Дело № 2а-579 (2019)
32RS0027-01-2018-006821-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 26 марта 2019 года
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Беловой О.В.,
с участием представителя административного истца Москалева А.И.,
представителя административного ответчика Шкрабо Н.А.,
заинтересованного лица Путренковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Дом-Сервис» об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А., оспаривании постановлений, восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ООО «Дом-Сервис» обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А., восстановлении нарушенного права, при этом ссылался на то обстоятельство, что судебным приказом мирового судьи Советского судебного участка № 14 гор. Брянска от 03.08.2018 года с Путренковой Т.А., Голубова В.Е. и Путренкова А.А. солидарно в пользу ООО «Дом-Сервис» взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 61901 руб. 54 коп.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А. на основании судебных приказов возбуждены исполнительные производства №...-ИП от 10.09.2018 года, №...-ИП от 10.09.2018 года, №...-ИП от 10.09.2018 года.
В ходе принятия мер принудительного исполнения судебным приставом исполнителем задолженность взыскана в полном объеме.
В нарушение требований закона взысканные с должников денежные средства взыскателю не перечислены, а находятся на депозитном счете Советского РОСП УФССП России по Брянской области более одного месяца. Данным бездействием нарушаются права административного истца.
Просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А. по не перечислению ООО «Дом-Сервис» взысканных в рамках исполнительного производства №...-ИП от 10.09.2018 года денежных средств; обязать судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савкову М.А. перечислить ООО «Дом-Сервис» взысканные в рамках исполнительного производства №...-ИП от 10.09.2018 года денежные средства.
Уточненными требованиями административный истец, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А. по не перечислению ООО «Дом-Сервис» взысканных в рамках исполнительного производства №...-ИП от 10.09.2018 года денежных средств; признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А. об отложении исполнительских действий и (или) принятия мер принудительного исполнения: № 32001/18/408474 от 15.10.2018 года (отложение с 15.10.2018 года по 29.10.2018 года); № 32001/18/408477 от 30.10.2018 года (отложение с 30.10.2018 года по 27.11.2018 года); № 32001/18/408480 от 13.11.2018 года (отложение с 13.11.2018 года по 27.11.2018 года; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов ООО «Дом-сервис».
Уточненными требованиями от 26.03.2019 года представитель административного истца, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А. об отложении исполнительских действий и (или) принятия мер принудительного исполнения: № 32001/18/408474 от 15.10.2018 года (отложение с 15.10.2018 года по 29.10.2018 года); № 32001/18/408477 от 30.10.2018 года (отложение с 30.10.2018 года по 27.11.2018 года); № 32001/18/408480 от 13.11.2018 года (отложение с 13.11.2018 года по 27.11.2018 года); признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А., выразившиеся в невынесении постановления о распределении взысканных в рамках исполнительного производства №...-ИП от 10.09.2018 года денежных средств взыскателю – ООО «Дом-сервис»; обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов ООО «Дом-сервис» путем вынесения судебным приставом-исполнителем Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А. постановления о распределении денежных средств, утверждения его старшим судебным приставом Советского РОСП УФССП России по Брянской области и перечисления взысканных в рамках исполнительного производства №...-ИП от 10.09.2018 года денежных средств взыскателю ООО «Дом-сервис».
Судом в качестве административного соответчика привлечен начальник Советского РОСП УФССП России по Брянской области Бурсова Е.И., заинтересованные лица Путренкова Т.А., Путренков А.А., Голубов В.Е.
В судебном заседании представитель административного истца уточненные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Шкрабо Н.А. в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении, поскольку действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям закона «Об исполнительном производстве», административным истцом пропущен срок обращения за судебной защитой.
Заинтересованное лицо Путренкова Т.А., действующая в своих интересах и представляющая интересы Путренкова А.А., Голубова В.Е., в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
В порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 121 ФЗ от 2.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
На основании статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 5 вышеуказанного Федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
В силу статей 12, 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи Советского судебного участка № 14 гор. Брянска от 03.08.2018 года с Путренковой Т.А., Голубова В.Е. и Путренкова А.А. солидарно в пользу ООО «Дом-Сервис» взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 61901 руб. 54 коп.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А. на основании судебных приказов возбуждены исполнительные производства №...-ИП от 10.09.2018 года, №...-ИП от 10.09.2018 года, №...-ИП от 10.09.2018 года.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес должников 12.09.2018 года.
12.09.2018 года судебным приставом исполнителем обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в ПАО «Банк «УРАЛСИБ».
13.09.2018 года на депозитный счет службы судебных приставов поступили денежные средства в размере 61901 руб. 54 коп.
19.09.2018 года в адрес Советского РОСП гор. Брянска от Путренковой Т.А. поступило заявление, в котором она сообщила, что ею поданы возражения на судебный приказ. К указанному заявлению приобщена копия возражений на судебный приказ № 2-1507 (2018) от 03.08.2018 года с отметкой о принятии их мировым судом.
В последствие должником предоставлено определение мирового судьи Советского судебного участка № 14 гор. Брянска от 22.10.2018 года, согласно которому Путренковой Т.А. восстановлен срок для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа.
Судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об отложении исполнительских действий и (или) принятия мер принудительного исполнения: № 32001/18/408474 от 15.10.2018 года (отложение с 15.10.2018 года по 29.10.2018 года); № 32001/18/408477 от 30.10.2018 года (отложение с 30.10.2018 года по 14.11.2018 года); № 32001/18/408480 от 13.11.2018 года (отложение с 13.11.2018 года по 27.11.2018 года).
13.11.2018 года постановлением №... объединены исполнительные производства №...-ИП от 10.09.2018 года, №...-ИП от 10.09.2018 года, №...-ИП от 10.09.2018 года.
В рамках исполнительных производств производились действия по принудительному исполнению, обращалось взыскание на денежные средства должников, расположенных в банках, производилось удержание денежных средств за счет должника Голубова В.Е.
Определением мирового судьи Советского судебного участка № 14 гор. Брянска от 21.02.2019 года отменен судебный приказ № 2-1507 (2018), выданный по заявлению ООО «Дом-сервис» к Путренковой Т.А., Путренкову А.А., Голубову В.Е. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные платежи.
Прекращено исполнительное производство в отношении Путренковой Т.А., Путренкова А.А., Голубова В.Е. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные платежи, возбужденное на основании судебного приказа от 03.08.2018 года по гражданскому делу № 2-1507 (2018).
Постановлением от 05.03.2019 года исполнительное производство от 10.09.2018 года прекращено.
На момент рассмотрения указанного административного иска административный истец свое право на подачу иска о взыскании задолженности не реализовал.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень которых содержится в данной статье.
Перечни исполнительных действий и мер принудительного исполнения, приведенные в статьях 64 и 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не являются исчерпывающими.
Согласно части 1 статьи 110 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Пунктами 2, 3, 9, 11 Инструкции «О порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов», утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 11, Министерства финансов Российской Федерации № 15н от 25 января 2008 года, предусмотрено, что для учета денежных средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов, в территориальных органах Федерального казначейства подразделения судебных приставов открывают лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в порядке, установленном Федеральным казначейством. Подразделение судебных приставов осуществляет учет, в том числе денежных средств, перечисленных со счета должника. Распределение денежных средств со счетов подразделений осуществляется старшим судебным приставом в соответствии со статьями 110, 111, 112 и 117 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на счет подразделения (за исключением денежных средств, порядок перечисления которых установлен пунктом 13 настоящей Инструкции). Перечисление вышеназванных денежных средств осуществляется подразделениями судебных приставов физическим лицам путем перечисления денежных средств на счет физического лица, открытый в обслуживающей его кредитной организации, или переводом денежных сумм по почте.
Ответственность за правильность выдачи и перечислений сумм со счетов подразделений несут распорядители счетов - старшие судебные приставы.
В силу части 1 статьи 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.
При этом, федеральный закон не содержит никаких указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, оставляя оценку этого на усмотрение судебного пристава исполнителя. При принятии решения об отложении исполнительных действий по исполнительному производству, судебный пристав исполнитель должен учитывать интересы взыскателя и должника.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроки; неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии; бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, при наличии сведений об оспаривании судебного приказа у судебного пристава исполнителя имелись основания для отложения исполнительных действий и по не вынесению постановления о перечисления денежных средств в пользу административного истца.
Бездействия при исполнении исполнительного производства со стороны судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А., судом не установлено.
Поскольку, судебный акт, на основании которого взысканы денежные средства, отменен, исполнительное производство прекращено, в связи с чем, оснований для перечисления денежных средств в пользу административного истца, не имеется.
Так как, судом не установлено, что при исполнении судебного акта имело место нарушение закона, не установлено бездействий со стороны судебного пристава-исполнителя, административным истцом не доказано о нарушении его прав и законных интересов, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, оспариваемые постановления № 32001/18/408474 от 15.10.2018 года (отложение с 15.10.2018 года по 29.10.2018 года); № 32001/18/408477 от 30.10.2018 года (отложение с 30.10.2018 года по 14.11.2018 года); № 32001/18/408480 от 13.11.2018 года (отложение с 13.11.2018 года по 27.11.2018 года) представлены в материалы административного дела 14.12.2018 года, с материалами дела, в том числе, и с оспариваемыми постановлениями, представитель административного истца Москалев А.И. ознакомлен 10.01.2019 года, с требованием об оспаривании постановлений представитель административного ответчика обратился только в уточненных требованиях 26.02.2019 года, то есть по истечении установленного десяти дневного срока.
Период оспариваемого бездействия судебного пристава исполнителя выразившегося в невынесении постановления о распределении взыскиваемых в рамках исполнительного производства денежных средств датировано представителем истца - сентябрем 2018 года, с уточненными требованиями о признании бездействия судебного пристава исполнителя выразившегося в невынесении постановления о распределении взыскиваемых в рамках исполнительного производства денежных средств, административный истец обратился в уточненных требованиях 26.03.2019 года, то есть по истечении установленного срока обращения за судебной защитой.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока представитель административного истца не заявлял, доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока, не представил.
Пропуск срока обращения за судебной защитой само по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, суд отказывает административному истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ООО «Дом-Сервис» об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области Савковой М.А., оспаривании постановлений, восстановлении нарушенного права, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В.Курнаева
Решение принято в окончательной форме 29.03.2019 года