РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-10007/2018
г. Тюмень 20 декабря 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе: председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Юнусовой Ю.Р.,
с участием истца,
представителя истца,
представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барановой Е.С. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании приказа о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Баранова Е.С. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным и отмене приказа Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Барановой Е.С., проживающей по адресу: <адрес> составом семьи три человек, включая мужа ФИО6, сына ФИО7 Требования мотивированы тем, что приказом об ДД.ММ.ГГГГ семья истицы была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Данное решение мотивировано тем, что в собственности истицы имеется недвижимость, стоимость которой составляет <данные изъяты>., что превышает установленную решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № стоимости имущества для признания граждан малоимущими. С данным приказом истица не согласна, поскольку принадлежащая ей ? доля в праве на принадлежащее ей жилое помещение, находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, оценка доли производилась в 2016 году и на данный момент стоимость имущества намного ниже.
Истица Баранова Е.С., ее представитель Вандышева Т.В., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Троегубова Ю.Ю., действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41), в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 37-39).
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истицы не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, истица Баранова Е.С. (ее семья) признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ Баранова Е.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, Баранова Е.С., с составом семьи 3 человека, была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с утратой оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма (не подтверждают факт наличия независящих причин низкого уровня доходов в связи с чем не могут быть признаны малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма) (л.д. 10).
Согласно уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило следующее: 1) согласно ответу Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, семья истицы признана малоимущей для получения государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, адресная помощь семье в 2018 году не оказывалась; 2) наличие у истицы имущества – ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью <данные изъяты> (кадастровая стоимость соразмерно ? доли составляет <данные изъяты>), что превышает размер стоимости имущества, установленного решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № для признания граждан малоимущими (л.д. 11-13).
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Согласно ст. 8.1 закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам, установленным в соответствии с Законом Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Размер совокупной стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, учитывается исходя из данных кадастровой стоимости недвижимого имущества, заявленной гражданами стоимости транспортных средств (в случае несогласия органов местного самоуправления с оценкой стоимости транспортного средства она определяется экспертными организациями).
В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 30.06.2005 N 225 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установить размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в размере величины прожиточного минимума на душу населения, установленного по Тюменской области на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, - 100000 рублей на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из указанного следует, что наличие имущества в собственности стоимостью превышающей 100000 рублей делает невозможным признание гражданина малоимущим, а как установлено в судебном заседании, истица владеет на праве собственности имуществом, стоимость которого составляет <данные изъяты>. При таких обстоятельствах, суд полагает, что действия ответчика по снятию истицы с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются законным и обоснованным.
В нарушении требований ст. 56 ГПК РФ, представителем истицы не представлено доказательств того, что в настоящее время стоимость имущества, принадлежащего истице, составляет менее 100000 рублей. Кроме того,
Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки: Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость помещения по адресу: <адрес> утверждена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. данная оценка на сегодняшний день является актуальной.
Вместе с тем, суд не соглашается с доводами ответчика о том, что, не воспользовавшись адресной помощью, истица не может быть признана малоимущей для целей получения жилого помещения по договору социального найма. Данный довод указан также в качестве еще одного основания для отказа в предоставлении государственной услуги. Суд находит данное основание ошибочным в виду следующего:
В соответствии со ст.16 Закона Тюменской области от 28.12.2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области » социальная поддержка малоимущих граждан, проживающих в Тюменской области, осуществляется путем оказания им адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь оказывается в виде социального пособия и (или) натуральной помощи.
Из указанной нормы права следует, что малоимущие граждане имеют право на получение адресной социальной помощи. То есть для получения адресной социальной помощи необходимо являться малоимущим, а не наоборот – статус малоимущего гражданину присваивается после получения адресной материальной помощи.
В соответствии с п.3 Положения об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области, утвержденным постановлением Администрации Тюменской области от 15.12.2014 г№, материальная помощь предоставляется гражданам (семьям граждан) в виде денежной выплаты единовременно и не чаще одного раза в два календарных года, за исключением материальной помощи в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта.
Суд считает, что оказание адресной социальной помощи является одним из видов социальной поддержки малоимущим и никак не связано с постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и наоборот. Если малоимущему адресная социальная помощь не оказана, он не перестает от этого быть малоимущим и этот статус не утрачивает.
Поскольку одно из оснований для отказа в предоставлении Барановой Е.С. в предоставлении муниципальной услуги является законным и обоснованным, суд полагает необходимым в удовлетворении требований истцы отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Барановой Е.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2018 года.
Судья Е.А. Гарипова