РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2021 года г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при помощнике судьи Гасак Р.К., с участием административного истца Петрова А.Е., представителя административного ответчика Красноштанова Е.В., рассмотрев открытом судебном заседании административное дело № 2а-145/2021 Петрова Артема Евгеньевича к МО МВД России «Киренский» о признании незаконными действия (бездействия), решения, выразившихся в не ознакомлении с требованиями на вывод из камеры, об обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Петров А.Е. обратился в суд с административным иском к начальнику МО МВД России «Киренский», в обоснование которого указал (с учетом уточнений), что ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление на имя начальника МО МВД России «Киренский» о необходимости его ознакомления с требованиями на вывод из камеры ИВС МО МВД России «Киренский» в следственные комнаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы непосредственно затрагивают его права и свободы, касаются обеспечения его безопасности в ИВС и никакой секретной информации, охрана которой предусмотрена федеральным законом, не содержат. В ИВС ему вручили ответ, подписанный начальником МО МВД России «Киренский» от ДД.ММ.ГГГГ №, о том, что ему отказано в ознакомлении на основании какого-то приказа МВД России №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых». С данным ответом Петров А.Е. не согласен, поскольку в силу ч.3 ст. 55, ч.3 ст. 56, ч.2 ст. 24, ч.ч.1,2 ст. 15, ст.2 Конституции РФ он имеет право обратиться в МО МВД России «Киренский» с требованием об ознакомлении с требованиями, на основании которых его в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выводили из камеры ИВС в следственные комнаты. Данные документы непосредственно затрагивают его права и свободы, вопрос обеспечения сотрудниками МО МВД России «Киренский» его безопасности, личной неприкосновенности. Федеральным законом не предусмотрено ограничений для ознакомления с данными требованиями. Приказ МВД ограничение на исполнение конституционной нормы налагать не может. На основании изложенного просит признать незаконными действие (бездействие), решение МО МВД России «Киренский», выразившееся в не ознакомлении с документами, затрагивающими его права и свободы, вынесение начальником МО МВД России «Киренский» незаконного решения, нарушение его конституционных прав, гарантированных ч.2 ст. 24 и ч.3 ст. 56 Конституции РФ; обязать МО МВД России «Киренский» устранить допущенные нарушения путем его ознакомления с требованиями на вывод из камеры в следственные комнаты ИВС МО МВД России «Киренский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Петров А.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске и уточнении к нему. Дополнительно указал, что в силу ч.3 ст. 15 Конституции РФ все законы подлежат опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Приказ МВД России № дсп от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается административный ответчик, опубликован не был, а значит, не может применяться. Само Наставление по служебной деятельности не содержит запретов на ознакомление с какими-либо документами.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Киренский» Красноштанов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленного административного иска, поддержав доводы письменных возражений, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего административного дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.
Условия и порядок содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания регламентированы Федеральным законом РФ от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (далее – Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел).
Согласно ст.7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 103-ФЗ при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 103-ФЗ администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает, в том числе предоставление на территории места содержания под стражей оборудованных помещений для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз.
Аналогичные положения закреплены в п. 149 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Петров А.Е. подал на имя начальника МО МВД России «Киренский» заявление об ознакомлении с требованиями на вывод из камеры ИВС МО МВД России «Киренский» в следственные комнаты ИВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данная информация касается обеспечения его безопасности.
На данное заявление дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что заявление Петрова А.Е. рассмотрено, ознакомить с требованиями на вывод из камеры не представляется возможным, поскольку требования на вывод, в соответствии с приказом МВД России № 140дсп от 07.03.2006 «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» являются информацией ограниченного распространения и не подлежат разглашению (распространению) без письменного разрешения уполномоченного должностного лица, которым были введены ограничения доступа к данной информации, либо вышестоящего руководителя.
Не согласившись с данным ответом, Петров А.Е. обратился в суд с настоящим административным иском. Проверяя доводы административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Из положения о МО МВД России «Киренский» следует, что МО МВД России «Киренский» является территориальным органом МВД России на районном уровне, входит в состав органов внутренних дел, подчиняется ГУ МВД России по Иркутской области, является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, выступает истцом и ответчиком в суде. В полномочия МО МВД России «Киренский» входит, в том числе обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержание заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также их охрану и конвоирование. В своей деятельности МО МВД России «Киренский» руководствуется, в том числе Конституцией Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МВД России.
Деятельность изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Киренский» регламентирована, в том числе Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых». Данный Приказ зарегистрирован в МВД России с грифом «дсп» (для служебного пользования).
Бланк требования на вывод из камеры подозреваемых (обвиняемых) является приложением № к Приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, то есть документом внутреннего служебного пользования.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, содержится аналогичное положение.
Согласно п.п. 3, 7 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), а также сведения, содержащиеся в личных делах осужденных.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.5, 1.6 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
Согласно п.п. 5, 18, 43 Инструкции по организации деятельности по обращению со служебной информацией ограниченного распространения в систем МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 09.11.2018 № 755, служебная информация ограниченного распространения не подлежит разглашению (распространению) без письменного разрешения уполномоченного должностного лица, которым были введены ограничения доступа к данной информации, либо вышестоящего руководителя (п.5). На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, в том числе правовых актах, проставляется отметка «Для служебного пользования» (п.18). Открытое опубликование или распространение служебной информации ограниченного распространения допускается только после снятия в установленном порядке введенных ограничений (п.43).
Как усматривается из содержания исследованных судом Наставлений по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, они определяют порядок и принципы организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, основы управления подразделениями и нарядами выполнения указанных функций, особенности несения службы, действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах, в нем указаны порядок, схемы, маршруты конвоирования, а также другие сведения и необходимые инструкции для сотрудников данных подразделений, для обеспечения охраны подозреваемых и обвиняемых. Охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Компетенция МВД России на принятие Наставления проверялась Верховным Судом Российской Федерации по делу N ГКПИ11-1817. Вступившим в законную силу решением суда от 07.12.2011, оставленным без изменения апелляционным определением от 19.11.2019, установлено, что названный нормативный правовой акт издан МВД России в пределах предоставленных ему полномочий с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, поскольку Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденные Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп, в том числе приложение № 6 к нему - бланк требования на вывод из камеры подозреваемых (обвиняемых), отмечены грифом «ДСП» (для служебного пользования), содержат служебную информацию конфиденциального характера, связанную со служебной деятельностью подразделений охраны и конвоирования, а, следовательно, не подлежат распространению, в том числе передаче третьим лицам для ознакомления, то МО МВД России «Киренский» правомерно отказал Петрову А.Е. в ознакомлении с требованиями на вывод из камеры в следственные комнаты ИВС МО МВД России «Киренский» в период с 27.05.2019 по 31.05.2019.
Ссылка административного истца о том, что Приказ МВД России № 140 дсп от 07.03.2006 опубликован не был, является несостоятельным, поскольку в силу вышеприведенных положений закона данный нормативный правовой акт обязательному официальному опубликованию не подлежит.
Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Петрова А.Е. о признании незаконными действия (бездействия), решения МО МВД России «Киренский», выразившихся в не ознакомлении с требованиями на вывод из камеры, об обязании устранить допущенные нарушения путем ознакомления с требованиями на вывод из камеры в следственные комнаты ИВС МО МВД России «Киренский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Петрова Артема Евгеньевича к МО МВД России «Киренский» о признании незаконными действия (бездействия), решения, выразившихся в не ознакомлении с требованиями на вывод из камеры, об обязании устранить допущенные нарушения путем ознакомления с требованиями на вывод из камеры в следственные комнаты ИВС МО МВД России «Киренский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд Иркутской области в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Мельникова