Дело №
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
<адрес> 20.09.2024г.
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Адзиева М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МВД по РД о признании решения ЦЖБК МВД по РД от 28.06.2024г. (протокол №) в части снятия его с жилищного учета (исключения из списка очередников) незаконным, и обязании восстановить его на жилищный учет с даты постановки на учет - с 16.08.1996 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 через представителя по доверенности обратился в суд с указанным выше требованием, ссылаясь на то, что решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РД от 28.06.2024г. он незаконно снят с жилищного учета и исключен из списка очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
В заявлении истец полагал, что в период прохождении службы в органах внутренних дел он в 1996 году был принять на жилищный учет в период действия Жилищного кодекса РСФСР и оснований для снятия его с жилищного учета со ссылкой на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, является недопустимым. Кроме этого истец указал на то, что в обжалованном решении ЦЖБК не указано, в чем заключается несоответствие представленным документах, и в чем заключается неправомерность должностных лиц, принявших решение о принятии его на жилищный учет.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО8 доводы искового заявления поддержал и просил заявленные требования удовлетворить.
Согласно статье 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу части 1 статьи 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения могут быть доставлены участнику процесса по почте.
В соответствии с пп. 2 п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минцифры России от ДД.ММ.ГГГГ N 382 почтовые отправления федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов) (далее - почтовые отправления разряда "судебное"), при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 календарных дней.
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru, ответчику МВД по РД судебное извещение с почтовым идентификатором 80098899330298 о времени и месте разбирательства дела вручено ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, но он представителя в судебное заседание не направил, о наличии уважительной причины не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Следовательно, у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является необеспеченность его жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности (пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
Таким образом, по общему правилу, необходимым условием реализации гражданином права на обеспечение жильем является признание этого гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка на соответствующий учет.
В соответствии со статьей 30 Закона "О милиции" от ДД.ММ.ГГГГ N 1026 (действовавшего во время прохождения службы истца и утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентировался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 345, согласно которому ведение учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществлялось путем формирования списков указанных лиц соответствующими органами внутренних дел по месту прохождения ими службы.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 345
Учет очередников велся по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 4). Принятые на учет очередники включались в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7). Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивалось после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел..
Из материалов дела следует и установлено судом, что в период службы решением жилищно-бытовой комиссией Ботлихского РОВД от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов ФИО1 с составом семьи из 6 человек был принят на жилищный учет.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации утвержденный приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации» учетное дело ФИО5 передано для дальнейшего ведения учета в жилищно-бытовую комиссию МВД по <адрес>.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ФИО1, пенсионер ОВД, состав семьи 6 человек, в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 и 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выявлением в представленных в орган, осуществляющий принятие на учет, документах сведений, не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, и частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые давали право па получение жилого помещения по договору социального найма ФИО1 снят с жилищного учета и исключен из списка очередников, что видно из выданной истцу выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом, исходя из смысла вышеприведенного положения пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ под не соответствующими действительности сведениями понимаются не любые сведения, содержащиеся в документах, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ и части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 51 ЖК РФ гражданин снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях, если изменились жилищные условия семьи, в результате которых утрачиваются основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, то есть возникло право на иное жилое помещение, которое должно быть не формально существующим, а объективно реализуемым.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчику в качестве юридически значимого обстоятельства следовало представить суду доказательства наличия законных оснований для снятия истца с жилищного учета и исключения его из списка очередников.
Однако ответчик, вопреки изложенному, какие-либо доказательства в обоснование законности принятого решения о снятии истца с жилищного учета и исключении его из списка очередников не представил.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке дела к судебному разбирательству суд предложил ответчику МВД по РД «представить суду в течение срока подготовки дела к судебному разбирательству: возражение в письменной форме относительно искового заявления и доказательства в обоснование своих доводов, в том числе представить заверенные копии документов личного дела, находящегося в ЦЖБК МВД по РД, копию протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № от 28.06.2024г., само личное дело представить на обозрение суда».
Однако определение суда в указанной части ответчиком не было исполнено. он личное дело истца на обозрение суду не представил. Он также не представил суду доказательства о том, какие именно документы, не ответствующие действительности, были представлены ФИО5 в ЖБК Ботлихского РОВД в 1996 году при решении вопроса о постановке на жилищный учет, в чем выразилась неправомерность действий должностных лиц Ботлихского РОВД и кого именно при решении вопроса о принятии истца на учет.
В упомянутой выше выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по РД указано, что в жилищном учетном дела ФИО5 имеются: копия рапорта о принятии на учет от 16.08.1996г. с регистрацией от 16.08.1996г. (вх. №-вн), акт проверки жилищных условий (от 16.08.1996г.), копии документов, удостоверяющие личность заявителя и членов семьи, выписка из протокола № заседания ЖБК Ботлихского РОВД от 20.08.1996г., подписанная членами комиссии, начальником ОВД полковником милиции ФИО3 и заверенная нотариально.
Далее указано на то, что «проверкой документов учетного жилищного дела выявлено, что не имеется документов с достоверностью подтверждающих факт постановки ФИО4 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как и доказательств принятия жилищно-бытовой комиссией решения о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1996 году».
Ответчик не представил суду доказательства того, почему имеющаяся в учетном жилищном деле подписанная членами жилищно-бытовой комиссии и начальником Ботлихского РОВД и нотариально заверенная выписка из протокола № заседания ЖБК Ботлихского РОВД от 20.08.1996г. не является документом, свидетельствующим о принятии решения о постановке истца на жилищный учет, и в таком случае каким именно документом должен быть с достоверностью подтвержден факт постановки истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также принятие в 1996 году жилищно-бытовой комиссией решения о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом суд отмечает, что в упомянутой выше выписке из протокола заседания ЖБК МВД по РД указано об отсутствии в жилищном учетном деле документов, являющихся основанием для постановки на учет ФИО4, в то время как на основании этого вывода снят с жилищного учета ФИО5 Изложенное указывает на то, что или допущена описка или же решение в отношении ФИО5 принято на основании документов учетного дела иного лица. Однако выяснить это суду не удалось ввиду того, что ответчик уклонился о представления суду жилищного учетного дела ФИО5
Как указано выше и это следует из письма Врио начальника тыла- заместителя председателя ЖБК МВД по РД ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, учетное дело ФИО5 в 2022 году было передано в ЖБК МВД по РД для дальнейшего ведения. Однако ответчик (МВД по РД) не представил суду доказательства того, с какими документами было принято учетное дело ФИО5 от ЖБК ОМВД РФ по <адрес>. Если в нем отсутствовали документ о принятии на учет и иные необходимые для этого документы, то почему личное дело было принято в таком виде, какие меры предприняты для истребования из ОМВД России по <адрес> решения ЖБК в отношении ФИО5, почему не восполнена нехватка документов в личном деле, если это имела место, в ходе проводимой ЦЖБК МВД по РД ежегодно обновления документов.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик не доказал соответствующими доказательствами наличие оснований для принятия обжалованного решения ЖБК МВД по РД о снятии истца с жилищного учета и исключении его из списка очередников, т.е. не доказал отсутствие у истца оснований для нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, иск ФИО5 подлежит удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РД от 28.06.2024г. (протокола №) в части снятия ФИО1 с жилищного учета (исключения из списка очередников) незаконным.
Обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по РД восстановить ФИО1 на жилищный учет с даты постановки его на учет- с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца со дня составления его в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам ВС РД, подав апелляционную жалобу через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Адзиев М.М.