Решение по делу № 2-1750/2018 от 04.04.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2018 года                г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи А.С. Поляковой,

при секретаре Т.И. Миличенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1750/2018 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокуратор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» (далее ООО «БЗФ»), в котом просит обязать ООО «Братский завод ферросплавов» провести мероприятия по устранению произрастания древесно-кустарниковой растительности на откосах ограждающей дамбы шламохранилища, в срок до 01.08.2018; восстановить проектное ограждение шламохранилища, в срок до 01.09.2018; восстановить проектное стационарное освещение периметра шламохранилища в срок до 01.09.2018.

В обоснование иска указал, что во исполнение задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обществом с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов». В ходе проверки установлено следующее.

ООО «Братский завод ферросплавов» расположен на промышленной площадке Братского алюминиевого завода, по адресу: 665716, Иркутская область, г. Братск, П 01 11 01 00. Одним из уставных видов деятельности предприятия является производство и реализация ферросплавов, кремния. Учредителем ООО «БЗФ» является ОАО «Мечел», ОГРН 1037703012896.

ООО «БЗФ» в рамках уставной деятельности эксплуатирует гидротехническое сооружение IV класса опасности - шламонакопитель, расположенный по адресу: 665716, г. Братск, П 01 11 01 00. Шламонакопитель предназначен для гидравлического складирования минерального шлама. Тип шламонакопителя - наливной, равнинный, двухсекционный. Шламонакопитель внесён в Российский государственный регистр гидротехнических сооружений за № 216250000881000.

В ходе проверки установлено, что по откосам ограждающей дамбы шламонакопителя произрастает древесно-кустарниковая растительность Проектное ограждение шламонакопителя, находится в неисправном состоянии (сгорели деревянные столбики ограждения), электрические провода стационарного освещения периметра шламонакопителя отсутствуют.

Таким образом, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнического сооружения», п. п. 4.4 9.8 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6, собственником и эксплуатирующей организацией - ООО «БЗФ» не обеспечивается соблюдение обязательных требований при эксплуатации указанного гидротехнического сооружения, в результате чего не обеспечивается безопасная эксплуатация шламонакопителя, что создает угрозу наступления тяжких последствий, в том числе аварии, причинения вреда окружающей среде.

Нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности ООО «Братски завод ферросплавов» нарушает государственную политику, направленную на обеспечение постоянного контроля за состоянием безопасности ГТС и их воздействием на окружающую среду; предотвращение возникновения аварийных ситуаций; управление в области рациональной и безопасной эксплуатации ГТС.

В судебном заседании помощник прокурора Середкин Е.В. исковые требования поддержал, суду дал пояснения по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что не возражает против предоставления срока для восстановления проектного стационарного освещения периметра шламохранилища - до 01.09.2019 года.

Представитель ответчика ООО «БЗФ» по доверенности Бутырина Т.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время ведутся работы по проведению торгов, определения подрядчиков на работы по устранению произрастания древесно-кустариковой растительности на откосах ограждающей дамбы шламохранилища и на работы по восстановлению ограждения шламохранилища. Общество планирует выполнить указанные работы в срок до 01.08.2018 и 01.09.2018 года соответственно.

В отношении пункта 3 требования истца об обязании восстановить стационарное освещение периметра шламохранилища в настоящее время ориентировочные затраты на восстановление освещения составляю 1500 тыс. руб. В рамках капитальных вложении Обществом планируется провести работы по разработке проектной документации на техническое перевооружение шламового хозяйства.

Проект плана Капитальных вложений на 2018 содержит затраты на первый этап разработку проектной документации стоимостью 9000 тыс. руб.

Данный проект предусматривает изменение системы освещения. После разработки проектной документации будет необходимо выполнить комплекс строительно-монтажных работ. В том числе монтаж системы освещений в соответствии с новым проектом. Учитывая короткий сезон строительно-монтажных работ, и необходимость проведения торгов по определению подрядчика на укачанные виды работ Общество полагает неисполнимыми сроки, указанные в исковом заявлении.

При этом Общество не согласно с требованиями Братского межрайонного природоохранного прокурора, поскольку бремя доказывания возможности нарушения прав неопределенного круга лиц, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости обязании ответчика осуществить определенные действия лежит на истце. В исковом заявлении истцом не доказано и не отражено, каким образом отсутствие освещения может нарушить права и законные интересы неопределённого круга лиц. На основании изложенного ООО «БЗФ» просит установить срок по пункту 3 требований не ранее 01.09.2019.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Статьёй 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации.

Постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002 № 6 утверждены «Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов». Данные правила устанавливают требования, обязательные для исполнения собственником ГТС и эксплуатирующей организацией при строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации ГТС (п. 1.3).

Из письменных материалов дела установлено, что ООО «Братский завод ферросплавов», ОГРН 1033800845760, состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска, ИНН ***, расположен на промышленной площадке Братского алюминиевого завода, по адресу: 665716, Иркутская область, г. Братск, П 01 11 01 00. Одним из уставных видов деятельности предприятия является производство и реализация ферросплавов, кремния. Учредителем ООО «БЗФ» является ОАО «Мечел», ОГРН 1037703012896

В соответствие со ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.

Решением единственного участника ООО «БЗФ» от 06.06.2014, единоличным исполнительным органом ООО «БЗФ» утверждено ООО «Управляющая компания «Мечел-Сталь», ОГРН 1057748473331. Договором № Д-0072.МСК о передаче полномочий исполнительного органа от 09.06.2014, права и обязанности единоличного исполнительного органа ООО «БЗФ» переданы ООО «Управляющая компания «Мечел-Сталь».

Согласно приказу ООО «Управляющая компания «Мечел-Сталь», № УКМ45к от 14.08.2017, управляющим директором ООО «БЗФ» назначен С.Ю..

ООО «БЗФ» в рамках уставной деятельности эксплуатирует гидротехническое сооружение IV класса опасности - шламонакопитель, расположенный по адресу: 665716, г. Братск, П 01 11 01 00. Шламонакопитель предназначен для гидравлического складирования минерального шлама. Тип шламонакопителя - наливной, равнинный, двухсекционный. Шламонакопитель внесён в Российский государственный регистр гидротехнических сооружений за № 216250000881000.

Братской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обществом с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов».

В ходе проверки установлено, что по откосам ограждающей дамбы шламонакопителя произрастает древесно-кустарниковая растительность Проектное ограждение шламонакопителя, находится в неисправном состоянии (сгорели деревянные столбики ограждения), электрические провода стационарного освещения периметра шламонакопителя отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 23.03.2018, составленным помощником Братского межрайонного природоохранного прокуратура Середкиным Е.В., совместно с начальником цеха очистки газов и производства огнеупорного микрокремнезема ООО «БЗФ» Д.З.

Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось наличие на территории шламонакопителя названных нарушений требований ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнического сооружения», п. п. 4.4, 9.8 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6.

При этом, представитель ответчика ссылается на то, что прокурором не доказано и не отражено, каким образом отсутствие освещения может нарушить права и законные интересы неопределённого круга лиц. Указанные доводы суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ Федеральный закон от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Так, статья 3 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ предусматривает, что ответственность за безопасность гидротехнического сооружения возлагается Законом на собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующую организацию (ст. 9 ФЗ), в данном случае - ООО «БЗФ».

В ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ даны основные понятия: гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения;

обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Пунктами 4.4, 9.8 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6 предусмотрено, что все объекты накопителя, требующие круглосуточного обслуживания, должны иметь стационарное электроосвещение. Дежурный персонал, работающий в темное время суток, на случай отключения электроснабжения должен быть оснащен аккумуляторными светильниками (п. 4.4). Дамбы и сооружения на них (дороги, линии освещения и связи и др.) должны содержаться в техническом состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию (п. 9.8).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «БЗФ» эксплуатирует гидротехническое сооружение IV класса опасности - шламонакопитель, расположенный по адресу: 665716, г. Братск, П 01 11 01 00, повреждение которого, при не соблюдении обязательных требований при эксплуатации указанного гидротехнического сооружения, могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, и повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Кроме того, ООО «БЗФ», утверждая о недоказанности истцом нарушения прав неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации не представляет относимых и допустимых доказательств невозможности возникновения чрезвычайной ситуации. При этом, необходимо отметить, что отсутствие указанных заявителем ответчиком доказательств возможности нарушения прав неопределенного круга лиц, возникновения чрезвычайной ситуации и отсутствие проектного стационарного освещения периметра шламохранилища, не влияет на правовую природу самого сооружения. Правилами безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов предусмотрено, что все объекты накопителя, требующие круглосуточного обслуживания, должны иметь стационарное электроосвещение, следовательно, без проектного стационарного освещения периметра шламохранилища, гидротехнического сооружения его эксплуатация не может быть признана безопасной.

На основании изложенного, суд соглашается с доводами истца о том, что собственником и эксплуатирующей организацией ООО «БЗФ» не обеспечивается соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнического сооружения, в результате чего не обеспечивается безопасная эксплуатация шламонакопителя, что создает угрозу наступления тяжких последствий, в том числе аварии, чрезвычайных ситуаций, причинения вреда окружающей среде.

Учитывая, что нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности ООО «Братски завод ферросплавов» нарушает государственную политику, направленную на обеспечение постоянного контроля за состоянием безопасности ГТС и их воздействием на окружающую среду; предотвращение возникновения аварийных ситуаций; управление в области рациональной и безопасной эксплуатации ГТС, суд считает исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокуратура законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требования прокурора о восстановлении проектного стационарного освещения периметра шламохранилища в срок до 01.09.2018, суд считает необходимым учесть доводы ответчика, с которыми истец согласился, и исходит из обозначенных ответчиком сроков необходимых для проведения работ по разработке проектной документации предусматривающей изменение системы освещения, проведения комплекса строительно-монтажных работ, в том числе монтажа системы освещений в соответствии с новым проектом, непродолжительный для данной местности сезон строительно-монтажных работ, необходимость проведения торгов по определению подрядчика на укачанные виды работ, в связи с чем, полагает разумным определить срок для восстановления проектного стационарного освещение периметра шламохранилища - до 01.09.2019.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО «Братский завод ферросплавов», ОГРН 1033800845760, 665716, Иркутская область, г. Братск, П 01 11 01 00, провести мероприятия по устранению произрастания древесно-кустарниковой растительности на откосах ограждающей дамбы шламохранилища, в срок до 01.08.2018.

Обязать ООО «Братский завод ферросплавов», ОГРН 1033800845760, 665716, Иркутская область, г. Братск, П 01 11 01 00, восстановить проектное ограждение шламохранилища, в срок до 01.09.2018.

Обязать ООО «Братский завод ферросплавов», ОГРН 1033800845760, 665716, Иркутская область, г. Братск, П 01 11 01 00, восстановить проектное стационарное освещение периметра шламохранилища в срок до 01.09.2019.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                       А.С. Полякова

2-1750/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Братский межрайонный природоохраннывй прокурор
Ответчики
ООО"БЗФ"
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Полякова Анжелика Сергеевна
Дело на странице суда
bratsky.irk.sudrf.ru
04.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2018Передача материалов судье
06.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2018Судебное заседание
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее