Председательствующий Козулина Н.Ю.
УИД 19RS0013-01-2022-000335-63
Дело № 33-838/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 апреля 2023 года г. Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Душкова С.Н.,
судей Музалевского В.А., Тришканевой И.С.,
при секретаре - помощнике судьи Соловьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика публичного акционерного общества «Россети Сибирь» Фирсовой Елены Викторовны на решение Сорского районного суда Республики Хакасия от 19 декабря 2022 года, которым удовлетворены исковые требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, действующего в защиту интересов собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» в лице филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Тришканевой И.С., объяснения представителя ответчика Фирсовой Е.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» лице филиала «АтомЭнергоСбыт» Маурер И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии), действуя в защиту интересов собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, обратилось в суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» в лице филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» (далее – ПАО «Россети Сибирь») об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по электроснабжению в отношении жилых помещений. Требования мотивированы тем, что ПАО «Россети Сибирь» в период с 01 апреля 2018 года по 31 августа 2022 года осуществляло функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Хакасия, в том числе и на территории г. Сорска. 12 ноября 2021 года в адрес Минстроя Хакасии, являющегося в силу пункта 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года № 722 положения «О Минстрое Хакасии», органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, поступили коллективные обращения собственников многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, о незаконности действий ПАО «Россети Сибирь», выразившихся в применении при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению в ноябре 2021 года (за октябрь 2021 года) тарифа на электроэнергию в размере 2,36 руб./кВтч вместо подлежащего применению тарифа с учетом понижающего коэффициента 0,7, ввиду использования потребителями для пищеприготовления напольных плит или варочных электрических поверхностей. По результатам проведенного 15 ноября 2021 года специалистами Минстроя Хакасии визуального обследования указанных в иске многоквартирных домов составлены акты, подтверждающие, что в жилых помещениях указанных многоквартирных домов имеются приборы электропищеприготовления (напольные плиты или варочные электрические поверхности). В 2018 году в соответствии с региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия» (2014-2050 годы), утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 марта 2014 года № 102, выполнен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, включая внутридомовую систему электроснабжения, по результатам которого составлен акт приемки выполненных работ от 26 октября 2018 года, подтверждающий их выполнение в полном объеме в соответствии с проектной документацией и требованиями технических регламентов, а также подтвердивший готовность инженерных систем к эксплуатации. Во исполнение зафиксированного в протоколе рабочего совещания по вопросу переоборудования ранее газифицированных многоквартирных домов под использование электрических плит в г. Абазе и г. Сорске от 02 декабря 2020 года решения 29 февраля 2020 года и 18 февраля 2021 года проведено обследование внутридомовых электрических систем многоквартирных домов по <адрес>, и <адрес> соответственно, по результатам которых составлены акты, зафиксировавшие, в том числе, факт использования жителями данных домов для пищеприготовления напольных плит или варочных электрических поверхностей. По утверждению процессуального истца, вступившим в законную силу решением Сорского районного суда Республики Хакасия от 09 февраля 2022 года по гражданскому делу № 2-34/2022 удовлетворены исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к администрации г. Сорска Республики Хакасия об обязании изготовить технические паспорта на многоквартирные жилые дома в г. Сорске Республики Хакасия, в том числе в отношении спорных жилых домов, в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, и данное решение ответчиком было исполнено, согласно данным технических паспортов по состоянию на 2022 год в домах по указанным адресам установлены приборы электропищеприготовления. С учетом изложенного, уточнив исковые требования, Минстрой Хакасии просил обязать ПАО «Россети Сибирь» в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за оказание коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, путем уменьшения, исходя из установленного тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами (с учетом понижающего коэффициента 0,7), начисленной за период с октября 2021 года по 01 сентября 2022 года. Уведомить собственников расположенных в указанных многоквартирных домах помещений о произведенном перерасчете в течение трех дней со дня его фактического осуществления (т. 1 л.д. 2-5, т. 4 л.д. 65).
Определением суда от 19 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» лице филиала «АтомЭнергоСбыт» (т. 1 л.д. 158-159).
Определением суда от 13 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>: Ткачук Александр Алексеевич, Норко Римма Федоровна, Бакаев Дмитрий Владимирович, Соловьева Ольга Ивановна, Косарева Валентина Алексеевна, Кузнецов Олег Николаевич; собственники квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по <адрес>, в <адрес>: Некрасова Надежда Николаевна, Копылов Михаил Николаевич, Глинкина Анастасия Александровна, Еришева Рита Абеновна, Ауструмс Марина Александровна, Ауструмс Денис Андреевич, Бодальникова Алена Николаевна, Ауструмс Надежда Павловна, Кузьминых Татьяна Александровна, Кузнецова Вера Дмитриевна, Мозгунов Александр Викторович, Крамер Владимир Романович, Гардер Евгений Владимирович, Абашкина Людмила Ивановна, Мининков Вячеслав Владимирович, Афанасенко Игорь Николаевич, Колесник Зинаида Ивановна, Тюрина Елена Сергеевна, Щербакова Галина Петровна, Журавлева Валентина Ивановна, Рубан Надежда Михайловна, Драчева Тамара Викторовна, Осипова Ирина Николаевна, муниципальное образование г. Сорск, Шеломенцева Ольга Викторовна, Попова Лидия Васильевна, Марченко Юрий Иванович, Жидкова Алена Дмитриевна, Хе Наталья Алексеевна, Медведева Елена Викторовна, Яковлева Евгения Владимировна, Поварова Елена Геннадьевна, Карелина Надежда Борисовна, Левченко Евгения Викторовна, Буслейко Константин Михайлович, Диденко Елена Владимировна, Гробовецкая Тамара Ивановна, Тоторова Тамара Викторовна, Иванова Евгения Михайловна, Трегубова Ольга Георгиевна, Нестеров Юрий Владимирович, Прохорова Анна Сергеевна, Архипенко Ольга Федоровна, Жукова Наталья Николаевна, Клабукова Ольга Александровна, Новикова Наталья Анатольевна, Донгак Алена Кан-ооловна, Печенкин Владимир Юрьевич, общество с ограниченной ответственностью Сорский ГОК, Епишина Валентина Васильевна, Князева Элла Евгеньевна, Золотарева Татьяна Анатольевна, Илюхина Татьяна Николаевна, Савинова Анна Вячеславовна, Жорняк Татьяна Григорьевна, Филатова Татьяна Александровна, Ворошилова Зинаида Тимофеевна, Какаулин Валерий Павлович, Гусаков Валерий Владимирович, Инкижекова Любовь Федоровна, Трумкеллер Анастасия Юрьевна, Боргоякова Наталья Александровна, Кулакова Александра Ивановна, Коваль Ольга Ивановна, Аханьков Александр Александрович, Зизина Татьяна Анатольевна, Прохватилин Владимир Александрович, Аратская Надежда Григорьевна, Кондратенко Юрий Иванович, Кириллова Анна Владимировна, Сидоренко Александр Михайлович, Рубанова Екатерина Алексеевна, Лоренген Ирма Вильгельмовна, Яковлева Виктория Викторовна, Пономарева Инесса Федоровна, Гетц Александр Адамович, Бандяева Зоя Васильевна, Голубев Павел Владимирович, Базутко Михаил Иванович, Аешин Михаил Максимович, Седельникова Анна Ильинична, Глазков Егор Иванович, Алабина Тамара Андреевна, Пусь Надежда Михайловна, Фирсова Валентина Степановна, Шумейко Владимир Васильевич, Бедских Галина Александровна, Мазур Елена Анатольевна, Ханикова Ольга Николаевна, Котельникова Татьяна Николаевна, Кузнецов Андрей Евгеньевич, Журавлев Сергей Александрович, Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Туманный» (т. 1 л.д. 195-196).
Определением суда от 27 октября 2022 года (протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Сетевая компания Сибири» (т. 2 л.д. 197).
Определением суда от 15 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «УК «Импульс» и индивидуальный предприниматель Афанасьев Сергей Владимирович (т. 4 л.д. 70).
Определением суда от 15 ноября 2022 года с учетом определения об исправлении описки от 24 ноября 2022 года, производство по настоящему делу в части обязания ПАО «Россети Сибирь» начислять плату за коммунальную услуг по электроснабжению исходя из установленного тарифа с учетом понижающего коэффициента прекращено в связи с отказом истца от иска (т. 4 л.д. 67, т. 5 л.д. 114).
В судебном заседании представитель истца Клепова М.С., действующая на основании доверенности от 09 марта 2022 года (т.1 л.д. 104), на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом их уточнения.
Представитель ответчика Стародубцева А.А., действующая на основании доверенности от 19 сентября 2022 года (т. 6 л.д. 7), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в представленных суду письменных возражениях относительно исковых требований, согласно которым нормы действующего законодательства Российской Федерации не предусматривают применение понижающего коэффициента при начислении платы за потребленную электрическую энергию в отношении жилых помещений в многоквартирных жилых домах, где произведена самовольная установка бытовых электроплит, указывая на то, что само по себе наличие в жилых помещениях электрических плит для пищеприготовления не является основанием для применения льготного тарифа. Доказательств того, что в спорных жилых домах изначально при вводе жилых домов в эксплуатацию установлены стационарные электроплиты либо они были установлены в результате переоборудования помещений в доме, в материалы дела не представлено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ООО «Региональная энергосбытовая компания» в лице филиала «АтомЭнергоСбыт» - Маурер И.В., действующая на основании доверенности от 01 сентября 2022 года (т. 6 л.д. 186-187), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
19 декабря 2022 года суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
Обязал ПАО «Россети Сибирь» произвести в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, расположенных но адресу: <адрес>, (путем уменьшения, исходя из установленного тарифа, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами (с учетом понижающего коэффициента 0,7), начисленной за период с октября 2021 года до 01 сентября 2022 года. Обязал ПАО «Россети Сибирь» уведомить в письменной форме в течение трех дней со дня фактически произведенного перерасчета собственников вышеуказанных помещений о произведенном перерасчете (т. 6 л.д. 195-200).
С решением суда не согласен ответчик ПАО «Россети Сибирь» в лице представителя Фирсовой Е.В., которая в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на допущенные судом при его принятии нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств и их недоказанность. По утверждению автора жалобы, спорные многоквартирные жилые дома присоединены к системе централизованного газоснабжения, и указанное обстоятельство при отсутствии в материалах дела доказательств соблюдения регламентированной положениями действующего законодательства процедуры перевода указанных домов на электропищеприготовление, исключает возможность отнесения владельцев жилых помещений, расположенных в указанных многоквартирных жилых домах, к категории населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненных к ним, и, как следствие, не предполагает применение в отношении указанных потребителей тарифа на оплату электрической энергии с учетом понижающего коэффициента 0,7. Подвергает критике на предмет допустимости доказательств представленные истцом акты от 15 ноября 2021 года, утверждая, что они составлены истцом в одностороннем порядке по результатам визуального осмотра без участия специализированной организации. Отмечает, что акты приемки выполненных работ от 26 августа 2018 года и от 14 октября 2021 года не содержат информацию о выполнении капитального ремонта внутридомовой и внутриквартирной систем электроснабжения с целью перехода многоквартирных домов на электропищеприготовление. Заявитель жалобы также обращает внимание на непредоставление истцом оригиналов технических паспортов спорных многоквартирных домов, выданных ГУП РХ «УТИ», в которых отсутствуют сведения об оборудовании домов системной газоснабжения. Заключение ГУП РХ УТИ, составленное по результатам визуального осмотра, ответчик полагает не соответствующим критериям относимости и допустимости доказательств, ссылаясь на его несоответствие пунктам 3, 47, 36, 48, 9.2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года. Указывает, что технический паспорт, представленный истцом, был составлен после октября 2021 года, тогда как суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обязал ответчика произвести перерасчет платы, начисленной за период с октября 2021 года по 01 сентября 2022 года. Обобщая приведенные доводы, автор жалобы настаивает, что представленные истцом в обоснование заявленных требований письменные доказательства не свидетельствуют о выполнении работ, необходимых для перевода домов на электропищеприготовление в соответствии с требованиями действующего законодательства, не отражают информацию о выполнении капитального ремонта внутридомовой и внтриквартирной систем электроснабжения с целью перехода многоквартирных домов на электропищеприготовление, так как не содержат обязательную информацию о получении технических условий от сетевой организации, о замене внутридомовых электрических сетей, об увеличении максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, об изменении с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения, об оборудовании многоквартирных домов отдельной групповой линией для питания однофазных плит (дополнительного ввода), об оборудовании жилых помещении электроплитами взамен газовых плит, что свидетельствует о недоказанности заявленных истцом требований. Кроме того, по мнению автора жалобы, судом при разрешении спора было допущено нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, выразившееся в освобождении истца от обязанности по предоставлению доказательств в подтверждение вышеуказанных обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела и подлежащих доказыванию истцом. Утверждает, что приведенные обстоятельства, а также прямая зависимость самовольного переоборудования инженерных систем жилых домов для использования газовых плит на электрические в нарушение установленных требований напрямую влияет на электробезопасность жилых домов в целом и отдельных расположенных в них жилых помещениях, в связи с чем ответчиком неоднократно были заявлены ходатайства о проведении экспертизы состояния внутридомовых и внутриквартирных систем электроснабжения спорных многоквартирных жилых домов, однако судом в удовлетворении данных ходатайств было отказано, а неоднократно заявленные ходатайства о вызове специалистов, уполномоченных на оценку обстоятельств правомерности подключения электрических плит, были оставлены судом без удовлетворения, равно как и ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ростехнадзора Республики Хакасия, ГУП РХ УТИ, МЧС по РХ. По мнению заявителя жалобы, собранные в период рассмотрения дела судом первой инстанции, а также дополнительно приобщенные к материалам дела в качестве новых доказательств судом апелляционной инстанции средства доказывания не подтверждают наличие установленных в вышеуказанных многоквартирных домах в соответствии с положениями действующего законодательства стационарных электроплит, что в контексте положений пункта 71 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» исключает обязанность ответчика применять при начислении платы за электрическую энергию понижающий коэффициент 0,7. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на отсутствие в электронных паспортах указанных многоквартирных домов указания на их оборудование стационарными электроплитами, а также на отсутствие указания в документах о проведении капитального ремонта в указанных многоквартирных домах на их переоборудование для электропищеприготовления. Отмечает, что новые технические паспорта указанных жилых домов выполнены ГУП РХ «УТИ» во исполнение вступившего в законную силу решения суда по гражданскому делу, рассмотренному без привлечения ПАО «Россети Сибирь» к участию в нем судебного решения, без проведения соответствующих исследований, притом что в удовлетворении ходатайства о привлечении, в том числе ГУП РХ «УТИ» к участию в данном деле, судом необоснованно было отказано. Обращает внимание на то обстоятельство, что решения, принятые по результатам рабочего совещания по вопросу переоборудования ранее газифицированных многоквартирных жилых домов под использование электрических плит в г. Абаза и г. Сорск от 02 декабря 2020 года, утвержденного Минстроем Хакасии, не выполнены, поскольку обследование многоквартирных домов не проведено, акты по каждому дому, в которых должно быть отражено фактическое оборудование жилых помещений электроплитами, возможность/невозможность использования газового оборудования для нужд населения, не составлены, заключение ГУП РХ УТИ об оборудовании жилых помещений электроплитами и технические условия не получены (т. 8 л.д. 108-111, т. 1 л.д. 201-202).
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Клепова М.С. выражает согласие с решением суда (т. 3 л.д. 187-189).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Фирсова Е.В., а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» лице филиала «АтомЭнергоСбыт» Маурер И.В., доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержали.
Иные участвующие в деле лица на разбирательство по делу в суд апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, а также письменных возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (часть 1). В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 2).
Исходя из содержания части 1 статьи 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: осуществление регионального государственного жилищного надзора
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года N 722 утверждено положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, в пункте 1.1. которого отражено, что Минстрой Хакасии осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор).
Материалами дела подтверждается, что 12 ноября 2021 года собственники многоквартирных домов № по <адрес> и № по <адрес> Республики Хакасия обратились в Минстрой Хакасии с заявлениями об обращении в суд за защитой их прав и законных интересов в связи с осуществлением ПАО «Россети Сибирь» начисления платы за электрическую энергию без учета понижающего коэффициента 0,7 (т. 1 л.д. 8,9).
При таких обстоятельствах Минстрой Хакасии уполномочен на обращение в суд с требованиями, содержащимися в настоящем исковом заявлении, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно разрешил возникший спор по существу.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказов Министерства энергетики Российской Федерации от 23 марта 2018 года № 179, от 28 марта 2019 года № 294, от 25 марта 2020 года № 240, от 31 марта 2021 года № 225 ПАО «Россети Сибирь» с 01 апреля 2018 года по 31 августа 2022 года осуществляло функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Хакасия, являясь ресурсоснабжающей организацией, уполномоченной на предоставление коммунальных услуг по электроснабжению в г. Сорска Республики Хакасия, в том числе потребителям жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах № по <адрес>, № по <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17 августа 2022 года № 823 (приложение № 4) с 01 сентября 2022 года статус гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия в отношении зоны деятельности ПАО «Россети Сибирь» присвоен ООО «Региональная Энергосбытовая Компания» в лице филиала «АтомЭнергоСбыт» (т. 1 л.д. 139).
Приказом Госкомтарифэнерго Хакассии от 17 декабря 2020 года № 5-э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Хакасия на 2021 год» установлены с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, а также понижающий коэффициент к ценам (тарифам) на электрическую энергию для такой категории граждан в размере 0,7.
Материалами дела подтверждается, судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела, что начисление платы за потребленную электрическую энергию собственникам помещений вышеуказанных многоквартирных домов в период с октября 2021 года по 31 августа 2022 года производилось без учета понижающего коэффициента, как предусмотрено для домов, оборудованных электроплитами (т. 1 л.д. 13-24).
Разрешая возникший спор по существу, применив положения статей 14, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»), пункта 71 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»), утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п. 5.9 утвержденного приказом Минстроя России от 03 декабря 2016 года № 883/пр. СП 54.13330.216. Свод правил. Здания жилые многоквартирные, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции установил, что действия ответчика по начислению платы за коммунальную услугу по электроснабжению в период времени с октября 2021 года и по дату утраты статуса гарантирующего поставщика, в отношении жилых помещений многоквартирных домов по адресу: <адрес>, исходя из тарифа (без учета понижающего коэффициента), в размере 2,36 руб./кВтч, приводят к нарушению обязательных требований ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. 38, 42 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, указав на надлежащее техническое состояние внутридомовых инженерных систем указанных многоквартирных домов, суд признал обоснованными и удовлетворил требования процессуального истца.
Соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании требований Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Определением судебной коллегии к материалам дела в качестве новых доказательств, подтверждающих имеющие юридическое значение для объективного разрешения настоящего спора, но не истребованных судом первой инстанции, приобщены скриншоты электронных паспортов многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> Пионерская, <адрес>, размещенных на портале ГИС ЖКХ: dom.gosuslugi.ru.; копия протокола рабочего совещания по вопросу переоборудования ранее газифицированных многоквартирных жилых домов под использование электрических плит в <адрес> и <адрес>, утвержденных Министерством строительства и жилищного коммунального хозяйства Республики Хакасия; копия договора № 513-80-д на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключенного 11 декабря 2020 года между заказчиком НО «Республиканский фонд капитального ремонта и подрядчиком ООО «Городские электрические сети»; копии справок № 1,2,3,4,5,6,7 от 14 октября 2021 года о стоимости выполненных работ и затрат; копия рабочей документации на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Сорск, ул. Пионерская, д. 31; копия технического отчета № 112 от 13 октября 2021 года о проведении испытаний (измерений) электрооборудования и электропроводок в электроустановках, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>; копия акта о приемке выполненных работ от 14 октября 2021 года; копия договора № 513-194-д на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, заключенного 10 августа 2018 года между заказчиком НО «Республиканский фонд капитального ремонта и подрядчиком ООО «Палитра-М»; копия справки о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 24 октября 2018 года; копия акта о приемке выполненных работ № 2 от 24 октября 2018 года; копия акта приемки выполненных работ от 26 октября 2018 года (т. 11 л.д. 88-184, 197-198).
Согласно данным электронных паспортов спорных многоквартирных жилых домов, размещенных в свободном доступе на портале ГИС ЖКХ: dom.gosuslugi.ru. как многоквартирный <адрес> в <адрес>, так и многоквартирный <адрес> в <адрес>, не оборудованы внутридомовой системной газоснабжения, однако имеют внутридомовую инженерную систему электроснабжения (т. 11 л.д. 88-94).
Из протокола рабочего совещания по вопросу переоборудования ранее газифицированных многоквартирных жилых домов под использование электрических плит в г. Абаза и г. Сорск от 02 декабря 2020 года, утвержденного Минстроем Хакасии, на котором присутствовал, в том числе представитель ПАО «Россети Сибирь», усматривается, что в связи с закрытием в муниципальных образованиях республики филиалов газоснабжающей организации ОАО «Хакасгаз» жильцы газифицированных МКД перестали получать коммунальную услугу по газоснабжению, в частности, в г. Сорске газ не поставляется с 1999 года. В 2018 году за счет средств республиканского бюджета Фондом капитального ремонта проведен капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения многоквартирных домов, в том числе в г Сорске; филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» производит начисление платы за электроэнергию с понижающим коэффициентом. По результатам совещания принято решение, в том числе провести обследование многоквартирных домов, с составлением акта по каждому дому, где отразить фактическое оборудование жилых помещений электроплитами, возможность/невозможность использования газового оборудования для нужд населения, обеспечить получение заключения ГУП РХ УТИ об оборудовании жилых помещений электроплитами, обеспечить получение технических условий (т.11 л.д. 95-97).
Согласно исследованным судом первой инстанции актам обследования электрической системы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от 04 февраля 2021 года, от 20 декабря 2021 года, актам обследования электрической системы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от 02 февраля 2021 года, от 18 февраля 2021 года, (т. 1 л. д.32, 33), акту допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии от 20 сентября 2021 года, а также составленным 15 ноября 2021 года специалистами Минстроя Хакасии по результатам проведенного визуального обследования многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, актов № 090-Т-2021/25, № 090-Т-2021/31 в жилых помещениях указанных многоквартирных домов имеются приборы для электропищеприготовления (напольная плита или варочная электрическая поверхность). В домах выполнен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, включая внутридомовую систему электроснабжения. Техническое состояние основного электрооборудования и внутридомовых сетей электроснабжения находится в хорошем состоянии (т. 1 л.д. 25-27, 28-29, 30, 31, 32, 33, 34-35).
Решением Сорского районного суда Республики Хакасия от 09 февраля 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия в администрации г. Сорска Республики Хакасия об обязании изготовить технические паспорта на многоэтажные дома в г. Сорске Республики Хакасия, содержащие информацию о степени благоустройства (наличия приборов электропищеприготовления) (т. 1 л.д. 6-7).
В ходе рассмотрения дела лицами, участвующим в нем, не оспаривалось, что данное решение вступило в законную силу.
Имеющимися в материалах дела копиями технических паспортов, составленных ГУП РХ «УТИ» указанных жилых домов подтверждается, что в них установлены приборы электропищеприготовления (т. 1 л. д. 61-86, т. 1 л. д.87-93).
Сведения, подтвержденные вышеуказанными средствами доказывания, соотносятся и с приобщенными определением судебной коллегии к материалам дела новыми доказательствами.
Так, из содержания договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № 513-194 от 10 августа 2018 года, заключенного между заказчиком НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и подрядчиком ООО «Палитра-М», и дополнительного соглашения к нему от 15 октября 2018 года, по результатам проведения электронного аукциона № РТС219А180259, исполнитель принял обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по виду работ: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к данным видам работ, согласно техническому заданию, проектно-сметной документации, не позднее 26 октября 2018 года (т. 11 л.д. 99-109, 114).
Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемым приложением к данному договору, основанием для выполнения работ является Краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)» на 2018-2020 годы (т. 11 л.д. 110-111).
В соответствии с данными рабочей документации, составленной проектной организацией ООО «Проектное Бюро «Глорис» по заказу НО «Фонд капремонта», было предусмотрено проведение капитального ремонта принятой схемы электроснабжения, выполненной на дату ее составления с учетом III категории надежности электроснабжения. Проектом предусматривается перспектива перевода на II категорию надежности электроснабжения, с учетом подключения электрических плит (т. 1 л.д. 38-60).
24 октября 2018 года сторонами договора № 513-194 от 10 августа 2018 года подписан акт приемки выполненных работ (т. 11 л.д. 122).
26 октября 2018 года комиссией в составе представителей НО «Фонд капитального ремонта», Министерства, администрации г. Сорска, собственников помещений многоквартирного дома, проектной организации ООО «ПБ «ГЛОРИС», управляющей компании составлен акт о выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в полном объеме в соответствии с проектной документацией и требованиями технических регламентов, о готовности инженерных систем к эксплуатации (т. 11 л.д. 184).
Материалами дела также подтверждается, что 11 декабря 2020 года между НО «Республиканский фонд капитального строительства многоквартирных домов» (заказчик) и ООО «Городские электрические сети» (подрядчик) на основании результатов проведения электронного аукциона № 208020000012000062, заключен договор № 513-80-д на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: Респбулика Хакасия, г. Сорск, ул. Пионерская, д. 31, по виду работ: капитальный ремонт, в том числе инженерных систем (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение), в срок до 31 августа 2021 года (т. 11 л.д. 123-133).
По заказу НО «Фонд капремонта» ООО «ТАЛАНТ» была составлена рабочая документация по выполнению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которой общее количество квартир в данном жилом доме составляет 6, электроснабжение в доме центральное, газоснабжение отсутствует, обеспечиваемая проектом категория потребителя по надежности электроснабжения – III (т. 11 л.д. 161-179).
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии таблицей 6.1 раздела 6 «Электроснабжение» СП 256.1325800.2016 в жилых домах 1-8-квартирных с электроплитами допустим III уровень надежности.
Имеющейся в материалах дела копией технического отчета № 12 от 13 октября 2021 года подтверждается факт проведения испытаний (измерений) электрооборудования и электропроводок в электроустановках жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и их положительного результата (т. 11 л.д. 180-183).
Адресованным судебной коллегии сообщением АО «Красноярсккрайгаз» подтверждается, что в спорных многоквартирных жилых домах по <адрес>, данная организация в период с 2020 по 2022 год не осуществляла и не осуществляет поставку газоснабжения (т. 1 л.д. 197-198).
Исходя из совокупности установленных по делу приведенных выше обстоятельств, подтверждающих, что в спорных многоквартирных домах проведены работы по реконструкции электрических сетей, жильцы дома используют электроплиты, коммунальная услуга по газоснабжению им не предоставляется с 1999 года, внутридомовой инженерной системой газоснабжения данные многоквартирные жилые дома не оборудованы, судебная коллегия находит несостоятельными доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для применения понижающего коэффициента при начислении платы за потребленную электроэнергию в отношении жилых помещений указанного дома.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что на основании приказа Минэкономразвития Хакасии от 29 июня 2018 года № 5-Э (до его отмены приказом Федеральной антимонопольной службы 23 апреля 2021 года) начисление платы за потребленную электроэнергию жильцам спорного многоквартирного дома производилось с учетом понижающего коэффициента 0,7, как для домов, оборудованных электроплитами.
Доводы автора жалобы о несоблюдении порядка переоборудования МКД, включающего в себя установку электроплит взамен газовых при наличии с достоверностью установленного факта использования собственниками жилых помещений стационарных электроплит для приготовления пищи и отсутствия централизованного газоснабжения, судебная коллегия полагает несостоятельными и не ставящими под сомнение законность обжалуемого судебного акта.
Ссылка представителя ответчика на непривлечение судом в качестве третьих лиц Госкомтарифэнерго по Республике Хакасия, Ростехнадзора Республики Хакасия, ГУП РХ УТИ основанием для отмены решения суда не является, так как представитель ответчика в жалобе не указывает, каким образом принятое решение может повлиять на права и обязанности названных лиц, а судебная коллегия таких обстоятельств не усматривает.
Заявленные ответчиком ходатайства о назначении судебной экспертизы, о привлечении специалистов были заявлены суду первой инстанции, разрешены им в полной соответствии с положениями статей 166,224,225 ГПК РФ, с указанием мотивов для отказа в их удовлетворении, и судебная коллегия не находит оснований с ними не согласиться (т. 4 л.д. 63, т. 6 л.д. 9-10, 20 об.ст., л.д. 188).
Направленную на критику имеющихся в материалах дела копий технических паспортов спорных многоквартирных домов, составленных ГУП РХ УТИ, позицию заявителя жалобы судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку содержание данных средств доказывания в полной мере соотносится с иными собранными по делу доказательствами.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, которые имели бы правовое значение для объективного разрешения возникшего спора и не были бы учтены судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, изложенных в решении выводов суда не опровергает и основанием для отмены постановленного по делу решения суда не является.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сорского районного суда Республики Хакасия от 19 декабря 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика публичного акционерного общества «Россети Сибирь» Фирсовой Елены Викторовны – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Душков
Судьи В.А. Музалевский
И.С. Тришканева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 03 мая 2023 года.