Решение по делу № 33а-296/2020 от 28.04.2020

Председательствующий – Зрелкина Е.Ю.

дело № 33а-296

номер дела в суде первой инстанции №2а-164/2020

УИД 02RS0001-01-2019-005232-62

строка статистической отчетности 3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2020 года

г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Кокшаровой Е.А., Черткова С.Н.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя муниципального учреждения «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» Маймановой С.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 февраля 2020 года, которым

Административное исковое заявление Тимофеевой Е.В. удовлетворено.

Признано незаконным решение начальника муниципального учреждения «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» Челтугашевой В.В. об отказе в перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженное в письме от 06.09.2019 года.

Возложена обязанность на Администрацию г. Горно-Алтайска устранить нарушение прав Тимофеевой Е.В. путем рассмотрения ее заявления о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 14 августа 2019 года и принятия законного решения.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тимофеева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику муниципального учреждения «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» Челтугашевой В.В,, муниципальному учреждению «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, с учетом уточнений указывая, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 742 кв.м по адресу: <адрес>. Данный земельный участок граничит с земельным участком, распоряжение которым осуществляет Администрация г. Горно-Алтайска. С целью увеличения площади земельного участка 14 августа 2019 года Тимофеева Е.В. обратилась в уполномоченный орган администрации – Муниципальное учреждение «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги – заключения с ней соглашения. Уполномоченный орган принял решение об отказе в заключении соглашения, выраженное в письме от 06.09.2019 года , мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом МО «Город Горно-Алтайск» на срок до 2037 года является проездом (дорогой) и входит в границы санитарно-защитной зоны предприятия – автозаправочной станции (далее – АЗС), расположенной по адресу: <адрес>, что препятствует утверждению схемы расположения земельного участка, будут нарушены п. 4, 5, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. 16 октября 2019 года истцом подана жалоба в вышестоящий орган в Администрацию г. Горно-Алтайска на незаконное решение Уполномоченного органа, получен ответ, которым отказано в удовлетворении жалобы. Истец считает отказ незаконным. Уполномоченный орган не уточняет о каком проезде идет речь, какой кадастровый номер имеет данная дорога. На момент принятия решения 06.09.2019 года испрашиваемый земельный участок не входил в границы какого-либо проезда (дороги). Кадастровым инженером изготовлена схема расположения земельного участка, в которой указан перечень координат, характерных точек границ земельного участка в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в границы испрашиваемого участка не может входить проезд (дорога), который состоит на кадастровом учете. Дорога имеет иные, чем испрашиваемый истцом земельный участок координаты и не входит в границы территории испрашиваемого земельного участка. Также Уполномоченный орган утверждает, что Генпланом установлена санитарно-защитная зона АЗС по <адрес>, однако Генпланом санитарно-защитные зоны устанавливаться не могут, а только отображаться в нем. Кроме того, в текстовой части генплана сведения о данной санитарно-защитной зоне отсутствуют, следовательно, она не установлена. Видом разрешенного использования земельного участка является жилая застройка, при этом в санитарно-защитной зоне запрещается размещать жилую застройку. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН. На сегодняшний день таковых сведений в реестре нет.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель административного ответчика Майманова С.А. указывает, что решение суда является незаконным, поскольку отказ в перераспределении земельного участка был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Горно-Алтайск» является проездом (дорогой) и входит в границы санитарной зоны автомобильной заправочной станции, что препятствует утверждению схемы расположения земельного участка. Действия Администрации г. Горно-Алтайска по отражению в Генеральном плане сведений о санитарно-защитной зоне указанного объекта правомерны, учитывая нахождение рядом с участком Тимофеевой Е.В. автозаправочной станции, относимой вследствие своих шумовых характеристик к объектам, оказывающим воздействие на окружающую среду, учитывая обязательность ее учета в силу прямого нормативного установления, а также принимая во внимание то обстоятельство, что для таких объектов IV-V класса опасности не требуется разработка проекта санитарно-защитной зоны. Особые условия использования территории устанавливаются в публичных интересах, и ограничения, вызванные установлением охранной санитарно-защитной зоны, должны соблюдаться и быть приоритетными по отношению к установленному разрешенному использованию земельного участка. Обстоятельство того, что указанное требование определено относительно документации по планировке территории, не означает что при рассмотрении вопросов формирования земельного участка путем перераспределения, учет рассмотренных законодательством особых условий использования территории не должен осуществляться.

Изучив материалы дела, заслушав представителей муниципального учреждения «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» Майманову С.А., Кыпчакову Ю.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктами 4, 5, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п.5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее - Правила), санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В п. 2 Правил указано, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

П. 3 Правил определено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно п. 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН), определены требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Согласно данному СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

П. 5 класса IV раздела 7.1.12 предусмотрено, что для автозаправочных станций для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом санитарно-защитная зона составляет 100 м.

П. 8 класса V раздела 7.1.12 предусмотрено, что для автозаправочных станций, предназначенных только для заправки легковых транспортных средств жидким моторным топливом, с наличием не более 3-х топливораздаточных колонок, в том числе с объектами обслуживания водителей и пассажиров (магазин сопутствующих товаров, кафе и санитарные узлы) относятся к V классу, в связи с этим предусматривается санитарно-защитная зона равная 50 м.

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (п. 4.3 СанПиН).

П. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. И отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (п.7 ч.8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

П. 1 ч.4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения, а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п.п. 4,5 ч.7 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

Согласно ч.4 ст.56 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию, а также о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений подлежат включению в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, целью ведения которых является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (ч.ч. 1,3 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции, Тимофеева Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

14 августа 2019 года административный истец обратилась в МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности - с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую Тимофеева Т.В. просила утвердить.

Письмом начальника управления Челтугашевой В.В. от 06.09.2019 года административному истцу отказано в заключение соглашения о перераспределении земельных участков на основании п.п.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что разработка схемы расположения земельного участка невозможна без нарушения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных п. 4, 5, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также указано, что испрашиваемая территория является проездом и входит в границы санитарно-защитной зоны автомобильной заправочной станции. В отказе имеется ссылка на п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в соответствии с которыми в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Из материалов дела следует, что на Генеральном плане МО «Город Горно-Алтайск» обозначена зона с особыми условиями использования относительно объекта АЗС, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с фрагментом карты весь земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, а также испрашиваемая к перераспределению часть земельного участка администрации, находится в санитарно-защитной зоне АЗС, в радиусе 100 метров.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении спора, верно применил положения Земельного кодекса Российской Федерации; Градостроительного кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года № 222; санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности не устанавливает, а только отображает сведения, установленные в других документах. Отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. В данном случае, доказательств, подтверждающих наличие документа, устанавливающего санитарно-защитную зону для АЗС, расположенной по адресу <адрес>, не представлено, такая зона не установлена, следовательно, доводы апелляционной жалобы отклоняются.

При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка доказательств; оснований для изменения решения суда, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя муниципального учреждения «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» Маймановой С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий -                      А.О. Имансакипова

Судьи -                                  Е.А. Кокшарова

                                     С.Н. Чертков

33а-296/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимофеева Елена Владимировна
Ответчики
начальник муниципального учреждения «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» Челтугашева Валентина Владимировна, муниципальному учреждению «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений
Другие
Майманова С.А.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Имансакипова Асель Оралбаевна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее