Решение по делу № 2-637/2020 от 23.07.2020

Производство № 2-637/2020

УИД 57RS0027-01-2020-000966-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2020 г. г. Орёл

Северный районный суд г.Орла в составе:

председательствующего судьи Шуклиной Н.С.,

с участием истца прокурора Артюховой О.Н.,

представителя ответчика администрации г.Орла Лоскутовой Е.И.,

представителя ответчика МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла Ададуровой М.Л.,

представителя третьего лица Управления образования администрации г.Орла Пугачева С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щуровой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Северного районного суда г.Орла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г.Орла к администрации г.Орла и МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 имени 5-ой Орловской Ордена Ленина Краснознаменной Орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии о возложении обязанности по обеспечению охраны здания (территории) образовательного учреждения,

установил:

прокурор Северного района г.Орла изначально обратился в суд с иском к администрации г.Орла и МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 имени 5-ой Орловской Ордена Ленина Краснознаменной Орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии (далее - образовательное учреждение, МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла) о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения и приобретению металлоискателя.

В ходе судебного разбирательства истец подал суду заявление об уточнении исковых требований, которое содержит отказ от иска, поскольку в ходе рассмотрения данного дела ответчики выполнили требования прокурора по установке видеонаблюдения и приобретению металлоискателя.

Определением суда от 23 ноября 2020 г. производство по данному гражданскому делу в этой части прекращено.

При этом одновременно истец увеличил требования, ввиду того, что в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что в МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла также отсутствует охрана объекта и территории, в связи с чем просил суд возложить на администрацию г.Орла в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия по антитеррористическому законодательству, а образовательному учреждению в течение месяца после выделения финансирования заключить договор на охрану объекта (территории) сотрудниками специализированной организации.

В последующем, истец уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию г.Орла в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения охраны здания (территории) МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющей право на создание ведомственной охраны.

Кроме того, просил обязать МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла обеспечить в течение месяца с даты поступления денежных средств охрану здания (территории) образовательного учреждения указанными сотрудниками охранных организаций.

В судебном заседании прокурор Артюхова О.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержала.

Представитель ответчика администрации г.Орла Лоскутова Е.И. и представитель третьего лица Управления образования администрации г.Орла Пугачев С.А. исковые требования не признали, ссылались на нехватку бюджетных средств для финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Представитель МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла Ададурова М.Л. по поводу решения по делу полагалась на усмотрение суда. При этом пояснила, что учебное заведение состоит из двух корпусов, один из которых обеспечен охраной за счет средств родителей учащихся. Не оспаривала, что второй корпус школы не охраняется. Полагала, что при выделении бюджетных средств и поступлении их в распоряжение учреждения, возможно заключить договор по охране здания школы в месячный срок.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35 "О противодействии терроризму" (далее - ФЗ "О противодействии терроризму", Закон) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункты 4, 6 части 1 статьи 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 указанного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07 ноября 2019 г. N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

На основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), которая в ходе своей работы определяет, в том числе, перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (пункты 8 и 11 указанного Постановления).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, мероприятия, указанные в пункте 25 названного постановления, являются дополнительными и необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений в целях обеспечения большей антитеррористической защищенности.

В силу действия пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №131 –ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

На основании пункта 2 части 6 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Как следует из материалов дела, МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла является юридическим лицом, учредителем которого, согласно уставу, является муниципальное образование «Город Орел». Функции учредителя осуществляет администрация г.Орла в лице Управления образования администрации г.Орла (л.д.48-69, 37-47).

Директором данного образовательного учреждения на основании приказа Управления образования администрации г.Орла от 13 февраля 2012 г. назначена Ададурова М.Л. (л.д.24).

На основании решения от 26 июня 2020 г. прокуратурой Северного района г.Орла проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму на предмет защищенности объекта МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла, по результатам которой было установлено, что в образовательном учреждении отсутствует видеонаблюдение и металлоискатель (л.д.7-17, 76-100).

В ходе рассмотрения данного гражданского дела требования прокурора в этой части исполнены (л.д.25-31).

Между тем, на основании акта от 05 октября 2020 г., составленного прокуратурой Северного района г.Орла выявлено, что в образовательном учреждении отсутствует охрана (л.д.75).

Согласно паспорту безопасности МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла относится к третьей категории опасности объекта (л.д.101-166).

По информации администрации г.Орла в проекте бюджета на г.Орла на 2021 год предусмотрен объем расходных обязательств на проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объектов образования, в том числе на оплату физической охраны в образовательных организациях г.Орла в размере 15750,0 тыс. руб. Проект бюджета г.Орла на 2021 год будет рассмотрен на очередном заседании Орловского городского Совета народных депутатов в декабре 2020 года.

Кроме того, Управлением образования администрации г.Орла в адрес администрации г.Орла направлено обоснование бюджетных ассигнований на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы с расчетом к смете расходов на 2021 год из которого следует, что необходимо предусмотреть расходы по оплате за охрану на сумму 1100,6 тыс.руб.

С учетом исследованных доказательств судом установлено, что вопреки требованиям указанных выше норм, образовательное учреждение не обеспечено охраной.

Предусмотренный законодателем вид охранных услуг финансируется органом местного самоуправления, за счет выделения субсидий в адрес образовательного учреждения, а последним организуются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий).

Таким образом, администрацией г.Орла не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности рассматриваемого объекта образования.

Отсутствие финансирования, на которое ссылается администрация г. Орла не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательным учреждением охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнений требований действующего законодательства в указанной части.

В свою очередь, образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность возможно только за счет средств, выделяемых из бюджета городского округа.

Однако до настоящего времени администрацией г.Орла какие – либо меры для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения и обеспечении его охраной не приняты и доказательств обратного суду не предоставлено.

Поскольку принятие таких мер связано с рассмотрением вопроса о принятии бюджета городского округа Советом народных депутатов г.Орла на следующий 2021 год, то суд приходит к вводу, что на администрацию г.Орла должна быть возложена обязанность по принятию мер, связанных с выделением финансирования для обеспечения антитеррористической защищенности - охране объекта (территории) МБОУ - средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла в срок до 1 июля 2021 года.

Ввиду того, что законодатель предусмотрел несколько вариантов охраны объектов, то на МБОУ - средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла следует возложить обязанность в течение одного месяца с даты поступления денежных средств обеспечить охрану объекта (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

С учетом обстоятельств дела, определенные судом сроки являются разумными, исполнимыми и не противоречащими требованиям подпункта «б» пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то с учетом того, что иск имеет неимущественный характер, с ответчиков в доход бюджета муниципального образования город Орел подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 рублей с каждого.

Руководствуясь статьями 45, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Северного района г. Орла удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.Орла в срок до 1 июля 2021 года принять меры по выделению финансирования для обеспечения антитеррористической защищенности - охране объекта (территории) МБОУ - средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла.

Возложить на МБОУ - средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла обязанность в течение одного месяца с даты поступления денежных средств обеспечить охрану объекта (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с администрации г.Орла и МБОУ – средняя общеобразовательная школа №49 г.Орла в доход бюджета муниципального образования город Орел государственную пошлину в сумме по 300 рублей с каждого.

В остальной части исковых требований отказать.

Мотивированный текст решения изготовлен 27 ноября 2020 г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла.

Председательствующий Н.С. Шуклина

2-637/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Северного района г.Орла в интересах неопределенноо круга лиц
Ответчики
администрация г.Орла
МБОУ - средняя общеобразовательная школа №49 имени 5-ой Орловской Ордена Ленина Краснознаменной Орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии
Другие
Управление образования администрации г. Орла
Суд
Северный районный суд г. Орел
Судья
Шуклина Н.C.
Дело на сайте суда
severny.orl.sudrf.ru
23.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2020Передача материалов судье
28.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020Дело оформлено
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее