Судья Автушин Ф.А. Дело №33-1702/2015
А П Е Л Л Я Ц И Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 16 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района «...» Я.А.В. на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 04 февраля 2015 года, по которому
Исковые требования С.В.В. к администрации муниципального района «...», открытому акционерному обществу «Коми тепловая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальник» о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему канализации, взыскании убытков, компенсации морального вреда, удовлетворены частично.
Администрация муниципального района «...» обязана привести в надлежащее состояние систему канализации, относящуюся к общедомовому имуществу жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>, в соответствии с тебованиями пункта 3.7.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Взыскана с администрации муниципального района «...» в пользу С.В.В. компенсация морального вреда в размере ... руб.
Взыскан с администрации муниципального района «...» в пользу С.В.В. штраф в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований С.В.В. к администрации муниципального района «...» о взыскании убытков, расходов по оплате государственной пошлины, отказано.
В удовлетворении исковых требований С.В.В. к открытому щонерному обществу «Коми тепловая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальник», отказано.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
С.В.В. обратилась в суд с иском к АМР «...», ОАО «КТК» с учетом уточнений просила возложить на ответчиков обязанность привести в состояние, отвечающее санитарным и жилищным требованиям систему канализации, относящуюся к общедомовому имуществу жилого дома по адресу: ..., взыскать с администрации МР «...», как собственника жилого помещения убытки, связанные с приобретением санитарно-технического оборудования (унитаза и гофры), взыскать компенсацию морального вреда с ОАО «КТК» в сумме ... руб. и ... руб. с администрации МР «...», также взыскать с администрации МР «...» расходы по оплате государственной пошлины в сумме ... руб..
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Коммунальник».
Истец С.В.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчиков администрации МР «...», ОАО «КТК», ООО «Коммунальник» с заявленными требованиями не согласились.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МР «...» считает решение суда необоснованным в части взыскания штрафа и компенсации морального вреда, просит его отменить в указанной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб, возражения на апелляционную жалобу С.В.В.., судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что С.В.В. проживает по адресу: <Адрес обезличен> на основании договора социального найма, заключенного с администрацией МР «...» №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Согласно выписки из реестра муниципального жилого фонда муниципального района «...», и исходя их технической документации все квартиры в доме <Адрес обезличен>, пгт. <Адрес обезличен> находятся в собственности МР «...».
ООО «Коммунальник» на основании договора управления многоквартирным домом №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> жильцам дома №<Номер обезличен> оказываются услуги по содержанию и ремонту общего имущества. При этом договором управления обслуживание выгребных ям не предусмотрено, на обслуживание данное имущество администрацией не передавалось. Услуги по вывозу ЖБО в рамках заключенного договора собственникам жилых помещений дома ООО «Коммунальник» не предоставлялись.
Услуги по холодному водоснабжению оказываются ОАО «КТК».
На основании приказа ОАО «... тепловая компания» от <Дата обезличена> жильцам спорного дома производиться начисление платы за услугу водоотведения с <Дата обезличена> в связи с тем, что выявлено наличие канализационных сетей к дому №<Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен>.
С <Дата обезличена> на основании приказа ОАО «КТК» №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> начисление платы за водоотведение квартиросъемщикам дома <Номер обезличен> по улице <Адрес обезличен> пгт.... прекращено.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом №19 по ул.<Адрес обезличен> с <Дата обезличена> он присоединен к централизованной системе канализации.
Определением от <Дата обезличена> Территориальному Управлению Роспетребнадзора в г.... поручено произвести обследование жилого дома <Адрес обезличен> по адресу: пгт.<Адрес обезличен>, ул.<Адрес обезличен>.
Из результатов обследования следует, что жилой дом <Номер обезличен>, расположенный по адресу: пгт.<Адрес обезличен>, ул.<Адрес обезличен> имеет централизованную систему водоснабжения и водоотведения. В квартирах жилого дома установлены унитазы с подводкой холодной воды и дальнейшим отведением по внутридомовой системе. Водоотведение с квартир второго этажа осуществляется в штатном рижиме, водоотведение в квартирах первого этажа затруднено. При обследовании придомовой территории установлено наличие выгребных ям при входе в каждый подъезд. В соответствии с п.8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в районах без центральных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными. Наземная часть ям разрушена (сгнила). Выгребные ямы переполнены, жидкие бытовые отходы истекают на рельеф прилегающей местности, под жилой дом, что позволяет предположить о причине затруднений водоотведения с квартир первого этажа. Данные факты яются нарушением п. 2.3.3, 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Также установлено наличие канализационного колодца в 3-5 метрах от края жилого дома. В данном колодце имеется труба по направлению от жилого дома, колодец заполнен на 1/2 от общего объема.
Из объяснений специалиста - начальника Государственной жилищной инспекции по ... району Ш.В.В.., данных им в судебном заседании, следует, что в <Дата обезличена> года им проводилась проверка спорного дома, в ходе которой установлено, что подъезд к выгребным ямам затруднен из-за наличия деревьев и теплотрассы. Управляющая компания не обслуживает и не откачивает выгребные ямы, поскольку они на обслуживание не передавались. Жилищной инспекцией выдано предписание в адрес ОАО КТК» об обеспечении подъезда к выгребным ямам и в адрес администрации района по очистке выгребных ям. Администрацией МР «...» законное предписание не исполнено. В настоящее время выдано третье предписание сроком исполнения до <Дата обезличена>. Когда дом <Номер обезличен> по ул.<Адрес обезличен> сдавался в эксплуатацию, согласно проекту в нем предусматривались выгребные ямы, централизованная канализация и водопровод не проектировалось. В последующем через данный дом был подключен к холодному водоснабжению, выгребные ямы соединены между собой и подключены к канализационному колодцу. Переоборудование и подключение к ценрализованной канализации осуществлено без всяких разрешений и проектов. Поскольку выгребные ямы дома не рассчитаны на объем потока воды от централизованной системы водоснабжения, постепенно они прогнили и разрушились, в результате чего соединения между ними засорились и стоки перестали уходить. Учитывая, что дом не предусматривал изначально центральной системы канализации, то в нем согласно проекта устанавливались не унитазы, а деревянные стульчики. Унитазы в доме установлены жильцами самостоятельно.
Вступившим в законную силу постановлением ... районного суда от <Дата обезличена>, руководитель администрации МР «...» С.И.В.. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сдаваемое внаем жилое помещение, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются, в т.ч.: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в т.ч.: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
В соответствии с п 4.8. ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия, утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки: не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 °C; ежедневно - при температуре воздуха выше 14 °C; по мере накопления – нечистоты и помои неканализированных домовладений, крупногабаритные бытовые отходы.
Пунктом 9.2 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64 (ред. От 27.12.2010 года), установлено, что при эксплуатации жилых помещений требуется: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении в том числе систем канализации, нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
Как усматривается из материалов дела, согласно проекта в отношении многоквартирного жилого дома №<Номер обезличен> по ул.<Адрес обезличен> пгт...., дом центральную систему канализации не предусматривал, а предусматривались лишь 4 выгребные ямы. Подключение к центральной системе канализации и водоснабжения произведено жильцами дома без получения на это разрешения. В результате того, что выгребные ямы не рассчитаны на объем централизированной системы потока воды, то со временем они прогнили и разрушились, а соединения между ними засорись, и перестали пропускать стоки. Также установлено, что выгребные ямы, входящие в состав общедомого имущества, собственником которого является администрация МР «...» должным образом не содержались, их своевременное очищение не производилось.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и вышеизложенные нормы законодательства, действия администрации МР «...», выразившиеся в ненадлежащем содержании и нерегулярной очистке выгребных ям, являющихся общедомовым имуществом, собственником которого является администрация, и как следствие привлекшие к их разрушению, противоречат требованиям п. 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88, п 4.8. ГОСТ Р 51617-2000, в связи с чем вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению системы канализации, относящуюся к общедомовому имуществу жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> в надлежащее состояние на администрацию МР «...» является правильным и обоснованным.
Между тем, учитывая, что п.3.7.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 указывает на то, что выгреба в домах, присоединяемых к канализационной сети, в последующем должны быть полностью очищены от содержимого, стенки и днища разобраны, ямы засыпаны грунтом и утрамбованы, что в свою очередь приведет к полному отсутствию функционирования системы канализации дома №<Адрес обезличен>, поскольку труба соединяющие выгребные ямы и колодец засорена и не функционирует, судебная коллегия полагает правильным исключить из резолютивной части ссылку суда на указанный пункт.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о необоснованности взыскания в пользу С.В.В.. компенсации морального вреда и штрафа.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами возникли правоотношения по договору социального найма, на которые распространяются положения Закона РФ "О защите прав потребителей".
Данный вывод основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С учетом изложенного, правоотношения по предоставлению жилого помещения по договору социального найма не содержат признаков, указанных в преамбуле вышеназванного Закона. В данных отношениях орган местного самоуправления как наймодатель не подпадает под понятия изготовителя, исполнителя, продавца, содержащиеся в указанном Законе. Поэтому, с учетом приведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ, действие Закона РФ "О защите прав потребителей" на спорные правоотношения не распространяется.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с адмиснитрации МР «...» в пользу С.В.В. компенсации морального вреда и штрафа, как потребителя, не имелось.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку доказательств того, что действием или бездействием администрации МР «...» были нарушены личные неимущественные права или иные нематериальные блага С.В.В. материалы дела не содержат, то требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежали удовлетворению и на основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ.
В связи с вышеизложенным решение суда в части взыскания с администрации МР «С.В.В.» в пользу С.В.В.. компенсации морального вреда и штрафа подлежит отмене с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 04 февраля 2015 года отменить в части удовлетворения заявленных требований о взыскании с администрации муниципального района ...» компенсации морального вреда и штрафа.
Принять по делу в указанной части новое решение:
В удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации муниципального района «...» компенсации морального вреда и штрафа С.В.В. - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, исключив из второго абзаца резолютивной части решения слова: «в соответствии с требованиями п. 3.7.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Председательствующий
Судьи