Решение по делу № 2-4768/2023 от 06.09.2023

Дело № 2-4768(2023)

59RS0005-01-2023-004559-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2023 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при секретаре Пироговой О.Г.,

с участием помощника прокурора Хуснуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования г.Пермь в лице Администрации г.Перми к Шибановой Елене Владимировне, Шибановой Юлии Николаевне, Шибанову Алексею Александровичу о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, прекращении права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием,

установил:

Муниципальное образование город Пермь в лице администрации г.Перми обратилось в суд с иском к Шибановой Елене Владимировне, Шибановой Юлии Николаевне, Шибанову Алексею Александровичу о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, прекращении права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием, в обоснование заявленных исковых требований указало, что 2-комнатная квартира площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности ответчикам.

Также собственника жилых помещений в доме по <адрес> г.Перми принадлежит на праве обще долевой собственности земельный участок с кадастровым , площадью 937,05 кв.м.

На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании статьи 32 Жилищного кодекса РФ начальником управления жилищных отношений администрации города Перми издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ) «О мерах по сносу жилых домов <адрес>, <адрес> г.Перми», которым:

собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение одного месяца с даты получения уведомления.

Учитывая, что в указанный срок данные действия совершены не были, были изданы:

распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные авариными и подлежащими сносу», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым , площадью 937,05 кв.м. по <адрес> г.Перми;

распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии жилого помещения по <адрес>», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд 2-комнатной <адрес> площадью 39,2 кв.м.

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ , ценовой справке от 26,05.2023, выполненной частнопрактикующим оценщиком ФИО7, рыночная стоимость 2-комнатной квартиры площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве на общедомовое имущество, в т.ч. земельный участок, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья составляет 2 533 600 рублей, в том числе: рыночная стоимость квартиры – 2257700 рублей, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт - 275900 рублей.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ -ст, выполненной Пермской торгово-промышленной палатой, размер убытков составляет 86969,50 рублей.

Таким образом, размер возмещения за 2-комнатную квартиру площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, определен в сумме 2620569,50 рублей и включает в себя рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, а также все убытки, причиненные собственникам жилого помещения его изъятием (включая расходы, связанные с изменением места жительства, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду).

Собственники отказались от заключения договора изъятия жилого помещения, в связи с чем администрация города Перми вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением.

На основании изложенного, просят взыскать с администрации города Перми в пользу Шибановой Елены Владимировны, Шибанова Алексея Александровича, Шибановой Юлии Николаевны возмещение в сумме 2620569,50 рублей за 2-комнатную квартиру площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащую им на праве общей совместной собственности, а также за долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым , площадью 937,05 кв.м. по <адрес>.

Прекратить право общей совместной собственности Шибановой Елены Владимировны, Шибанова Алексея Александровича, Шибановой Юлии Николаевны на 2-комнатную квартиру площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым , площадью 937,05 кв.м. по <адрес> г.Перми.

Признать Шибанову Елену Владимировну, Шибанова Алексея Александровича, Шибанову Юлию Николаевну утратившими право пользования 2-комнатной квартирой площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, указав в решении суда, что оно является основанием для снятия отделом по вопросам миграции отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по городу Перми указанных лиц с регистрационного учета по указанному адресу.

Выселить Шибанову Елену Владимировну, Шибанова Алексея Александровича, Шибанову Юлию Николаевну из 2-комнатной квартиры площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Признать право собственности за Муниципальным образованием город Пермь на 2-комнатную квартиру площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым , площадью 937,05 кв.м. по <адрес> г.Перми.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, дополнительно указал, что с оценочным отчетом ознакомлены, против установленного размера администрация не возражает.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещены, об отложении дела не просили, ранее ответчиками представлен отчет об оценке, исходя из которого ответчики просили принять во внимание рыночную стоимость жилого помещения, стоимость убытков и компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований на основании следующего.

Материалами дела установлено, что 2-комнатная квартира, площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, находится в общей совместной собственности Шибановой Е.В., Шибанова А.А., Шибановой Ю.Н., что следует из выписки из ЕГРН (л.д.8-12, 99-105).

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 30).

Согласно распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , собственникам жилых помещений в <адрес> предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления (л.д. 31).

Согласно распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения в распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , с изложением пункта 2 в следующей редакции: «принять меры по отселению граждан, проживающих в <адрес> г. Перми в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Согласно распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения в распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , с изложением пункта 3.2 в следующей редакции: «принять меры по отселению граждан, проживающих в <адрес> г. Перми в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).

Согласно распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения в распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , с изложением пунктов 1.1, 1.2 в следующей редакции: «освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение одного месяца с момента получения уведомления (л.д. 34).

Согласно распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии жилого помещения по <адрес>» принято решение изъять для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилое помещение 2-х комнатную <адрес> площадью 39,2 кв.м. (л.д. 47).

Согласно распоряжению начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу» предписано изъять для муниципальных нужд г.Перми земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, признанными аварийными и подлежащими сносу, с кадастровыми номерами:

- площадью 937,05 кв.м. по <адрес> г.Перми…(л.д.42).

15.03.2022, 29.07.2022, 07.02.2023 Управление жилищных отношений администрации г.Перми направило в адрес Шибановых уведомления: о сроке расселения многоквартирного дома, об изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд, об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме (л.д. 35-46).

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

07.02.2023 Управление жилищных отношений администрации г.Перми направило Плехановым проект договора об изъятии жилого помещения для согласования условий изъятия имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения (л.д. 54).

Как следует из материалов дела, в данном конкретном случае Соглашение между собственниками Шибановыми и органом местного самоуправления о выкупе жилого помещения не заключено, однако суд считает, что имеются основания для выкупа жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Истцом представлен отчет об оценке ЧОП ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость 2-комнатной квартиры площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес> с учетом доли в праве на общедомовое имущество, в том числе земельный участок, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья, на дату оценки составила 2533600 рублей (л.д.55-84).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ -ст Пермской торгово-промышленной палаты, услуги по перевозке составляют 7950 рублей, услуги риэлтора -3,5% от суммы сделки.

Возражая относительно рыночной стоимости 2-комнатной квартиры, указанной в отчете об оценке ЧОП ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком Шибановой Е.В. представлен отчет ООО «Региональный центр независимой оценки» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость 2-комнатной квартиры площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес> с учетом доли в праве на общедомовое имущество в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт на дату первой приватизации жилого помещения в жилом доме, проиндексированной на дату оценки, с учетом убытков собственников, возникающих при изъятии жилого помещения на дату оценки составляет 2 725 000 рублей, из этой суммы рыночная стоимость квартиры – 2375000 рублей, величина убытков – 90000 рублей, величина компенсации за непроизведенный капитальный ремонт - 260 000 рублей.

Суд считает, что рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете , является наиболее достоверной на момент рассмотрения гражданского дела. Оснований не согласиться с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным оценщиком ООО «Региональный центр независимой оценки» не имеется, так как отчет не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также положениям гражданско-процессуального законодательства о доказательствах, поэтому может быть принят в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего размер возмещения за жилое помещение. Относительно взыскания суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт суд исходит из следующего.

Согласно правовой позиции, выраженной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в разделе II Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пунктах 4, 4.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2019 г. N 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации» законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части).

Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

Как следует из части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (т.е. на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

При установлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель исходил, прежде всего, из того, что с момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, происходит преобразование отношений собственности - этот дом (здание в целом) утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в государственной или муниципальной собственности, а в отношении общего имущества такого многоквартирного дома, в том числе общих нежилых помещений, несущих конструкций дома, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, возникает общая долевая собственность, участниками которой становятся соответствующее публично-правовое образование и гражданин, приватизировавший жилое помещение (пункт 4 статьи 244 и пункт 1 статьи 290 ГК Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Учитывая вышеуказанные нормативные положения и правовую позицию по ним, следует принимать во внимание, что после приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящегося к муниципальному жилищному фонду, публично-правовое образование несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно его доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, т.е. перестает единолично нести бремя содержания такого многоквартирного дома в целом, включая единоличную обязанность по проведению капитального ремонта. После приватизации первого жилого помещения обязательство по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения. При этом объем капитального ремонта, производимого в целях исполнения обязательств бывшего наймодателя ограничен работами прямо указанными в ст. 166 ЖК РФ.

Согласно отчету об оценке , жилой дом по адресу: <адрес> (год постройки 1966) нуждался в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации квартиры ДД.ММ.ГГГГ, капитальный ремонт не был проведен наймодателем.

Согласно указанному отчету величина компенсации непроизведенного капитального ремонта жилого дома пропорционально размеру общей площади жилого помещения – квартиры площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес> на дату первой приватизации с учетом индексации на дату оценки составила в соответствии со ст. 166 ЖК РФ 260000 рублей.

Относительно убытков, связанных с изъятием жилого помещения, то согласно отчету об оценке сумма убытков составила 90 000 рублей.

Таким образом, с Администрации города Перми в пользу в пользу Шибановой Елены Владимировны (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ), Шибановой Юлии Николаевны (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ), Шибанова Алексея Александровича (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ) солидарно следует взыскать возмещение в порядке ст. 32 ЖК РФ за жилое помещение, принадлежащее на праве общей совместной собственности, - 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), включая соразмерную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием и компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в общем размере 2 725 000 (два миллиона семьсот двадцать пять тысяч) рублей.

В удовлетворении требований о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 2620569,50 рублей Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г.Перми следует отказать.

Как разъяснено в пп. Л п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Поскольку решением суда, с администрации г.Перми взыскано возмещение за указанное выше жилое помещение, то следует прекратить право общей совместной собственности Шибановой Елены Владимировны, Шибановой Юлии Николаевны, Шибанова Алексея Александровича на 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми и признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми.

Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:….

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Поскольку право собственности на спорную квартиру перешло к муниципальному образованию «город Пермь» и иных предусмотренных законом оснований для сохранения за собственниками права пользования квартирой не имеется, то Шибанова Елена Владимировна, Шибанова Юлия Николаевна, Шибанов Алексей Александрович в связи с выплатой им возмещения за изымаемое жилое помещение подлежат признанию утратившими право пользования жилым помещением общей площадью 39,2 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

Решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для снятия Шибановой Елены Владимировны, Шибановой Юлии Николаевны, Шибанова Алексея Александровича с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Поскольку право собственности ответчиков в связи с изъятием жилого помещения ввиду аварийности дома прекращено, ответчики признаны утратившими право пользования 2-комнатной квартирой площадью 39,2 кв.м. по адресу: <адрес>, их следует выселить из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения после выплаты возмещения за жилое помещение.

Решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права общей совместной собственности Шибановой Елены Владимировны, Шибановой Юлии Николаевны, Шибанова Алексея Александровича на 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми и внесении в ЕГРН записи о регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество за Муниципальным образованием «город Пермь».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Администрации города Перми в пользу Шибановой Елены Владимировны (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ), Шибановой Юлии Николаевны (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ), Шибанова Алексея Александровича (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ) солидарно возмещение в порядке ст. 32 ЖК РФ за жилое помещение, принадлежащее на праве общей совместной собственности, - 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), включая соразмерную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием и компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в общем размере 2 725 000 (два миллиона семьсот двадцать пять тысяч) рублей.

Прекратить право общей совместной собственности Шибановой Елены Владимировны, Шибановой Юлии Николаевны, Шибанова Алексея Александровича на 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми.

Признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми.

Признать Шибанову Елену Владимировну, Шибанову Юлию Николаевну, Шибанова Алексея Александровича утратившими право пользования жилым помещением общей площадью 39,2 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить Шибанову Елену Владимировну, Шибанову Юлию Николаевну, Шибанова Алексея Александровича из жилого помещения общей площадью 39,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения после выплаты возмещения за жилое помещение.

В остальной части требований МО г.Пермь отказать.

Решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права общей совместной собственности Шибановой Елены Владимировны, Шибановой Юлии Николаевны, Шибанова Алексея Александровича на 2-х комнатную квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми и внесении в ЕГРН записи о регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество за Муниципальным образованием «город Пермь».

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья:

2-4768/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми
Прокуратура Мотовилихинского района г.Перми
Ответчики
Шибанова Елена Владимировна
Шибанова Юлия Николаевна
Шибанов Алексей Александрович
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Вязовская Марина Евгеньевна
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2023Передача материалов судье
06.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2023Предварительное судебное заседание
15.11.2023Предварительное судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее