УИД: 66RS0011-01-2021-000233-60
№ 2-459/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 7 апреля 2021 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,
при секретаре Ивакиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Чемезова В.К.
к
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Чемезов В.К. обратился в Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о признании действий незаконными.
В исковом заявлении истец просит:
- признать не подлежащими взысканию средств из пенсии инвалида Чемезова В.К., **,
- возложить на ответчика обязанность по выдаче справок.
Истец Чемезов В.К. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в судебное заседание не явился.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Чемезову В.К. была установлена инвалидность, ** (л.д. 12).
Из материалов дела следует, что Чемезов В.К. является получателем пенсии по инвалидности бессрочно, размер которой в 2019 году составлял 35 000 рублей 00 копеек (л. д. 14).
Истец обжалует законность удержаний денежных средств из его пенсии.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району УФССП России по Свердловской области от 20 февраля 2019 года возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № 4/17-1/2019, выданного мировым судьей судебного участка № 2 Красногорского судебного района Свердловской области, о взыскании с Чемезова В.К. судебных расходов в пользу ** (л.д. 30-32).
Из сообщения ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменскому районе Свердловской области от 15.03.2021 следует, что из государственной пенсии по старости Чемезова В.К. в период с 01.03.2019 по 30.04.2019 согласно постановлению об обращении взыскания от 20.02.2019 произведено удержание задолженности на основании исполнительного листа по делу № 4/17-1/2019 от 22.01.2019 в пользу ** Удержания, согласно требованию судебного пристава-исполнителя производились в размере 50% до полного погашения долга в сумме 30 000 рублей 00 копеек. Постановление с отметкой о произведенных удержаниях в полном размере возвращено в службу судебных приставов (л.д. 25).
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) к мерам принудительного исполнения, в том числе относится и обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
В соответствии со статьей 99 указанного Закона при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве и части 3 статьи 29 Закона о страховых пенсиях предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, судебный пристав-исполнитель обязан устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень его существования.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пункт 9 части 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и в порядке исключения из общего правила о невозможности обращения взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию допускает обращение взыскания на страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника, как пенсия по старости и пенсия по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Кроме того, истец просит обязать ответчика выдать справки об удержаниях.
В материалах дела имеет письмо Управления пенсионного фонда от 30 июля 2020 года (л.д. 14), из которого следует, что истцу разъяснялось, какие суммы удержаны из пенсии и на основании каких документов. Письмо содержит подробные сведения.
Какие-либо специальные формы для предоставления информации об удержаниях законом не предусмотрены, соответственно ответчиком не нарушены права истца.
При таких обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Чемезова В.К. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о признании действий незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2021 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова