Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4 Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на наследственное имущество в виде земельного участка и жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 М.М. обратился в суд с иском к ФИО4 Мамадышского муниципального района РТ, Палате имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на наследственное имущество, открывшееся после смерти отца, ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из жилого дома и земельного участка площадью 9545 кв.метров, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, указав, что фактически сразу после смерти отца принял наследство – проживал и продолжает проживать по указанному адресу, обеспечил сохранность наследственного имущества, пользуется земельным участком. Однако оформить наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка у нотариуса не может ввиду отсутствия документов, удостоверяющих право собственности ФИО1 на названное недвижимое имущество.
Истец ФИО1 М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал и суду показал, что его отец ФИО1 М.Н. владел и пользовался на праве собственности земельным участком площадью 9545 кв.м., расположенным по адресу: РТ, <адрес>, <адрес>, <адрес>. На данном участке отцом при жизни был построен жилой дом. После смерти отца жилой дом и земельный участок площадью 9545 кв.м. в порядке наследования перешли ему. В настоящее время он проживает по указанному адресу со своей семьей.
Представитель ответчика - ФИО4 Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель ответчика - Палаты имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третьи лица – ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО1 Ф.М. в судебное заседание не явились, согласно телефонограммам просят рассмотреть дело в их отсутствие, с иском согласны, на наследство, открывшееся после смерти отца ФИО3, не претендуют.
Представитель третьего лица – ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав в судебном заседании истца, его представителя и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из материалов дела усматривается, что родители истца: отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 14).
Из справки руководителя исполкома ФИО4 сельского поселения <адрес> видно, что ФИО1 М.Н. по день смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, д.Сарбаш Пустошь, <адрес>, совместно с сыном ФИО3 и женой ФИО2 (л.д. 11).
Согласно сообщениям нотариусов, после смерти ФИО1 и ФИО2 наследственные дела не открывались.
На основании части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании статьи 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Как следует из справки руководителя исполкома ФИО4 сельского поселения согласно похозяйственной книге №, лицевой счет №, ФИО1 принадлежал на праве собственности одноэтажный деревянный жилой <адрес> года постройки, общей площадью 139,2 кв. метров, в том числе жилой площадью 90,4 кв.метров, с надворными постройками: пристрой, веранда и сооружения, находящиеся по адресу: РТ, <адрес>, д.Сарбаш Пустошь, <адрес> (л.д.10).
Индивидуальные характеристики данного жилого дома также указаны в техническом паспорте, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-24).
Из выписки из похозяйственной книги, выданной Главой ФИО4 сельского поселения, усматривается, что ФИО1 по день смерти принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 3131 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, Мамадышский муниципальный район, д.Сарбаш Пустошь, <адрес> (л.д.7). Согласно справке №, выданной ФИО3, на основе технического паспорта на жилой дом и по факту выезда на место руководителя исполкома ФИО4 сельского поселения подтверждается расположение объекта недвижимого имущества - жилого дома, 1997 года постройки, в пределах границ земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 9545 кв.м. (л.д. 12). Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, д.Сарбаш Пустошь, <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь земельного участка – 9545 кв.м., граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, информации о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствует (л.д. 8-9).
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что земельный участок был предоставлен ФИО1 до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве постоянного бессрочного пользования. В соответствии с нормами земельного законодательства ФИО1 М.Н. вправе был зарегистрировать право собственности на этот земельный участок. Однако, он не успел реализовать данное право ввиду смерти. Владение и пользование наследодателем жилым домом и земельным участком общей площадью 9545 кв.м. никем не оспаривалось. Каких-либо правопритязаний и материального интереса относительно спорного жилого дома и земельного участка третьи лица, в том числе орган местного самоуправления не заявляли.
После смерти ФИО1 наследником, принявшим наследство является сын ФИО1 М.М., поскольку он до истечения установленного законом шести месяцев со дня открытия наследства вступил во владение и управление наследством, то есть фактически принял наследство. При наличие таких данных требование истца о признании за ним право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: РТ, <адрес>, д.Сарбаш Пустошь, <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в д.Сарбаш - <адрес> Татарской АССР, на наследство, открывшееся после смерти отца, ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из жилого дома, 1997 года постройки, и земельного участка общей площадью 9545 кв.метров, расположенных по адресу: <адрес>, д.Сарбаш-Пустошь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья