Решение по делу № 3а-132/2020 от 11.12.2019

Дело № 3а-132/2020 (850/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    27 февраля 2020 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Раковой В.Е.

при секретаре Тезиковой Е.О., -

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Музалевской к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

11 декабря 2019 года административный истец обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 6330 +/- 27,85 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение производственной базы, расположенного по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

На земельном участке имеется сооружение: отдельно стоящее здание, назначение - нежилое, общая площадь 737 кв.м, кадастровый (условный) номер , также принадлежащий административному истцу на праве собственности.

Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 1 января 2014 года, составляет 10 449 310,8 руб.

Ссылаясь на то, что административный истец как собственник земельного участка обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области», которая значительно превышает размер его рыночной стоимости на дату оценки, просил установить в отношении указанного земельного участка кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО «Проф-Оценка» ФИО3, в размере 2 943 000 рублей.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация городского поселения город Лиски, администрация Лискинского муниципального района Воронежской области.

Определением Воронежского областного суда от 26 декабря 2019 года по делу была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и, при необходимости, определения рыночной стоимости объекта оценки, производство по делу приостановлено.

Согласно поступившему в суд заключению судебного эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России № 296/6-4 от 11 февраля 2020 года в представленном отчете допущены нарушения требований федерального стандарта оценки № 5, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельного участка составляет 3 494 160 (три миллиона четыреста девяносто четыре тысячи сто шестьдесят) рублей.

Кроме того, одновременно с возвращением материалов административного дела начальником ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России представлено заявление о взыскании расходов за проведение экспертизы в сумме 19 469 руб.

Определением суда от 18 февраля 2020 года производство по делу возобновлено, по дела назначено судебное заседание для рассмотрения заявленных требований по существу.

В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств не поступило.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 6330 +/- 27,85 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение производственной базы, расположенного по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2014 года составляет 10 449 310,8 руб.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика земельного налога в силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и используется для определения налоговой базы.

Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были определены с участием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области как органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, и утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 1 января 2014 года.

На основании части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970, с 1 января 2017 года подлежат применению для целей налогообложения, связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

В силу абзаца первого статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия). На административного истца как на физическое лицо это правило не распространяется.

Определяя обоснованность административных исковых требований, заявленных по отношению к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, суд учитывает содержание
части 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и пункта 2.2.6 Положения об этом органе, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128, в соответствии с которыми Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик после даты государственной кадастровой оценки.

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не определялась Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, он не является надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.

Возможность удовлетворения административного иска о пересмотре кадастровой стоимости основана на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный административным истцом отчет оценщика вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.

В связи с этим на основании определения суда экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» была выполнена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Как уже указано, согласно поступившему в суд заключению судебного эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России № 296/6-4 от
11 февраля 2020 года в представленном отчете допущены нарушения требований федерального стандарта оценки № 5, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельного участка составляет 3 494 160 (три миллиона четыреста девяносто четыре тысячи сто шестьдесят) рублей.

Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет соответствующую квалификацию и образование, длительный стаж экспертной работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.

С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и в силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 Постановления его Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности», суд

р е ш и л:

административный иск Музалевской к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6330 +/- 27,85 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на
1 января 2014 года в размере 3 494 160 (три миллиона четыреста девяносто четыре тысячи сто шестьдесят) рублей.

Датой подачи заявления считать 11 декабря 2019 года.

В удовлетворении административного иска, заявленного по отношению к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий: В.Е. Ракова

3а-132/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Музалевская Наталия Александровна
Ответчики
филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Управление Росреестра по Воронежской области
Другие
Администрация городского поселения г.Лиски
администрация Лискинского муниципального района
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Ракова Валентина Егоровна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
11.12.2019Регистрация административного искового заявления
12.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019Судебное заседание
18.02.2020Производство по делу возобновлено
27.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее