Дело № 2а-1827/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 августа 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Бадлееве Н.Н.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Элисте к Горяеву Игорю Гусьевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что Горяев И.Г. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 15.06.2006 по 03.07.2017. В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленные сроки, Инспекцией было направлено требование об уплате налогов и пени № 843 от 29.01.2018. На момент составления административного иска установлено частичное погашение сумм задолженностей по вышеуказанному требованию. Ввиду неисполнения требований Инспекция обратилась в судебный участок №5 Элистинского судебного района РК. 16.04.2020 мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на взыскание обязательных платежей и взыскать с Горяева И.Г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за налоговый период 2017 год в размере 4 216 руб. 44 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за налоговый период 2017 год в размере 2 332 руб. 02 коп. и пени в размере 17 руб. 47 коп., всего на общую сумму 6 565 руб. 93 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Горяев И.Г.в судебное заседание не явился.
Обязанность по извещению сторон о времени и месте судебного заседания исполнена судом надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 150, 138 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Федеральным законом № 243 от 3 июля 2016 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 1 января 2017 г., полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
До января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, административный ответчик с 15.06.2006 по 03.07.2017 осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего в период осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели являлись плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 ст. 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2 указанной статьи.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Как следует из административного искового заявления, обязанность по уплате страховых взносов за 2017 год административным ответчиком в полном объеме не исполнена, имеется недоимка по страховым взносам, исчисленная в соответствии с частью 1.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес Горяева И.Г. Инспекцией направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) №843 по состоянию на 29.01.2018 с предоставлением срока для добровольного исполнения до 16.02.2018, и соответственно шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании страховых взносов, пени и штрафов в судебном порядке по требованию истекал 16.08.2018.
Вместе с тем, согласно представленной Инспекцией информации с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени в отношении Горяева И.Г. в судебный участок № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия Инспекция обратилась только 14.04.2020, то есть с пропуском установленного срока.
16.04.2020 мировым судьей судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Горяева И.Г. в пользу Инспекции недоимки по налогам и пени в связи с истечением срока для обращении в суд.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с Горяева И.Г. недоимки по налогам и пени.
С настоящим административным иском Инспекция обратилась в суд 09.07.2020.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный истец причины пропуска срока подачи административного иска не указал, доказательств суду не представил, в материалах дела таковые отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные законом сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Налоговый орган является профессиональным участником страховых и налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов, страховых взносов и своевременностью их взимания; в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска подлежит отклонению, с отказом в удовлетворении административных исковых требований о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь ст.ст. 286 – 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Элисте к Горяеву Игорю Гусьевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.З. Оляхинова
Решение в окончательной форме принято 3 августа 2020 г.