производство № 2а-1599/2021
УИД 18RS0005-01-2021-001634-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Хайминой А.С., при секретаре Смолиной М.С.,
с участием административного истца Кузьминой Н.В., представителя административного ответчика Перевозчиковой Е.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузьминой Н.В. к Администрации Устиновского района г. Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения и сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмина Н.В. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Администрации Устиновского района г. Ижевска УР (далее – административный ответчик), которым просит признать незаконным отказ административного ответчика в согласовании самовольно выполненной перепланировки жилых помещений по адресу: <адрес>, и сохранить жилое помещение в перепланированном состоянии в соответствии с планом жилого помещения и экспликацией по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежат указанные в исковом заявлении жилые помещения на праве собственности. Во время проживания на данной жилой площади в целях повышения уровня благоустройства и комфортности проживания была произведена перепланировка помещений: в ненесущей перегородке между жилыми комнатами № и № пробит дверной проем, в жилой комнате № установлена раковина, демонтирован шкаф №, соответственно площадь жилой комнаты № увеличилась на <данные изъяты> кв.м. Произведенная перепланировка квартиры не нарушает права и законные интересы жильцов дома, не создает угрозу их жизни или здоровью, соответствует противопожарным, санитарным и иным требованиям.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика исковые требования не признала в части обжалования решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилых помещений. Кроме того, возражает по размещению раковины в жилой комнате, поскольку не допускается размещение ванной и уборной над жилыми комнатами и кухней, этим нарушаются права лиц проживающих этажом ниже, по демонтажу шкафа возражений нет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления суды рассматривают в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для признания указанных решений, действий (бездействий) незаконными является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1), а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
В силу п.п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Переустройство и перепланировка жилого помещения являются самовольными, если проведены при отсутствии решения органа местного самоуправления о согласовании. Согласно п. 3.11.11 Решения Городской думы г. Ижевска № 113 от 06.06.2006 "Об учреждении территориального органа – структурного подразделения Администрации города Ижевска – администрации Устиновского района города Ижевска" согласование либо отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, приемка жилых помещений после проведения переустройства и (или) перепланировки, отнесено к компетенции Администрации Устиновского района г. Ижевска.
Таким образом, проведенные в жилом помещении, перепланировка и переустройство отвечают признакам самовольных, поскольку совершены при отсутствии основания для их проведения – решения органа местного самоуправления.
Согласно свидетельству о государственной регистрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является Кузьмина Н.В.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является Кузьмина Н.В.
В соответствии с копией поквартирной карточки в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Кузьмина Н.В.
Из представленной административным истцом экспликации к поэтажному плану здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилые помещения <данные изъяты>, <данные изъяты> в блоке <данные изъяты> в <адрес> имели следующие помещения: <данные изъяты>.
Сравнение указанной экспликации с экспликацией этих же комнат по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о следующих изменениях конфигурации помещений: между жилой комнатой № и жилой комнатой № сделан дверной проем, демонтирован шкаф №, в жилой комнате № установлена раковина.
В результате перепланировки и переустройства площадь жилой комнаты № уменьшилась на <данные изъяты> кв.м., площадь жилой комнаты № увеличилась на <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Устиновского района г. Ижевска отказано в согласовании переустройства и перепланировки помещения по адресу: <адрес> по причине непредоставления полного перечня документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ (подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме).
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу п. 3, 4 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения представляет в орган местного самоуправления подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Как следует из нормы ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Доказательств в подтверждение факта предоставления в Администрацию Устиновского района г. Ижевска УР проекта переустройства и (или) перепланировки, в материалы дела Кузьмина Л.В. не представила.
С учетом несоблюдения административным истцом требований, предъявляемых к оформлению документов, необходимых для согласования перепланировки и переустройства, отказ Администрации Устиновского района г. Ижевска является законным и обоснованным, соответствующее требование Кузьминой Л.В. в этой части удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Произведенная перепланировка согласована с Отделом регулирования застройки Устиновского района г. Ижевска, Фондом пожарной безопасности и управляющей домом организацией, о чем свидетельствуют соответствующие печати на экспликации квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при этом МУП СпДУ не согласована установка раковины.
Согласование произведенной перепланировки указанными организациями свидетельствует о том, что внесенные изменения не нарушают целостность коммуникаций, права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью, соответствует требованиям законодательства.
В ходе рассмотрения дела не установлено, что перепланированное жилое помещение, а также дом, в котором оно находится, являются памятниками архитектуры, истории или культуры.
Учитывая, что внесенные изменения жилого помещения произведены с нарушением процедуры согласования перепланировки, однако не ухудшают условия эксплуатации помещения и проживания граждан, требование о его сохранении в перепланированном состоянии подлежит удовлетворению.
Между тем, как следует из экспликации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установка раковины, то есть переустройство, не согласовано с МУП СпДУ.
Согласно ответу МУП СпДУ от ДД.ММ.ГГГГ, проектные мощности систем горячего, холодного водоснабжения жилого дома не рассчитаны на установку и использование дополнительных санитарно-технических приборов. Переоборудование возможно, в соответствии со ст. 26 ЖК РФ, при условии разработки проекта реконструкции инженерных систем водоснабжения и водоотведения дома (с учетом всех вновь установленных дополнительных санитарно-технических приборов) специализированной организацией, имеющей свидетельство о допуске к проектным работам СРО. Разработанный проект необходимо согласовать в установленном порядке, в т.ч. и в Управляющей компании. Кроме того, при установке раковины в жилой комнате нарушается п. 9.26 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные»: «Для обеспечения допустимого уровня шума не допускается крепление санитарных приборов и трубопроводов непосредственно к межквартирным стенам и перегородкам, ограждающим жилые комнаты, …».
Действительно в соответствии с п. 9.26 указанного СП 9.26 для обеспечения допустимого уровня шума не допускается крепление санитарных приборов и трубопроводов непосредственно к межквартирным стенам и перегородкам, ограждающим жилые комнаты, не допускается размещать машинное помещение и шахты лифтов, мусоросборную камеру, ствол мусопровода и устройство для его очистки и промывки над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними.
Согласно п. 3.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 в жилых зданиях не допускается расположение ванных комнат и туалетов непосредственно над жилыми комнатами и кухнями, за исключением двухуровневых квартир, в которых допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над кухней.
Таким образом, учитывая изложенное, в сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии в части установки раковины в жилой комнате № следует отказать, поскольку доказательство того, что переустройство не нарушает целостность коммуникаций, права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью, соответствует требованиям законодательства, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кузьминой Н.В. к Администрации Устиновского района г. Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, признании незаконным отказа в согласовании самовольно выполненных перепланировки и переустройства жилого помещения и сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии удовлетворить частично.
Административное исковое заявление Кузьминой Н.В. к Администрации Устиновского района г. Ижевска о признании незаконным и отмене отказа Администрации Устиновского района г. Ижевска в согласовании перепланировки и переустройства жилых помещений по адресу: <адрес>, а также в части сохранения жилого помещения в переустроенном состоянии (установка раковины в жилой комнате №) оставить без удовлетворения.
Административное исковое заявление Кузьминой Н.В. к Администрации Устиновского района г. Ижевска в части сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии удовлетворить.
Сохранить жилые помещения по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения) БУ УР «ЦКО БТИ» г. Ижевска, составленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Судья А.С. Хаймина
Решение принято в окончательной форме 17 июня 2021 года.
Судья А.С. Хаймина