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 указано, что только значительные нарушения могут вести за собой отмену регистрации кандидата, при этом о таких нарушениях не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Согласно п. 2 ст. 244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При таких обстоятельствах, поскольку в действиях Избирательной комиссией города Красноярска при принятии решения от 31.07.2019 № 11/23 «О регистрации Бойкова ГМ кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №4» нарушений законодательства, прав и законных интересов административного истца, третьих лиц допущено не было, оснований для призвания данного решения незаконным, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования кандидата в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №4 Абраамяна ГМ к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №4 - Избирательной комиссии г. Красноярска об отмене решения от 31.07.2019 №11/23 «О регистрации Бойкова Алексея Петровича кандидатом в депутаты Красноярского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №4» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Зернова
Решение принято в окончательной форме 20 августа 2019 года.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова