Решение по делу № 2-232/2023 (2-1853/2022;) от 12.12.2022

Дело № 2-232/2023

УИД 21RS0016-01-2022-002151-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 года            пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,

с участием прокурора – помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаевой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики

о возложении обязанности по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,системы водоснабжения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, системы водоснабжения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,

В связи принятием Собранием депутатов Чебоксарского района Чувашской Республик решения от 14 ноября 2022 года №04-04 О ликвидации органов местного самоуправления Чебоксарского района Чувашской Республики, решения от 28 декабря №07-04 о правопреемстве органов местного самоуправления Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики произведена замена ответчика на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики по результатам рассмотрения обращения о нарушениях требований федерального законодательства в сфере водоснабженияи водоотведения установлено, что на территории Синьяльского сельского поселения в деревне Малое Шахчурино имеется система водоснабжения, право собственности на которое не зарегистрировано, правопритязания отсутствуют.

Вместе с тем администрацией сельского поселения установленные законом меры по принятию на учет указанного объекта недвижимости и по направлению заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, находящейся на территории муниципального образования, не приняты.

В этой связи прокуратурой района главе администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики 17 ноября 2022 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не приняты.

Выявленное в ходе проверки нарушение затрагивает права неопределенного круга лиц на безопасное водоснабжение, на доступность водоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов.

Прокурор Чебоксарского района чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц просит обязать в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящийся на территории муниципального образования водопровод – систему водоснабжения, расположенную по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, дер. Малое Шахчурино, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

В судебном заседании помощник прокурора Николаева Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме по вышеприведенным основаниям и вновь привела их суду.

Ответчик – администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в судебное заседание своего представителя не направила, на предыдущем судебном заседании представитель ответчика Денисова Е.А. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда, указав, что данная система водоснабжения в администрации Чебоксарского муниципального округа не учтена, документация отсутствует. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»обеспечение водоснабжением населения входит в полномочия органа местного самоуправления. Для постановки системы водоснабжения на учет требуется признание его безхозяйным.

Третье лицо – Управление Росреестра по Чувашской Республике, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, представило отзыв, в котором указало о необходимости отнесения системы водоснабжения к объектам недвижимости, выступающим в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав, имеющим самостоятельное функциональное назначение, для последующей постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ХрисановА.Ю., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, на предыдущем судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что система водоснабжения была построена в 2014 году силами и за счет средств населения дер. Малое Шахчурино, следовательно, не является муниципальной собственностью и не может быть передана в муниципальную собственность на безвозмездной основе.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица АО «Водоканал», извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, причина неявки суду неизвестна.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Чебоксарского района, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) и п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее – Закон №19) к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения поселения гарантирующей организации; согласование инвестиционных программ.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2 ст. 23 Закона №416-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Синьяльского сельского поселения в деревне Малое Шахчурино имеется система водоснабжения, правособственности на которую в ЕГРН не зарегистрировано, водопроводная сеть на кадастровом учете не состоит, в реестр муниципальной собственности администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики не включена.

Администрацией сельского поселения установленные законом меры по принятию на учет указанного объекта недвижимости и по направлению заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, находящейся на территории муниципального образования, не были приняты.

В этой связи 17 ноября 2022 года прокуратурой района внесено представление главе администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не приняты.

Выявленное в ходе проверки нарушение затрагивает права неопределенного круга лиц на безопасное водоснабжение, на доступность водоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов.

Учитывая, что водопроводная сеть, предназначенная для обслуживания населения деревни Малое Шахчурино, в реестре муниципальной собственности не значится, никем не обслуживается, непринятие ее в муниципальную собственность может явиться причиной ее повреждения и не обеспечения одним из основных условий жизнедеятельности жителей указанного населенного пункта.

Длительное непринятие мер по признанию водопроводной сети бесхозяйной и по ее включению в реестр муниципальной собственности, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих по улице Овражная дер. Малое Шахчурино Чебоксарского района, поскольку бездействие органа местного самоуправления может повлечь нарушение права граждан на бесперебойное и безопасное обеспечение водоснабжением, а также комфортные и благоприятные условия проживания.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами,спорный участок водопровода построен в 2014 году силами и за счет средств населения д. малое Шахчурино.

Проектная документация выполнена на основании договора заключенного между администрацией Синьяльского сельского поселения и ЗАО «Институт Чувашгипроводхоз» №3791 от 22 августа 2011 года. Строительство водопроводной сети, протяженностью 2696 м (согласно проекту),выполнено подземным способом, состоит из полиэтиленовых труб и смотровых колодцев. Источником водоснабжения приняты городские сети г. Чебоксары, точка врезки (согласно проекту)– от существующего водопровода по ул. Космонавтов с. Альгешево.

Таким образом, данный объект обладает признаками недвижимого имущества.

Система водоснабжения на сегодняшний день функционирует, между жильцами и ресурсоснабжающей организацией АО «Водоканал» заключены договора на поставку холодного водоснабжения абонентам.

Из материалов дела следует, что до настоящего времени администрацией Чебоксарского муниципального округа Чебоксарского района Чувашской Республики не совершено действий, направленных на постановку на учет бесхозяйного объекта - участка водопроводной сети по ул. Овражная дер. Малое Шахчурино.

Доказательств обратного ответчиком в ходе рассмотрения дела в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Возражая против исковых требований, третьим лицом Хрисановым А.Ю. было указано на отсутствие заявлений в администрации Чебоксарского муниципального округа от населения о принятии системы водоснабжения в муниципальную собственность на безвозмездной основе. Доводы Хрисанова А.Ю. о том, что спорная водопроводная сеть является собственностью жителей деревни Малое Шахчурино, поскольку она построена на средства населения хозяйственным способом, что у администрации отсутствует публичная обязанность по постановке водопроводной сети на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Из содержания п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

В силу п. 5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией Чебоксарского муниципального округа должных мер свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, поскольку именно администрация Чебоксарского муниципального округаЧувашской Республики,как орган местного самоуправления, наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, и должна инициировать процесс постановки его на учет, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗорганы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны деятельности.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, эксплуатация бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется организацией, которая осуществляет водоснабжение и (или) водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 5 ст. 8 названного Федерального закона).

Таким образом, исковые требования прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, на администрацию Чебоксарского муниципального округа подлежит возложению обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку постановка на такой учет является обязательным условием соблюдения процедуры признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Возложить на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, находящийся на территории муниципального образования водопровод – систему водоснабжения, расположенную по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, дер. Малое Шахчурино, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:                             А.Ю. Тяжева

Решение в окончательной форме принято 28 июня 2023 года.

2-232/2023 (2-1853/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чебоксарского района ЧР
Ответчики
Администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Управление Росреестра по Чувашской Республике
АО "Водоканал"
Хрисанов Александр Юрьевич
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашии
Судья
Тяжева Алина Юрьевна
Дело на странице суда
cheboksarsky.chv.sudrf.ru
12.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2022Передача материалов судье
13.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее