Дело №2а-2032 /2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 октября 2016 года город Лениногорск, РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сахавова Р.М.; при секретаре Кашаповой Г.И.; с участием заявителя Джумаева Р.Р., заявителя Джумаева А.Р.; представителя заявителей Гадельшина А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. к специалисту 1 разряда отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Лениногорскому району РТ Осиповой Е.В., начальнику отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Лениногорскому району РТ Юнусовой Л.И., заместителю управления по вопросам миграции МВД РФ по РТ полковника внутренней службы Аманова Р.Р. о признании незаконным заключения об установлении личности,
УСТАНОВИЛ:
Джумаев Р.Р. и Джумаев А.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением к специалисту 1 разряда отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Лениногорскому району РТ Осиповой Е.В., начальнику отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Лениногорскому району РТ Юнусовой Л.И., заместителю управления по вопросам миграции МВД РФ по РТ полковника внутренней службы Аманова Р.Р. о признании незаконным заключения об установлении личности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены ОУФМС России по РТ в Лениногорском районе заявления Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. об установлении личности в связи с дальнейшим оформлением документа удостоверяющего личность и получения гражданства России.
Заключением № в п. 3 Джумаева Агзам Рустам оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., считать гражданином <данные изъяты>;
Заключением № в п. 3 Джумаева Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., считать гражданином <данные изъяты>.
Джумаев Р.Р. и Джумаев А.Р оглы указали, в заявлении что прибыли в Россию в ДД.ММ.ГГГГ году вместе с родителями. Были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В настоящий момент проживают по адресу <адрес> без регистрации. Обучались в средней общеобразовательной школе <адрес>, в <адрес> и в <адрес> Республики Татарстан. Имеют аттестат о среднем (полном) общем образовании. ДД.ММ.ГГГГ решением Лениногорского городского суда РТ по делу № года было установлен факт постоянного проживания на территории России с ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени не выезжали из России.
В отношении них были сделаны запросы в МВД Республики <данные изъяты>. Из ответов следует, что они прописанными, выписанными и документированными паспортами граждан Республики <данные изъяты> не значатся.
Джумаев Р.Р. значится поставленным на миграционный учет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу РТ, <адрес>.
Джумаев А.Р. значится поставленным на миграционный учет в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.
Документами, удостоверяющими личность, они не обладают.
Заключения должностных лиц УФМС о признании Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. гражданами <данные изъяты>, не соответствует нормам закона, и являются препятствием на получение гражданства России в упрощенном порядке.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;
в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
Иностранные граждане и лица без гражданства вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации на основании части второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ представляют: вид на жительство; наличие законного источника средств к существованию; решение о признании заявителя носителем русского языка, принятое комиссией Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка); документ полномочного органа (удостоверенный полномочным органом) иностранного государства, подтверждающий выход заявителя из гражданства данного государства, либо документ, подтверждающий невозможность отказа от гражданства иностранного государства в силу независящих от заявителя причин.
Документом, подтверждающим невозможность отказа от гражданства иностранного государства, является решение полномочного органа иностранного государства об отказе заявителю в выходе из гражданства либо документ, подтверждающий, что выход из гражданства не допускается законодательством этого государства или заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в установленный законодательством этого государства срок не было принято решение. Представление указанных документов не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации.
Для получения вида на жительство согласно ч. 3.2 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", к заявлению о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином, указанным в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В силу положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Установление сотрудниками ОУФМС обстоятельства, что Джумаев Р.Р. и Джумаев А.Р. являются гражданами Республики <данные изъяты> служит препятствием в получение документа удостоверяющем личность (вид на жительство) и на получение гражданства России в упрощенном порядке. Истцы, в таком случае, вынуждены без документов удостоверяющих личность, самостоятельно добраться до посольства <данные изъяты> в <адрес>, обратиться с заявлением об отказе от гражданства <данные изъяты> без наличия документов подтверждающих наличие такового гражданства (список документов перечислен в Приложение 2 к Соглашению от 30 ноября 2000 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики <данные изъяты> о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики <данные изъяты>).
Статьей 1 Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики <данные изъяты> о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ действующий с ДД.ММ.ГГГГ, к документам, удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство их владельцев, дающим право на въезд, выезд, следование транзитом, пребывание и передвижение по территориям государств Сторон, относятся документы, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Протоколу. Для граждан <данные изъяты> к таким документам относятся:
1. Дипломатический паспорт.
2. Паспорт гражданина Республики <данные изъяты>.
3. Удостоверение гражданина Республики <данные изъяты>, не достигшего 16-летнего возраста.
4. Свидетельство на возвращение в Республику <данные изъяты> (только для возвращения в Республику <данные изъяты>).
Ни одного из перечисленных документов подтверждающих гражданство <данные изъяты>, у истцов не имеется! Соответственно, вывод сотрудников УФМС подписавших заключение, что истцы являются гражданами <данные изъяты>, не подтверждаются письменными доказательствами.
В обоснование своей позиции представитель истца Гадельшин А. считает не законным выводы в заключение об установлении личности - о признании истцов гражданами <данные изъяты> и совершения ряда действий (рекомендационного характера) в адрес Посольства Республики <данные изъяты>.
Процедура установления личности при отсутствии документов удостоверяющих личность производится ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и Приказом № 473 ФМС России от 08 ноября 2013 года.
Устанавливать и признавать гражданство Республики <данные изъяты> является исключительной прерогативой и компетенцией органов и должностных лиц Республики <данные изъяты> (путем выдачи соответствующих документов) а не сотрудников Лениногорского отдела УФМС России по РТ.
Согласно ст. 10.1 Федерального <данные изъяты> непосредственно по вопросу личности иностранного гражданина либо лица без гражданства. Необходимости установления в рамках данной процедуры иных фактов, в том числе относительно гражданства данного лица, а также указаний на принятие ряда сопутствующих решений и действий сопряженных с обращением в Посольство Республики <данные изъяты> положения данного Федерального закона и Приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривают, соответственно действия должностных лиц Лениногорского отдела УФМС России по РТ вышли за пределы их должностных полномочий и положений закона.
В судебном заседании заявитель Джумаев Р.Р. и Джумаев А.Р. и его представитель – Гадельшин А. заявленные требования поддержали.
Начальник отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Лениногорскому району Юнусова Л.И. на судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. В своем отзыве иск Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. не признала и просила в удовлетворении отказать.
Специалист 1 разряда отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Лениногорскому району РТ Осипова Е.В. на судебном заседании заявленные требования Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. не признала и пояснила, что отдел по вопросам миграции вправе устанавливать личность лиц, и выяснять их гражданство. Решение о признании Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. гражданами <данные изъяты> носит предположительный характер.
Заместитель начальника управления по вопросам миграции МВД РФ по РТ Аманов Р.Р. на судебное заседание не явился. О дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Причина неявки не известна. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика Аманова Р.Р.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4. КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статья 41 КАС РФ Административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам
Статья 62 КАС РФ указывает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены ОУФМС России по РТ в Лениногорском районе заявления Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. об установлении личности в связи с дальнейшим оформлением документа удостоверяющего личность и получения гражданства России.
Заключением № в п. 3 Джумаева А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., считать гражданином <данные изъяты>;
Заключением № в п. 3 Джумаева Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., считать гражданином <данные изъяты>.
Джумаев Р.Р. и Джумаев А.Р оглы прибыли в Россию в ДД.ММ.ГГГГ году вместе с родителями. Были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В настоящий момент проживают по адресу <адрес> без регистрации. Обучались в средней общеобразовательной школе <адрес>, в <адрес> и в <адрес> Республики Татарстан. Имеют аттестат о среднем (полном) общем образовании. ДД.ММ.ГГГГ решением Лениногорского городского суда РТ по делу № года было установлен факт постоянного проживания на территории России с ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени не выезжали из России.
В отношении них были сделаны запросы в МВД Республики <данные изъяты>, из ответов следует, что они прописанными, выписанными и документированными паспортами граждан Республики <данные изъяты> не значатся. Джумаев Р.Р. значится поставленным на миграционный учет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу РТ, <адрес>. Джумаев А.Р. значится поставленным на миграционный учет в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.
Документами, удостоверяющими личность, они не обладают.
Процедура установления личности при отсутствии документов удостоверяющих личность производится ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и Приказом № 473 ФМС России от 08 ноября 2013 года.
Устанавливать и признавать гражданство лица является исключительной прерогативой и компетенцией органов и должностных лиц того государства, гражданство которого устанавливается (путем выдачи соответствующих документов).
Согласно ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" в рамках процедуры установления личности разрешаются и фиксируются в заключении выводы уполномоченного органа непосредственно по вопросу личности иностранного гражданина либо лица без гражданства. Необходимости установления в рамках данной процедуры иных фактов, в том числе относительно гражданства данного лица, а также указаний на принятие ряда сопутствующих решений и действий, сопряженных с обращением в Посольство Республики <данные изъяты> положения данного Федерального закона и Приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривают, соответственно действия должностных лиц Лениногорского отдела УФМС России по РТ вышли за пределы их должностных полномочий и положений закона.
Доводы заявителей и законного представителя нашли подтверждение в судебном заседании, поэтому суд находит обращение Джумаева Р.Р. и Джумаева А.Р. обоснованным. Управлению по вопросам миграции МВД РФ по РТ, которая является правопреемником Управления Федеральной миграционной службы РТ, подлежит устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь статей 11,12,175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.: ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>; ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>;
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.