ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
04RS0024-01-2024-000301-86
Судья Цыбикдоржиева О.В., № 12-3/2024
Дело № 21-515 пост. 21.06.2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
г.Улан-Удэ 18 июля 2024 года
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Денисовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Хоринского района по пожарному надзору Батоева Б.Б. на решение судьи Хоринского суда Республики Бурятия от 17 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО СП «Краснопартизанское» Хоринского района Дондокова Цырена Дашицыреновича,
установил:
постановлением № 3 главного государственного инспектора Хоринского района по пожарному надзору Батоева Б.Б. от 19 апреля 2024 года глава администрации муниципального образования сельское поселение «Краснопартизанское» Дондоков Ц.Д. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 17 мая 2024 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, главный государственный инспектор Хоринского района по пожарному надзору Батоев Б.Б. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения процессуального закона.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Республике Бурятия Федосеева И.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Глава администрации муниципального образования сельское поселение «Краснопартизанское» Дондоков Ц.Д. возражал против удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 18 апреля 2024 года сотрудниками Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по республике Бурятия проведена внеплановая выездная проверка на территории п. Зун-Хурай, с. Ониноборск, по адресу: Россия, Республика Бурятия, Хоринский район, п. Зун-Хурай, с. Ониноборск.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не создаются (не обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры вокруг территории населенных пунктов п. Зун-Хурай, с. Ониноборск Хоринского района, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима (пункт 70 Правил противопожарного режима);
- не произведен расчет необходимого количества, вида и местоположения источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Не создано необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта п. Зун-Хурай; на территории населенного пункта с. Ониноборск наружное противопожарное водоснабжение отсутствует (пункт 75 Правил противопожарного режима).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации МО СП «Краснопартизанское» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что допущенные главой администрации поселения нарушения требований пожарной безопасности имели место в период особого противопожарного режима, установленного в муниципальном образовании «Хоринский район», а потому действия привлекаемого к административной ответственности лица подлежат квалификации не по части 1, а по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем изменение квалификации при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении невозможно, поскольку санкцией части 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено более строгое наказание по сравнению с санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, что повлечет ухудшение положения привлекаемого к административной ответственности лица.
Такие выводы носят преждевременный характер.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в совершении действий, предусмотренных частью 1 указанной статьи, но совершенных в условиях особого противопожарного режима.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», далее - Закон о пожарной безопасности).
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим определен названной статьей как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 30 Закона о пожарной безопасности особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 8 апреля 2024 года № 183 на территории Республики Бурятия введен особый противопожарный режим, в том числе в границах муниципального образования «Хоринский» - с 8 апреля 2024 года.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования сельское поселение «Краснопартизанское» в нарушение Правил противопожарного режима не обеспечила первичные меры пожарной безопасности в границах сельского поселения, допустив нарушение требований пожарной безопасности.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дано разъяснение о том, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Прекращая производство по настоящему делу, судья районного суда фактически освободил правонарушителя от административной ответственности, не проверив, какой характер носят выявленные в деятельности администрации МО СП «Краснопартизанское» нарушения требований пожарной безопасности – оконченный либо длящийся; были ли они совершены в условиях особого противопожарного режима после 8 апреля 2024 года, в то время как, например, в пункте 70 Правил противопожарного режима предусмотрена необходимость создавать противопожарные минерализованные полосы, в том числе до начала пожароопасного периода.
Судья районного суда не выполнил задачи административного производства, установленные в статье 24.1 КоАП РФ, о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, а также выявлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить фактические обстоятельства, тщательно проверить доводы привлекаемого к ответственности лица о квалификации его действий (бездействия) по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом добытых доказательств вынести законное и обоснованное решение.
Доводы же главного государственного инспектора Хоринского района по пожарному надзору Батоева Б.Б. о том, что для квалификации административного правонарушения по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ необходимо допустить нарушение дополнительных требований пожарной безопасности, установленных органом местного самоуправления, не соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по спорному вопросу (например, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2023 года № 31-АД23-13-К6).
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 17 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования сельское поселение «Краснопартизанское» Дондокова Ц.Д. отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Назимова П.С.