Решение по делу № 2-1-124/2022 от 05.07.2022

Дело №2-1-124/2022

57RS0015-01-2022-000170-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    31 августа 2022 года        п. Хомутово

Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе судьи Щукина М.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Потаповой Е.В.,

с участием:

помощника межрайонного прокурора Новодеревеньковского района Орловской области Студенниковой Д.Э.,

представителя третьего лица администрации Новодеревеньковского района Орловской области Евсеевой Т.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Новодеревеньковской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области о возложении обязанности провести комплексную техническую оценку и обязании привести защитное сооружение в надлежащее состояние,

установил:

Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области обратился в Новодеревеньковский районный суд Орловской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области о возложении обязанности провести комплексную техническую оценку и обязании привести защитное сооружение в надлежащее состояние.

В обосновании заявленных требований с учётом уточненных исковых требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства, допускаемые должностными лицами администрации Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области. Согласно информации межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в подвальных помещениях зданий двух жилых многоквартирных домов, расположенных в <адрес> находятся объекты гражданской обороны - противорадиационные укрытия, инвентарный номер , , расположенные по адресам: <адрес>, в соответствии с паспортами убежищ и указанные объекты принадлежат Никитинской сельской администрации. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ЗС ГО инв. расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения в области гражданской обороны, а именно: в нарушение п. 3.2.3 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 допускается загромождение путей движения и входов в ЗС ГО; в нарушение п. 6.2.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 требования по обозначению входов в ЗС ГО и маршрутов движения, укрываемых к ним, не соблюдаются; в нарушение п. 5.1, п. 5.2 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, п. 6 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575 мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций не проводятся; в нарушение п. 2, п. 3 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575, п. 3.2.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 герметизация и гидроизоляция ЗС ГО не обеспечена, допускается сырость и подтопление отдельных помещений. Аналогичные нарушения в области гражданской обороны выявлены в ЗС ГО инв. расположенном по адресу: <адрес>. Просят суд обязать администрацию Никитинского сельского поселения Орловской области организовать проведение комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны инв. расположенного по адресу: <адрес>, инв. расположенного по адресу: <адрес>, привести указанные защитные сооружения гражданской обороны в соответствие требованиям п. 3.2.3 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; п. 6.2.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; п. 5.1, п. 5.2 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; п. 6 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575; п. 2, п. 3 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575, п. 3.2.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583.

В судебном заседании помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Студенникова Д.Э. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области Красильников А.В. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает. В удовлетворении исковых требований просит отказать в связи с отсутствием полномочий в данной сфере.

Представитель третьего лица администрации Новодеревеньковского района Орловской области Евсеева Т.Н., действующая на основании доверенности от 15.08.2022г. в судебном заседании в отношении заявленных уточненных требований не возражала, пояснила, что статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. Таким образом, документальным основанием для ведения учета ЗС ГО, а также определения объекта ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению возложена на организации, на учете которых находятся эти сооружения. В соответствии с паспортами убежищ и объекты гражданской обороны, а именно противорадиационные укрытия, расположенные по адресам: <адрес> принадлежат Никитинской сельской администрации. Следовательно, обязанность по содержанию и использованию по предназначению возложена на администрацию Никитинского сельского поселения.

Представитель третьего лица МТУ Росимущество в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указали, что обязанность по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны по адресу: <адрес> состоянии постоянной готовности к использованию возложена на администрацию Никитинского сельского поселения <адрес>.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Орловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве указал, что исходя из правовых и фактических обстоятельств дела обязанность по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности лежит на администрации Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области, поскольку именно администрации Никитинского сельского поселения согласно паспорту убежища принадлежат защитные сооружения, указанные в иске.

При изложенных обстоятельствах неявка в судебное заседание не явившихся участников процесса в силу положений статьи 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению настоящего гражданского дела по существу в их отсутствие.

Выслушав явившихся участников процесса и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Согласно п.п. «в», «м» ст.71, п. «д» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации обязанностью государства является обеспечение безопасности личности, общества и государства; при этом оборона, в том числе гражданская оборона, находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных в том числе, на защиту населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п.1 ст.3 Федерального закона №28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 Федерального закона №28-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Согласно ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе, строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Согласно ст.6 Федерального закона №28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1.2, 1.3 и 1.4 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказ МЧС №583), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО (защитное сооружение гражданской обороны) - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО (гражданской обороны) определяется наличием паспорта ЗС ГО. В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО.

Согласно п.п.2.1 и 2.2 Приказа МЧС №583 учет защитных сооружений, гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО, а также определения объекта как ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с п.п. 1.7, 1.8 Приказа МЧС №583 на руководителя организации возлагается обеспечение готовности и использования по предназначению ЗС ГО, а также обязанность содержать ЗС ГО в целях его сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

В силу п. 2 и п. 3 Приказа МЧС от 21.07.2005 № 575 содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в них как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения сооружения. При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.

Законодательством предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению.

В судебном заседании установлено, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно информации главы администрации Новодеревеньковского района Орловской области от 15.03.2022г. следует, что на территории Новодеревеньковского района имеются восемь защитных сооружений гражданской обороны, которые являются федеральной собственностью, право собственности не оформлялось, все объекты имеют паспорта. Часть объектов используется для хозяйственных нужд. Договоры аренды не заключались (л.д.13-14).

Проверкой установлено, что в подвальных помещениях зданий двух жилых многоквартирных домов, расположенных в <адрес> находятся объекты гражданской обороны -противорадиационные укрытия, инвентарный номер , , расположенные по адресу: <адрес>. Данные объекты принадлежат Никитинской сельской администрацией, что подтверждено паспортами убежищ (противорадиационного укрытия) , .

Также установлено, что на период 15.03.2022г. защитное сооружение гражданской обороны инв. , расположенное по адресу: <адрес> защитное сооружение гражданской обороны инв. , расположенное по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения:

в нарушение п. 3.2.3 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 допускается загромождение путей движения и входов в ЗС ГО;

в нарушение п. 6.2.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 требования по обозначению входов в ЗС ГО и маршрутов движения, укрываемых к ним, не соблюдаются;

в нарушение п. 5.1, п. 5.2 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, п. 6 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575 мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций не проводятся;

в нарушение п. 2, п. 3 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575, п. 3.2.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 герметизация и гидроизоляция ЗС ГО не обеспечена, допускается сырость и подтопление отдельных помещений.

Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой Орловской области в адрес главы Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области 15 марта 2022г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне (л.д.15-18).

Из ответа главы Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области от 28.03.2022г. следует, что указанные в представлении нарушения будут устранены до 01.07.2022г. (л.д.11).

Распоряжением главы Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области от 28.03.2022г. -р специалисту по мобилизационной подготовке В.Е.Н. объявлено замечание за нарушения законодательства о гражданской обороне (л.д.12).

Выявленные нарушения Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой свидетельствуют о ненадлежащем состоянии защитных сооружений гражданской обороны, о не проведении мероприятий по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту объектов. Инженерно-техническое оборудование защитных сооружений находится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению. При этом в настоящее время техническое заключение о состоянии данных сооружений отсутствует, оценка технического состояния не проведена, вследствие чего использование по назначению указанных объектов в настоящий момент не представляется возможным. Кроме того, неисполнение указанных требований закона создает угрозу невозможности использования данных защитных сооружений гражданской обороны в условиях военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что ставит в опасность жизнь и здоровье населения.

Установлено, что по настоящее время выявленные нарушения администрацией Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области не устранены. Обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию защитных сооружений гражданской обороны по предназначению возложена на организации, на учете которых находятся эти сооружения. В соответствии с паспортами убежищ и объекты гражданской обороны, а именно противорадиационные укрытия, расположенные по адресам: <адрес> принадлежат Никитинской сельской администрации, в связи с чем обязанность по поддержанию данных объектов в состоянии постоянной готовности к использованию возложена на администрацию Никитинского сельского поселения <адрес>.

Довод главы администрации Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области Красильникова А.В. о том, что у сельской администрации отсутствуют полномочия о приведении указанных сооружений в надлежащее состояние, основан на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, указанные в иске Новодеревеньковского межрайонного прокурора нарушения создают угрозу невозможности использования данных защитных сооружений гражданской обороны в условиях военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что ставит в опасность жизнь и здоровье населения.

Принимая во внимание изложенное, суд находит заявленные межрайонным прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Новодеревеньковской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области о возложении обязанности провести комплексную техническую оценку и обязании привести защитное сооружение в надлежащее состояние, удовлетворить.

Обязать администрацию Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области организовать проведение комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны инв. расположенного по адресу: <адрес>, инв. расположенного по адресу: <адрес>, привестиуказанные защитные сооружения гражданской обороны в соответствиес требованиям п. 3.2.3 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; п. 6.2.1 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; п. 5.1, п. 5.2 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; п. 6 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575; п. 2, п. 3 приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575, п. 3.2.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Орловский областной суд через Новодеревеньковский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2022 года.

Судья                                        Щукин М.А.

2-1-124/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новодеревеньковская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Никитинского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области
Другие
Администрация Новодеревеньковского района
ГУ МЧС России по Орловской области
МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Суд
Новодеревеньковский районный суд Орловской области
Судья
Щукин М.А.
Дело на сайте суда
novoderevenkovsky.orl.sudrf.ru
05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2022Подготовка дела (собеседование)
26.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее