Решение по делу № 2-138/2023 (2-2311/2022;) от 24.10.2022

№ 2-138/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2023 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи                     Сабылиной Е.А.,

при секретаре                             Роппель В.А.,

помощник судьи                             Юкова Н.В.,

с участием:

представителя истца

(ответчика по встречному иску) Саенко К.А.,

представителя ответчика

(третьего лица по встречному иску)

Департамента лесного хозяйства Томской области Дегтярева А.Г.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Калаевой Екатерины Васильевны к Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства Томской области об исключении сведений о земельном участке из государственного лесного реестра, по встречному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Калаевой Екатерине Васильевне, администрации Заречного сельского поселения о признании недействительным договора аренды земельного участка, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

установил:

Калаева Е.В. обратилась в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства /../, в котором просила исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером /../ по адресу: /../, из государственного лесного реестра.

В обоснование заявленного требования указано, что Калаевой Е.В. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, проектируемое назначение: жилое, кадастровый /../, площадь застройки 48 кв.м, адрес: /../, /../», /../. /../ на возведение данного объекта было выдано соответствие на указанные в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Земельный участок под данным объектом принадлежит Калаевой Е.В. на праве аренды на основании соглашения от /../ о замене стороны по договору аренды земельного участка от /../ /../. Данный земельный участок был предоставлен на основании постановления администрации Заречного сельского поселения муниципального образования «Заречное сельское поселение» /../ от /../. В аренду передавался земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером /../, по адресу: /../, /../, /../ для приусадебного участка личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1200 кв.м.

В 2021 году Калаева Е.В. подала в администрацию Заречного сельского поселения заявление о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

На данное обращение Калаева Е.В. получила письмо от /../ /../, в котором администрация рекомендует обратиться в Департамент лесного хозяйства по вопросу исключения земельного участка с кадастровым номером /../ из земель лесного фонда, так как земельный участок по адресу: /../, кадастровый /../ расположен на землях лесного фонда, имеет местоположение: /../.

Калаева Е.В. неоднократно обращалась как в администрацию Заречного сельского поселения, так и в Департамент лесного хозяйства /../ об исключении земельного участка с кадастровым номером /../ из земель лесного фонда, однако положительного результата добиться не удалось.

Из ответа Департамента лесного хозяйства /../ Калаевой Е.В. стало известно, что границы Тимирязевского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от /../ /../ «Об установлении границ Тимирязевского лесничества в /../».

В 2022 году Калаева Е.В. снова подала в администрацию Заречного сельского поселения заявление о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и снова не получила уведомление по тому же основанию. В выписке из ЕГРН указано, что земельный участок с кадастровым номером /../ отнесен к категории земель населенных пунктов для приусадебного участка личного подсобного хозяйства.

Постановка участка на кадастровый учет /../, передача по договору аренды /../ не исключает установленный законодателем принцип приоритета сведений, внесенных в ЕГРН над сведениями, содержащимися в лесном реестре и лесном плане субъекта. Приоритетными являются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Спорный участок согласовался и предоставлялся из категории земель населенных пунктов для приусадебного участка личного подсобного хозяйства и до сих пор является таковым согласно выписке из ЕГРН.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве ответчика судом привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Заречного сельского поселения, администрация /../, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд со встречным иском к Калаевой Е.В., администрации Заречного сельского поселения, в котором просило

признать недействительным договор аренды земельного участка /../ от /../ (в редакции соглашения от /../) земельного участка с кадастровым номером /../ по адресу: /../, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, площадью 1200+/- 12 кв.м;

истребовать из незаконного владения земельный участок кадастровый /../, площадью 972 кв.м, входящего в состав земельного участка лесного фонда урочище «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества /../ в части выделов 17, 18 квартала 215, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

/../

указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу, является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером /../ по адресу: /../, площадью 1200 кв.м, входящего в состав земельного участка лесного фонда урочище «/../ /../ в части /../ землям лесного фонда.

В обоснование встречных исковых требований указано, что Калаева Е.В. с /../ по /../ является арендатором земельного участка с кадастровым номером /../ общей площадью 1200+/-12 кв.м, месторасположение земельного участка: /../. Из заключения Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» следует, что земельный участок с кадастровым номером /../ в части площади 972 кв.м имеет пересечение с землями лесного фонда Российской Федерации, расположенными в квартале 215, части выделов /../ /../. Земельный участок с кадастровым номером /../ находится в незаконном пользовании Калаевой Е.В., то есть незаконно предоставлен администрацией Заречного сельского поселения в аренду. Заключенный договор между указанными лицами является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку спорный земельный участок находится в составе земель лесного фонда и является федеральной собственностью в силу закона.

Истец (ответчик по встречному иску) Калаева Е.В., извещенная в предусмотренном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Ответчик (истец по встречному иску) Федеральное агентство лесного хозяйства, ответчик (третье лицо по иску Калаевой Е.В.) администрация Заречного сельского поселения, извещенные в предусмотренном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

Третьи лица - Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу; администрация /../, извещенные в предусмотренном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) Калаевой Е.В. Саенко К.А., действующий на основании доверенности серии /../1 от /../, заявленные исковые требования поддержал, против встречных требований возражал.

Представитель ответчика (3 лица по встречному иску) Департамента лесного хозяйства /../ Дегтярев А.Г., действующий на основании доверенности от /../ /../д/2023, в судебном заседании полагал заявленные требования Калаевой Е.В. не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования поддержал.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные возражения, дополнения к возражениям Департамента лесного хозяйства /../, письменные пояснения Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, отзыв на встречное заявление, материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Положениями ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных прав и законных интересов.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от /../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в частности о земельных участках которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно п. 6 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от /../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии с п. 8, п. 10 ст. 22 Федерального закона от /../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 8 вышеуказанного закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально - определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино - мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости, в том числе, вносится в качестве основных сведений об объекте недвижимости, описание местоположения объекта недвижимости (п. 4 ст. 8).

Согласно ч. 10 ст. 22 ФЗ от /../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельный участков, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности.

Как следует из ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим законом.

Согласно ст. 7 Федерального закона от /../ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от /../ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от /../ № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от /../ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.

Положения Федерального закона от /../ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

В соответствии с частями 3 - 5 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствие со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствие со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до /../.

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствие со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до /../: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и после /../.

/../ П. обратилась к Главе Заречного сельского поселения с заявлением, в котором просила предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду на срок 20 лет по адресу: /../, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением муниципального образования «Заречное сельское поселение» от /../ /../ предварительно согласовано предоставление П. земельного участка из земель населенных пунктов, зона Ж-3 – зона малоэтажной жилой застройки, площадью 1200 кв.м для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: /../.

Из договора аренды земельного участка /../ от /../, заключенного между муниципальным образованием Заречное сельское поселение (арендодатель) и П. (арендатор), арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером /../, находящийся по адресу: /../, для приусадебного участка личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1200 кв.м (п. 1.1). Срок аренды участка устанавливается на двадцать лет с /../ до /../ (п. 2.1).

По акту приемки-передачи земельного участка от /../ в соответствие с договором аренды земельного участка /../ от /../ арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером /../, находящийся по адресу: /../, для приусадебного участка личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1200 кв.м.

/../ администрацией муниципального образования Заречного сельского поселения выдано П. разрешение на строительство № /../ – индивидуальный жилой дом, кадастровый номер земельного участка: /../, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, /../, МО «Заречное сельское поселение», /../.

Постановлением администрации Заречного сельского поселения от /../ /../-з объекту незавершенного строительства (фундамент), расположенному на земельном участке с кадастровым номером /../, присвоен адрес: Российская Федерация, /../, /../», /../.

По договору купли-продажи от /../ продавец П. обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель Т. принять и оплатить недвижимое имущество: объект незавершенного строительства, проектируемое назначение: жилое кадастровый /../, степень готовности объекта незавершенного строительства 9%, площадь застройки 48 кв.м, адрес: /../, /../», /../. Стоимость недвижимого имущества составляет 400000 рублей.

Согласно договору купли-продажи от /../ Т. (продавец) обязуется передать в собственность Калаевой Е.В. (покупатель), а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями договора недвижимое имущество: объект незавершенного строительства, проектируемое назначение: жилое кадастровый /../, степень готовности объекта незавершенного строительства 9%, площадь застройки 48 кв.м, адрес: /../, /../», /../. Стоимость недвижимого имущества составляет 400000 рублей. Недвижимое имущество расположено на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером /../, находящегося по адресу: /../, МО «Заречное сельское поселение», /../, общей площадью 1200 кв.м.

Из соглашения от /../ следует, что П. является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером /../, находящегося по адресу: /../, общей площадью 1200 кв.м, предоставленного для приусадебного участка личного подсобного хозяйства на основании договора аренды земельного участка /../ от /../. В связи с заключением договора купли-продажи от /../ объекта недвижимости незавершенного строительства, стороны пришли к соглашению о замене П. по договору аренды земельного участка /../ от /../ на Т.

Как следует из соглашения от /../ Т. передает свои права и обязанности Калаевой Е.В. по договору аренды земельного участка от /../ /../.

Согласно акту от /../ Таразевич Е.Г. передала, а Калаева Е.В. приняла земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером /../, находящегося по адресу: /../, /../», /../, общей площадью 1200 кв.м, предоставленного для приусадебного участка личного подсобного хозяйства на основании договора аренды земельного участка /../ от /../.

Из ответа администрации Заречного сельского поселения от /../ /../ на заявление Калаевой Е.В. о выдаче уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке следует, что земельный участок по адресу: /../, /../», /../, с кадастровым номером /../ расположен на землях лесного фонда.

В ответе от /../ /../ Департамент лесного хозяйства /../ на обращение Калаевой Е.В. о предоставлении информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда, указал, что на территории Тимирязевского лесничества проведено лесоустройство в 2013 году, согласно данным которого земельный участок с кадастровым номером /../ относится к землям лесного фонда /../ целях законного использования испрашиваемого земельного участка рекомендовано обратиться в Заречное сельское поселение в целях внесения соответствующих изменений в Генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение».

Из письма Управления территориального развития администрации /../ от /../ /../ следует, что земельный участок с кадастровым номером /../ учтен в проекте нового Генерального плана, выполняемого по муниципальному контракту.

/../ администрацией Заречного сельского поселения выдано уведомление /../, в котором Калаевой Е.В. указано на несоответствие планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером /../ по адресу: /../, /../», /../, находящийся в аренде, требованиям законодательства о градостроительной деятельности по основаниям пп. 2 п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ.

Из ответа администрации Заречного сельского поселения от /../ /../, адресованного Калаевой Е.В., следует, что земельный участок по адресу: /../, МО «Заречное сельское поселение», /../, с кадастровым номером /../, расположен на землях лесного фонда.

По информации, представленной Департаментом лесного хозяйства /../ /../ /../, границы земель лесного фонда территорий /../ сформированы на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства и Министерства сельского хозяйства РФ /../ от /../, то есть в периоды, когда земельный участок с кадастровым номером /../ не был образован.

В материалы дела представлена карта-схема расположения лесных участков /../ лесничество – Тимирязевское, участковое лесничество – Калтайское, урочище – Кандинское, /../; Генеральный план МО «Заречное сельское поселение» /../; таксационное описание Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества Департамента лесного хозяйства /../ /../; План лесонасаждений урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества /../ (лесоустройство 2013 г.); межевой план кадастрового инженера Г. от /../.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от /../ в отношении земельного участка кадастровый /../, местоположение: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: /../, площадь 1200+/-12 кв.м, в пределах которого расположен объект недвижимости кадастровый /../, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства зарегистрировано ограничение прав – аренда /../, срок действия с /../ по /../.

Право собственности на объект незавершенного строительства кадастровый /../, адрес: Российская Федерация, /../, МО «Заречное сельское поселение», /../, степень готовности объекта незавершенного строительства – 9%, зарегистрировано за Калаевой Е.В. /../, объект поставлен на кадастровый учет /../, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от /../.

Как следует из ответа на запрос суда Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от /../; заключения о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда от /../ земельный участок кадастровый /../ частично пересекается с земельным участком лесного фонда, расположенного по адресу: /../, Тимирязевское лесничество, /../ площадь пересечения – 972 кв.м.

Согласно информации, представленной администрацией Заречного сельского поселения от /../ /../, земельный участок с кадастровым номером 70:14:0107002:1116 по адресу: /../, образовался на основании заявления П. от /../, утвержденного постановлением администрации Заречного сельского поселения /../ от /../. На момент формирования земельного участка действовал генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденный решением Совета Заречного сельского поселения /../ от /../.

Приказом Рослесхоза от /../ /../ «Об определении количества лесничеств на территории /../ и установлении их границ» определено, что на территории /../ создается 21 лесничество, установлены границы лесничеств.

В приложении к Приказу Рослесхоза от /../ /../ за /../ указано: лесничество Тимирязевское; участковые лесничества: /../.

Определением Томского районного суда /../ от /../ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Из заключения экспертов общества с ограниченной ответственностью «Арт-Гео» /../ от /../ следует, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером /../ по адресу: /../, определены при проведении геодезической съемки местности от /../. Границы закреплены на местности, имеют ограждение в виде металлического забора, поворотные точки границ земельного участка закреплены межевыми знаками. Площадь по фактическому использованию составляет 1333 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером /../ имеет координаты фактического использования:

         Х         Y

н1         /../

/../

/../

/../

/../

    От н1 до н2 – 29,74 м, от н2 до н3 – 45,25 м, от н3 до н4 – 29,77 м, от н4 до н1 – 44,36 м.

Установить фактическое местоположение границ участка лесного фонда урочище «/../ /../ в части выделов 17, 18 квартала 215 не представляется возможным. Границы не закреплены на местности межевыми ориентирами, по длинам линий, отделяющих использование земельного участка от смежных землепользователей, отсутствуют ограждения, поворотные точки границ не закреплены межевыми знаками. Границы выделов 17, 18 квартала 215 носят условный характер, на местности отсутствует лесная растительность, описанная в таксационном описании лесоустройства.

Границы участка урочища «/../, определенные по материалам лесоустройства, выполненным Федеральным агентством лесного хозяйства от 2013 года, накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером /../, расположенного по адресу: /../, определенные сведениями ЕГРН: выписка /../ от /../, документу образования земельного участка постановления муниципального образования «Заречное сельское поселение», межевому плану, выпиленному кадастровым инженером Г. /../, и на фактические границы /../, определенные геодезической съемкой от /../.

Площадь наложения участка урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества /../ в части выделов /../, определенные по материалам лесоустройства 2013 г., на границы земельного участка с кадастровым номером /../, расположенного по адресу: /../, определенные сведениями ЕГРН, составляет 972 кв.м.

Граница квартала 215 выделов 17 и 18, показанная на местности при проведении геодезической съемки (от /../) частично не соответствует представленным Департаментом лесного хозяйства /../ координатам (МСК 70) урочища «Кандинское» Калтайского участкового лесничества Тимирязевского лесничества /../ квартала 215, определенным материалами лесоустройства Федерального агентства лесного хозяйства, 2013 года в электронном виде, но также накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером /../, установленные на основании правоустанавливающего документа, документа образования, сведений ЕГРН, материалам межевания, фактическому местоположению.

Давая оценку данному доказательству, суд учитывает, что при проведении судебной экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от /../ № 73-ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, указание на примененную методику и источники информации, оно согласуется с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела. Оснований сомневаться в объективности эксперта, правильности методики и результатах оценки у суда не имеется.

При разрешении спора суд руководствуется не только сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории земельного участка, но и учитывает обстоятельства, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования земельного участка, принимает во внимание отсутствие в границах спорного участка лесных насаждений, а также законность возникновения права на земельный участок и добросовестность истца.

Как было установлено право первоначального правообладателя на спорный земельный участок возникло после /../.

Вместе с тем с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка П. обратилась в Администрацию Заречного сельского поселения /../.

Земельный участок с кадастровым номером /../ согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для приусадебного участка личного подобного хозяйства.

    На момент образования земельного участка и его предоставления Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», утвержденный решением Совета Заречного сельского поселения от /../ N 45, являлся действующим.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от /../ /../-О разъяснено, что в правоприменительной практике не исключалось такое толкование ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.

Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым – к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от /../ № 280-ФЗ.

Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от /../ /../-П, положение пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им предусматривается право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли (за исключением случая истребования жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от добросовестного приобретателя по иску публично-правового образования, которое не предприняло в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по установлению выморочного имущества и надлежащему оформлению своего права собственности на него), причем «добросовестный приобретатель» по конституционно-правовому смыслу данного понятия применительно к недвижимому имуществу - это приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что приобретатель знал об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявил должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.

Таким образом, рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны – исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности – оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы земельного участка, а соответственно его местоположение на местности, относятся к основным сведениям о таком объекте как земельный участок (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от /../ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, земельный участок должен быть не только предоставлен до /../, но и его границы должны быть определены до указанной даты.

Земельный участок с кадастровым номером /../, поставлен на кадастровый учет /../, сведения о нем внесены в ЕГРН, имеют статус «актуальные». Однако, документом, определяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ данного земельного участка, является постановление муниципального образования «Заречное сельское поселение» N 1039 от /../, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории /../, содержащая координаты поворотных точек и сведения о характеристиках образуемого земельного участка.

Предоставление земельного участка по адресу: /../ для приусадебного участка личного подсобного хозяйства осуществлялось муниципальным образованием «Заречное сельское поселение» по заявлению П. из категории земель - земли населенных пунктов.

Принимая во внимание, что на момент образования и предоставления земельного участка с кадастровым номером /../ данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, суд приходит к выводу о том, что ответчик Калаева Е.В. является добросовестным приобретателем земельного участка.

Учитывая, что спорный земельный участок образован в 2015 году, постановление от /../ не оспорено, недействительным не признано, в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, суд полагает возможным применить к спорным отношениям положения Федерального закона от /../ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и приходит к выводу о том, что из государственного лесного реестра подлежат исключению сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером /../, местоположение: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: /../, площадью 1200+/- 12 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства.

Согласно ч. 6 ст. 4.6 Федерального закона от /../ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют определенным условиям.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 1, 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от /../ N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»).

Согласно ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из п. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации

    На основании подп. «л» подп. 8 п. 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства /../, утвержденного постановлением /../ от /../ N 128, Департамент лесного хозяйства /../ ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории /../

Рассматриваемые требования Калаевой Е.В. связаны именно с ведением лесного реестра, вопрос об исключении сведений из лесного реестра относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в связи с чем, исковые требования Калаевой Е.В. к Федеральному агентству лесного хозяйства не подлежат удовлетворению в связи с тем, что предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Разрешая встречные исковые требования, суд приходит к следующему.

Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Пунктами 1 и 2 ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал или не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от /../ /../ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в ситуации, когда предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, в том числе к лицу, приобретшему имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральным агентством лесного хозяйства заявлен иск о признании недействительным договора аренды земельного участка /../ от /../ (в редакции соглашения от /../) земельного участка с кадастровым номером /../ по адресу: /../, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, площадью 1200+/- 12 кв.м; истребовании из незаконного владения земельного участка.

В ходе судебного разбирательства стороной истца (ответчика по встречному иску) заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, если законом не установлено иное.

Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствии недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Из изложенных норм закона и разъяснений по их применению следует, что если недвижимое имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, и между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, то независимо от избранного истцом способа защиты права (то есть заявление требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, либо заявление требования о признании недействительными сделок по отчуждению земельного участка, либо заявление таких требований одновременно) применяются правила статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный     иск) применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления (ст. 201 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, течение срока исковой давности по таким искам начинается не позднее дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП (п. 57 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от /../ /../).

Вместе с тем, поскольку сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что именно со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права, постольку момент начала течения срока исковой давности по заявленным требованиям может определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, например, со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченных органов узнало или должно было узнать о передаче имущества другому лицу или о совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /../ /../ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

Исходя из приведенных положений закона и их разъяснений, суд полагает, что Федеральным агентством лесного хозяйства пропущен срок исковой давности.

Заявляя требования о признании недействительным договора аренды земельного участка /../ от /../, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, ответчик (истец по встречному иску) указал на то, что спорный земельный участок находится в границах участка лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, на основании информации о лесном участке, таксационных описаний, заключений Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Плана лесонасаждений, карты-схемы.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от /../ /../, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: в том числе осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.

Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - информация ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от /../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

Из материалов дела следует, что постановлением муниципального образования «Заречное сельское поселение» от /../ П. предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов, зона Ж-3 - зона малоэтажной застройки, площадью 1200 кв.м для приусадебного участка подсобного хозяйства, расположенного по адресу: /../. Земельный участок с кадастровым номером /../ площадью 1200+/-12 кв.м поставлен на кадастровый учет /../. Став арендатором спорного земельного участка на основании договора аренды земельного участка /../ от /../, П. пользовалась им. С указанием категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для приусадебного участка личного подсобного хозяйства.

/../ администрацией муниципального образования «Заречное сельское поселение» выдано разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером /../.

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от /../ за Калаевой Е.В. /../ зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером /../, адрес: /../, /../», /../. Указанный объект поставлен на кадастровый учет /../, расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером /../

Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец по встречному иску имел возможность получить сведения о спорном земельном участке из сведений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок.

В силу закона содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен Федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц.

Осуществляя полномочия в отношении лесных участков, истец по встречному иску имел возможность получить сведения о спорном земельном участке, об исполнении договора аренды земельного участка /../, которым пользовались добросовестно и открыто, возвели на нем объект незавершенного строительства, который поставлен на кадастровый учет /../.

Из материалов дела следует, что о предполагаемом нарушении прав истец по встречному иску должен был узнать в период с /../ по август 2018 года, поскольку границы спорного земельного участка были определены, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет /../. /../ заключен договор аренды. Данный договор исполнялся сторонами, что подтверждается актом приема-передачи, а также фактическим использованием спорного земельного участка. На данном земельном участке был возведен объект незавершенного строительства с кадастровым номером /../, который поставлен на регистрационный учет в Едином государственном реестре недвижимости /../.

По настоящему спору истцом выступает Федеральное агентство лесного хозяйства, на которое, в силу положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от /../ /../, возложены полномочия собственника в отношении федерального имущества и которое для надлежащего осуществления этих полномочий наделено различными контрольными функциями, поэтому имеет возможность получать сведения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на спорный земельный участок.

В этой связи истец по встречному иску в лице уполномоченных органов должен был узнать о выбытии из владения спорного земельного участка, утраты над ним контроля и, как следствие, о нарушенных правах не позднее августа 2018 года.

Между тем, с исковым заявлением Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд /../, то есть с пропуском установленного законом срока исковой давности, что в силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 3 п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /../ /../ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

На основании изложенного встречные требования Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействительным договора аренды земельного участка /../ от /../ (в редакции соглашения от /../) земельного участка с кадастровым номером /../ по адресу: /../, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, площадью 1200+/- 12 кв.м, истребовании из незаконного владения земельного участка кадастровый /../, площадью 972 кв.м, входящего в состав земельного участка лесного фонда урочище «Кандинское/../ удовлетворению не подлежат.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении встречного искового требования о признании сделки недействительной и об истребовании земельного участка оснований для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером /../ по адресу: /../, площадью 1200 кв.м, входящего в состав земельного участка лесного фонда урочище «/../ /../ в части /../ к землям лесного фонда, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Калаевой Екатерины Васильевны удовлетворить частично.

Возложить на Департамент лесного хозяйства /../ обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером /../, местоположение: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: /../, площадью 1200+/- 12 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства.

В удовлетворении исковых требований Калаевой Екатерины Васильевны к Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.

Встречное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Калаевой Екатерине Васильевне, администрации Заречного сельского поселения о признании недействительным договора аренды земельного участка, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                 /подпись/            Сабылина Е.А.

Мотивированное решение составлено 17.11.2023

Копия верна

Подлинник находится в гражданском деле № 2-138/2023

Судья                        Сабылина Е.А.

Секретарь                    Роппель В.А.

УИД 70RS0005-01-2022-002961-64

2-138/2023 (2-2311/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Калаева Екатерина Васильевна
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства Томской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Другие
Департамент лесного хозяйства Томской области
Администрация Заречного сельского поселения
Администрация Томского района
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Сабылина Евгения Александровна
Дело на странице суда
tomsky.tms.sudrf.ru
24.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2022Передача материалов судье
31.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Подготовка дела (собеседование)
09.01.2023Подготовка дела (собеседование)
09.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.02.2023Предварительное судебное заседание
21.02.2023Предварительное судебное заседание
06.03.2023Предварительное судебное заседание
24.03.2023Подготовка дела (собеседование)
10.04.2023Подготовка дела (собеседование)
10.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2023Предварительное судебное заседание
18.10.2023Производство по делу возобновлено
18.10.2023Предварительное судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее