21RS0024-01-2021-001584-32
№2а-1390/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Лукиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено,
установил:
заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>;информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», по результатам которой был выявлен факт размещения в свободном доступе на вышеуказанных интернет-страницах информации об электроловильных системах и устройствах, позволяющих осуществить добычу (вылов) водных биологических ресурсов посредством электрического тока (электроудочка). Информация на указанных сайтах доступна на территории Российской Федерации, за приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающие от обязанностей ст.324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, в связи с чем, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вышеуказанная информация является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Представитель административного истца – помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Лукина Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в самом заявлении, вновь приведя их суду. Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Минкомсвязи России (Роскомнадзор), Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, суду представлен отзыв с просьбой о рассмотрении дела без участия их представителя.Рассмотрев заявленные требования, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Согласно ст.9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.4,5 ст.26 ФЗ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем. При обнаружении указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов таможенные органы Российской Федерации осуществляют их изъятие в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Перечню запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 694 к ввозу на территории Российской Федерации запрещены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батареи), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока. Осуществление добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием электроловильных систем и устройств является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе и уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ. В части 4 ст.33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на интернет-страницах: 1<данные изъяты>;в информационно-коммуникационной сети «Интернет» размещена информация об электроловильных системах и устройствах, позволяющих осуществить добычу (вылов) водных биологических ресурсов посредством электрического тока (электроудочка). На страницах описан механизм работы «электроудочки» и инструкция о том, как обеспечивается повышенная добыча водных ресурсов. Указано, что посредство использования «Электроудочки» можно быстро и в больших количествах ловить рыбу, поскольку при помощи электрического тока рыба начинает двигаться к поверхности воды в сторону сачка. На данном сайте представлены фотографии электроловильных систем и устройств с указанием их марки и стоимости, разъяснен способ оплаты и доставки. На интернет–странице <данные изъяты> размещена информация, обращенная к потенциальным покупателям электроловильных систем и устройств, позволяющих осуществить добычу (вылов) водных биологических ресурсов посредством электрического тока (электроудочек), а также представлены фотографии электроловильных систем и устройств с указанием их марки и стоимости, разъяснен способ оплаты и доставки. Контент сайтов ориентирован на совершение потребителем покупки, для чего размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым можно связаться с продавцом. Информация находится в открытом доступе, распространяется бесплатно, срок использования ее не ограничен. Указанные обстоятельства подтверждаются скрин-шотами с указанной страницы. Нахождение указанной информации в свободном доступе возможно расценивать как приготовление к совершению преступлений, а также подстрекательство граждан к совершению преступлений. Вышеуказанная информация является информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации, поскольку законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, а также за уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>;
находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит информацию об электроловильных системах и устройствах, позволяющих осуществить добычу (вылов) водных биологических ресурсов посредством электрического тока (электроудочка)а, она признается судом запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку судом информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указанных выше интернет-страницах: признана информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внести данный сайт (интернет-страницу) в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 265.5, 295, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>;
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Чувашской республике – Чувашии для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес> Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Мартьянова