Дело № 11-1993/2023 Судья: Шевякова Ю.С.
УИД 74RS0017-01-2022-002301-47 Дело № 2-1982/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П.
судей Кучина М.И., Турковой Г.Л.
при ведении протокола помощником судьи Ибрашевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Златоустовского городского округа Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 26 октября 2022 года по иску прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ГУ МЧС России по Челябинской области Клевко И.В., поддержавшего и решение суда, и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор города Златоуста Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области, в котором с учетом уточнений просил возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, обеспечить источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные:
- в районе <адрес> по следующим адресам: <адрес> по нечетной стороне и дома № по четной стороне на север до конца улицы; ул. <адрес> по нечетной стороне и дома № по четной стороне на север до конца улицы; <адрес> по четной стороне от дома № на север до конца улицы; ул. <адрес> в сторону запада до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы;
- в районе квартала <адрес> по следующим адресам: <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы;
- в районе <адрес> по следующим адресам: <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы;
- в <адрес> по следующим адресам: <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала улицы на северо-восток до домов № по нечетной и № по четной сторонам улицы; ул<адрес> от начала улицы на северо-восток до домов №№ по нечетной и № по четной сторонам улицы; ул. <адрес> от начала улицы на северо-восток до домов № по нечетной и № по четной сторонам улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы;
- в <адрес> по следующим адресам: <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от дома № по четной стороне на северо-восток до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы;
- в районе <адрес> по следующим адресам: ул. <адрес> (все дома на перечисленных улицах);
- в районе <адрес> по следующим адресам: <адрес> от дома № по нечетной и дома № по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы; ул. <адрес> от дома № по нечетной и дома № по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы; <адрес> от дома № по нечетной и дома № по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы; ул. <адрес> от дома № по нечетной стороне на северо-восток до конца улицы; <адрес> от дома № по нечетной и дома № по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы;
- в селе <адрес> для домов, расположенных по адресам: <адрес> от начала до конца улицы; <адрес>, начиная от дома № и №№ на север до конца улицы; ул.<адрес> от дома № на север до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы;
- в селе <адрес> для домов, расположенных по адресам: <адрес> начиная от дома № по нечетной стороне и №№ по четной стороне, на северо-запад до конца улицы; ул<адрес>, начиная от дома № по нечетной стороне и № по четной стороне, на север до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы; ул.<адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес>, начиная от дома № по нечетной стороне и № по четной стороне, на северо-запад до конца улицы; <адрес> начиная от дома № по нечетной стороне и № по четной стороне, на северо-запад до конца улицы; ул<адрес>, начиная от дома №№ по нечетной стороне и № по четной стороне, на северо-запад до конца улицы; ул<адрес>, начиная от дома № по нечетной стороне и № по четной стороне, на северо-запад до конца улицы (л.д. 2-7, 115-118).
В обоснование указано, что в результате проведенной прокуратурой г. Златоуста Челябинской области проверки по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года в СНТ №№ ПО ЗМЗ, расположенного юго-восточнее поселка <адрес>, было установлено, что тушение пожара усложнилось удаленностью от ближайших поливочных водоемов СНТ №№ ПО ЗМЗ и СНТ № ПО ЗМЗ, поскольку указанный район является безводным. Ближайший гидрант К-150 на городской водопроводной сети расположен на расстоянии 2,5 км. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ОНДиПР по г. Златоусту и Кусинскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области проводилась плановая выездная проверка в отношении администрации ЗГО Челябинской области на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности по адресам: <адрес> В ходе проверки выявлены случаи нарушения требований пожарной безопасности, а именно Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479. Установлено, что не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в районе <адрес> Обнаружено, что фактически наружный противопожарный водопровод отсутствует, ближайшие пожарные гидранты расположены на расстоянии более 200 метров. Кроме того, установлено, что не обеспечен источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров ряд домов в <адрес>. По результатам проверки Главе Златоустовского городского округа 27 апреля 2021 года контролирующим органом внесено предписание №№ об устранении нарушений в срок до 15 апреля 2022 года. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения, указанные в предписании контролирующего органа, ответчиком не устранены. Наличие вышеназванных нарушений создает условия для возможного причинения вреда жизни, здоровью людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара).
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Златоуста Челябинской области Казакова Т.Б. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика администрации ЗГО Челябинской области – Новосёлов Е.С. не оспаривал, что указанные в иске требования подлежат исполнению администрацией ЗГО Челябинской области, полагая при этом, что предложенный срок является недостаточным для проведения мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Представитель третьего лица МКУ «Гражданская защита ЗГО» - Чувашова Е.Г. также не возражая против удовлетворения иска, полагала, что шестимесячный срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности является недостаточным.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей третьих лиц ООО «Златоустовский «Водоканал», ГУ МЧС России по Челябинской области, МУП ЗГО «УЖКХ», МУП «Водоснабжение ЗГО».
Суд вынес решение, которым заявленные исковые требования удовлетворил, обязав администрацию Златоустовского городского округа совершить соответствующие действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрации Златоустовского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить в части установления срока исполнения решения суда. Указывает, что по многим адресам, указанным в иске прокурора, централизованное водоснабжение отсутствует. Учитывая количество районов, улиц, адресных ориентиров по расположению источников противопожарного водоснабжения, а также радиус территории населенных пунктов, а также характер о объем подлежащих выполнению работ, организационно-правовых и финансовых затрат, не возможно исполнить решение суда в установленный судом годичный срок
Представители ответчика администрации ЗГО Челябинской области, третьих лиц МКУ «Гражданская защита ЗГО», ООО «Златоустовский «Водоканал», МУП ЗГО «УЖКХ», МУП «Водоснабжение ЗГО» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет, в связи с чем, судебная коллегия на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия не установила оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Согласно приказу МЧС России от 30 марта 2020 года №225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (пункт 8.9).
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) (пункт 10.4).
В силу п. 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, прокуратурой г. Златоуста Челябинской области проведена проверка по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года в СНТ №№ ПО ЗМЗ, расположенного <адрес>, в ходе которой установлено, что в результате пожара причинен ущерб четырем жилым зданиям, тушение пожара усложнилось удаленностью от ближайших поливочных водоемов СНТ № ПО ЗМЗ и СНТ №№ ПО ЗМЗ, поскольку указанный район является безводным. Ближайший гидрант К-150 на городской водопроводной сети расположен на расстоянии 2,5 км.
Кроме того, установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ОНДиПР по г. Златоусту и Кусинскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области проводилась плановая выездная проверка в отношении администрации ЗГО Челябинской области на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности по адресам: <адрес>, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в районе <адрес> по нечетной стороне и дома № по четной стороне на север до конца улицы; ул. <адрес> от дома № по нечетной стороне и дома №№ по четной стороне на север до конца улицы; <адрес> по четной стороне от дома № на север до конца улицы; ул. <адрес> от пересечения с <адрес> в сторону запада до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы;
- не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в <адрес> по следующим адресам: <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы<адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы;
- не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в районе <адрес> по следующим адресам: ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы;
- не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в <адрес> по следующим адресам: <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала улицы на северо-восток до домов № по нечетной и №№ по четной сторонам улицы; ул. <адрес> начала улицы на северо-восток до домов № по нечетной и № по четной сторонам улицы; ул. <адрес> от начала улицы на северо-восток до домов № по нечетной и № по четной сторонам улицы; <адрес> от начала до конца улицы;
- не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в Нижневокзальном районе по следующим адресам: ул. <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы; <адрес> от дома №№ по четной стороне на северо-восток до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы;
- не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в районе поселка Балашиха по следующим адресам: ул. <адрес> (все дома на перечисленных улицах);
- не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территории, здания и сооружения, расположенные в районе <адрес> по следующим адресам: <адрес> дома №№ по нечетной и дома № по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы; ул. <адрес> от дома № по нечетной и дома № по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы; ул. <адрес> дома № по нечетной и дома № по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы; ул. <адрес> от дома № по нечетной стороне на северо-восток до конца улицы; <адрес> от дома № по нечетной и дома №№ по четной сторонам улицы на северо-восток до конца улицы. Фактически наружный противопожарный водопровод отсутствует, ближайшие пожарные гидранты расположены на расстоянии более 200 метров от каждого строения по указанным адресам;
- отсутствуют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес> для домов, расположенных по адресам: ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул<адрес> начиная от дома № и № на север до конца улицы; <адрес> от дома № и №№ на север до конца улицы; <адрес> от начала до конца улицы. Фактически ближайшие пожарные гидранты, естественные и искусственные водоисточники расположены на расстоянии более 200 метров от каждого строения по указанным адресам;
- отсутствуют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес> для домов, расположенных по адресам: <адрес>, начиная от дома № по нечетной стороне и №№ по четной стороне, на северо-запад до конца улицы; <адрес>, начиная от дома № по нечетной стороне и № по четной стороне, на север до конца улицы; ул<адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы<адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес> от начала до конца улицы; ул. <адрес>, начиная от дома № по нечетной стороне и № по четной стороне, на северо-запад до конца улицы<адрес>, начиная от дома № по нечетной стороне и №№ по четной стороне, на северо-запад до конца улицы; <адрес>, начиная от дома №№ по нечетной стороне и № по четной стороне, на северо-запад до конца улицы; ул. <адрес> начиная от дома № по нечетной стороне и № по четной стороне, на северо-запад до конца улицы. Фактически ближайшие пожарные гидранты, естественные и искусственные водоисточники расположены на расстоянии более 200 метров от каждого строения по указанным адресам.
ДД.ММ.ГГГГ года заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору в адрес администрации ЗГО Челябинской области было направлено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое до настоящего времени не исполнено.
Вывод суда первой инстанции о доказанности того обстоятельства, что противопожарное обеспечение в районе <адрес> не соответствует вышеприведенным нормативным предписаниям, нарушает права граждан и создает реальную угрозу их жизни и здоровью, является правильным, сторонами по существу не оспаривается.
Суд учел положения ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в силу которой граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а также ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», возлагающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе, на органы местного самоуправления.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора г. Златоуста Челябинской области о возложении на администрацию ЗГО Челябинской области обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности соответствует обстоятельствам дела и основано на правильном применении закона.
Определяя в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд первой инстанции учел характер и объем подлежащих выполнению работ, установив, что обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности подлежит выполнению администрацией ЗГО Челябинской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия находит такой срок отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобе администрации Златоустовского городского округ о недостаточности такого срока в связи с тем, что по многим адресам отсутствует централизованное водоснабжение, о необходимости учета количества районов, улиц, адресных ориентиров по расположению источников противопожарного водоснабжения, радиуса территории населенных пунктов, характера и объема подлежащих выполнению работ, организационно-правовых и финансовых затрат, не могут служить основанием к изменению решения суда путем увеличения этого срока, поскольку приводимые доводы голословны, не подтверждены каким-либо доказательствами и расчетами.
При этом судебная коллегия отмечает, что положения статьи 203 ГПК РФ позволяют должнику в последующем обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения, представив при этом доказательства выполненных работ и предпринятых мер к исполнению принятого по делу решения.
Решение суда первой инстанции является верным, соответствует обстоятельствам дела, основано на правильном применении действующего законодательства. Оснований к его отмене либо изменению в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не установлено. Существенных процессуальных нарушений, в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 26 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Златоустовского городского округа Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определения изготовлено 14 февраля 2023 года.