Дело № 12-860/2021
РЕШЕНИЕ
г. Всеволожск 5 октября 2021 года
Судья Всеволожского городского суда Ленинградской области Валевич И.Ю., с участием:
защитника ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ Упрдор «Северо-Запад») (№)
на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, и.о. начальника отдела геологического и водного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области – ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ и
представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области, и.о. начальника отдела геологического и водного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области – ФИО4,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, и.о. начальника отдела геологического и водного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области – ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ФКУ Упрдор «Северо-Запад» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Этим же должностным лицом 15 июля 2021 года в адрес ФКУ Упрдор «Северо-Запад» внесено представление № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением ФКУ Упрдор «Северо-Запад» обратилось во Всеволожский городской суд Ленинградской области с жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность постановления и представления должностного лица, просит их отменить.
ФКУ Упрдор «Северо-Запад» полагает, что будучи зарегистрированным в реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду как объект III категории, на него в силу пункта 4 статьи 22 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются.
Кроме того, в обоснование жалобы ссылается на то, что срок действия нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объектов, утвержденных приказами Невско-Ладожского БВУ от 27.08.2015 №№31,32,39,40,41,42 истек.
ФКУ Упрдор «Северо-Запад» указывает, что не осуществляет деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, в том числе в области оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Полагает, что постановление должностного лица не содержит доводов, подтверждающих факт совершения ФКУ Упрдор «Северо-Запад» противоправных действий, повлекших превышение в составе сточных вод в водных объектах допустимых концентраций вредных веществ, а также причинно-следственная связь между действиями ФКУ Упрдор «Северо-Запад» и наступившими последствиями.
Также полагает, что постановление вынесено неправомочным органом.
ФКУ Упрдор «Северо-Запад» просит постановление о назначении административного наказания и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление и представление по указанным в жалобе основаниям.
В судебное заседание должностное лицо административного органа и Всеволожский городской прокурор не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Полагаю, возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признана.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ФКУ Упрдор «Северо-Запад», суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ наступает за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Как следует из представленных материалов, Всеволожской городской прокуратурой в период с 18 марта 2021 года по 15 апреля 2021 года проведена проверка в отношении ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» по факту несоблюдения требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, выразившихся в сбросе сточных вод в водные объекты с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, а также в сбросе сточных вод в водные объекты с превышением максимальных содержаний загрязняющих веществ в сточных водах, установленных Решениями о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных вод в 3 и 4 кварталах 2020 года.
По данному факту заместителем Всеволожского городского прокурора Ленинградской области 15 апреля 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области, и.о. начальника отдела геологического и водного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области – ФИО4 установлено, что ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» допущены указанные нарушения правил водопользования, чем нарушены положения Водного кодекса РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Этим же должностным лицом в адрес ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» 15 июля 2021 года вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №, согласно которому в целях предотвращения нарушений требований законодательства Российской Федерации ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» необходимо усилить контроль за исполнением требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ. В указанном постановлении установлены фактические обстоятельства дела, подтвержденные содержащимися в материалах дела и исследованными в порядке ст. 26.11 КоАП РФ доказательствами.
К выводу о виновности ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, образуют действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного Кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Таким образом, действия ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что автомобильная дорога А-118 КАД вокруг Санкт-Петербурга на участке 0-381 – км 115-527 зарегистрирована в региональном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду как объект III категории, в связи с чем на ФКУ «Упрдор Северо-Запад» в силу пункта 4 статьи 22 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются, а также истечение срока действия нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных приказами Невско-Ладожского БВУ от 27.08.2015 года №№ 31,32,39,40,41,42, по мнению судьи не свидетельствует о незаконности вменения ФКУ «Упрдор Северо-Запад» сброса сточных вод в водные объекты в 3 и 4 кварталах 2020 года с превышением нормативов допустимых сбросов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды
Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
При этом, следует отметить, что положения пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не исключает обязанности хозяйствующего субъекта осуществлять свою деятельность на основании полученного разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Как следует из материалов дела, ФКУ «Упрдор Северо-Запад» является водопользователем на основании Решений Комитета по природным ресурсам Ленинградской области о предоставлении водных объектов в пользование от 5 мая 2016 года и 15 июня 2016 года, согласно условиям которых, максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать установленных нормативов допустимых сбросов.
Срок действия указанных Решений продлен до 25 августа 2021 года.
Приказами Невско-Ладожского БВУ от 27 августа 2015 года №№31,32,39,40,41,42 утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты: ручей б/н (бассейн р. Охты) км 29_750, река Утка км 54+640, река Оккервиль км 48+600, река Лапка км 42+200, ручей Караулов км 43+900 и ручей б/н (бассейн р. Охты) км 30 +300. Срок действия указанных нормативов до 28 августа 2020 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ранее полученные ФКУ «Упрдор Северо-Запад» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, легитимны, а, следовательно, на ФКУ «Упрдор Северо-Запад» императивно возложена обязанность соблюдения нормативов допустимых сбросов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Из материалов дела не усматривается, что ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, доказательств обратного в подтверждение довода жалобы заявителем не представлено.
Доводы жалобы о том, что у должностного лица административного органа отсутствовали основания для рассмотрения дела, является необоснованным, поскольку дело рассмотрено надлежащим административным органом.
Оценивая довод жалобы о применении положений о малозначительности правонарушения, суд, принимая во внимание обстоятельства дела, а также доказательства, собранные по делу, приходит к выводу, что наказание ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» назначено должностным лицом в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответствует санкции части 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Оснований для замены административного штрафа не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не допущено.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с изложенными в обжалуемом постановлении выводами и переоценке собранных по делу доказательств, что само по себе не может повлечь отмену либо изменение состоявшегося по делу законного и обоснованного постановления.
Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшему представлению.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
В связи с оставлением постановления должностного лица административного органа в отношении ФКУ «Упрдор Северо-Запад» без изменения, суд приходит к выводу о законности и обоснованности внесенного представления.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, и.о. начальника отдела геологического и водного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области – ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» и представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области, и.о. начальника отдела геологического и водного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области – ФИО4, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства», - оставить без изменения,
жалобу Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд Ленинградской области в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья